Значение конституции рф для деятельности органов внутренних дел



Конституционно-правовые основы службы в органах внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»


КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Е.В. Елфимова, соискатель кафедры теории и истории государства и права Уральской академии государственной службы Государственная служба в органах милиции организована как разновидность федеральной государственной службы, а поэтому и формирование нормативно-правовой базы её осуществления является исключительным предметом ведения Российской Федерации.

Для результативного выполнения правоохранительных задач органами внутренних дел важное значение имеет уровень правовой регламентации профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, в силу своих должностных обязанностей защищающих права и законные интересы граждан, общества и государства1.
Для результативного выполнения правоохранительных задач органами внутренних дел важное значение имеет уровень правовой регламентации профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, в силу своих должностных обязанностей защищающих права и законные интересы граждан, общества и государства1. При этом огромные возможности повышения эффективности правоохранительной деятельности заложены в совершенствовании правовых основ государственной службы в органах внутренних дел.

Разрешение проблем, имеющихся в этой области, имеет важное значение для научно обоснованного совершенствования организации деятельности органов внутренних дел. Основой правового регулирования общественных отношений, связанных с государственной службой вообще, и государственной службой в органах внутренних дел как комплексного правового института, в частности, являются нормы конституционного права, закрепляющие основополагающие начала организации и функционирования всей системы государственной службы Российской Федерации. Конституционно-правовые основы государственной службы в органах внутренних дел выступают базовым уровнем системы её правового обеспечения (в рамках национального законодательства) и исходя из свойств систем придают правовому обеспечению государственной службы в органах внутренних дел признаки устойчивости, самоорганизации, а так же поступательного развития до уровня оптимальной правовой регламентации этого вида государственной службы.

При этом, рассматривая конституционноправовые основы в качестве базового уровня правового обеспечения государственной службы в органах внутренних дел, необходимо установить их признаки и свойства, обуславливающие место в системе правового обеспечения государственной службы в органах внутренних дел. Что, в свою очередь, даст возможность с большей степенью обоснованности сформулировать определение понятия конституционно-правовых основ государственной службы в органах внутренних дел, исходя из особенностей системного подхода.

Помимо этого, сами конституционно-пра-вовые основы государственной службы в органах внутренних дел правомерно рассматривать в качестве системы, обладающей собственными признаками и закономерностями развития, ибо отдельные уровни системы так же могут быть системами (явление полисистемности).

Подтверждение этому мы находим, соотнося понятие конституционно-правовых основ государственной службы с конституционными основами государственной службы, упомянутыми в Федеральной программе

«Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)»

.

Первые охватывают не только положения конституции, но и всех нормативных правовых актов, имеющих своим назначением регулирование общественных отношений, относящихся к предмету отрасли конституционного права, вторые, исходя из содержания упомянутого указа, охватывают лишь положения Конституции Российской Федерации, имеющие высшую юридическую силу. Таким образом, появляется возможность рассматривать конституционно-правовые основы государственной службы (в том числе службы в органах внутренних дел) как специфическую систему.

С одной стороны, имеются основания говорить о системной форме организации конституционно-правовых основ государственной службы в органах внутренних дел, с другой стороны, они выступают как базовый уровень системы правового обеспечения этого вида государственной службы, которая в таком случае становится полисистемой. Отсюда вытекает, что наиболее полно конституционно-правовые основы государственной службы в органах внутренних дел могут быть рассмотрены с учетом собственных системных признаков, а так же в системе с иными составляющими полисистемы правового обеспечения государственной службы в органах внутренних дел, ибо «важнейшая сторона системного подхода — требование рассматривать отдельные явления и вещи в их взаимных связях и отношениях, в которых они находятся в составе развивающегося целого — одно из основных представлений диалектики”2.

Таким образом, становление и оформление системы правового обеспечения государственной службы Российской Федерации связано с принятием первых нормативных правовых актов: указов, распоряжений iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Президента Российской Федерации, постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации3.

Однако ведущее место в конструкции правового обеспечения государственной службы в целом и службы в органах внутренних дел, в частности, занимает Конституция Российской Федерации, с принятием которой стало возможным его системное развитие.

Конституция Российской Федерации не содержит специальных указаний, определяющих место органов внутренних дел в механизме государства, в частности в системе правоохранительных органов.

Вместе с тем, она закрепляет в целом компетенцию органов государственной власти. Это дает возможность вычленить и определить сферу деятельности, основные задачи и функции органов внутренних дел, которые детализируются и закрепляются в специальных правовых актах, регулирующих конкретные направления деятельности органов внутренних дел и статус их отдельных служб. Конституция Российской Федерации следующим образом определяет место Министерства внутренних дел в системе органов исполнительной власти: ч.

2 ст. 110 Основного закона устанавливает, что в состав Правительства РФ входят федеральные министры.

Данное положение так же закреплено в статье 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», которая гласит: «Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства Российской Федерации — Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров»4.
№ 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», которая гласит: «Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства Российской Федерации — Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров»4.

Одним из них является министр внутренних дел. Следовательно, министерство внутренних дел — составной элемент системы органов, исполнительной власти Российской Федерации, входящий в струк- туру федеральных органов исполнительной власти5.

Как отмечает Л.А. Григорян, органы внутренних дел (как часть Министерства внутренних дел) представляют особую подсистему механизма государственного управления силами и средствами, непосредственно охраняющими государственный и общественный порядок, ведущими борьбу с преступлениями и правонарушениями, выполняющими ряд других важных задач и функций6. При этом в числе провозглашенных Конституцией РФ принципов, в соответствии с которыми организуется и осуществляется органами внутренних дел охрана общественного порядка и обеспечение безопасности, В.Н.

Бутылин, например, называет принцип ответственности и обеспечения прав и свобод человека7. На сегодняшний день исключительно высоки общественные ожидания в отношении качества и эффективности деятельности органов внутренних дел, направленной на соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина.
На сегодняшний день исключительно высоки общественные ожидания в отношении качества и эффективности деятельности органов внутренних дел, направленной на соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Отсюда степень ответственности, которая лежит на системе МВД как одном из ключевых звеньев правоохранительной системы и на каждом сотруднике.

Уровень правопорядка в стране во многом будет зависеть от эффективности работы органов внутренних дел, от уровня профессиональной подготовки и духовно-нравственных качеств их кадрового состава. В связи с этим трудно переоценить значение вытекающего из положений ст.2 Основного Закона, одного из важнейших принципов государственной службы, закреплённого в ст.5 Федерального закона

«Об основах государственной службы Российской Федерации»

и устанавливающего, что государственная служба основана на признании приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия и обязанности служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Таким образом, представляется возможным предложить следующее определение понятия конституционно-правовых основ государственной службы в органах внутренних дел: Конституционно-правовые основы государственной службы в органах внутренних дел — это совокупность закрепленных в кои-ституционно-правовых нормах принципов, составляющих базовый уровень полисистемы правового обеспечения государственной службы в органах внутренних дел.

Учитывая, что конституционные требо- вания нашли свое отражение во всех правовых актах, регламентирующих организацию и деятельность органов внутренних дел в современных условиях, расширение теоретической базы государственной службы в органах внутренних дел в направлении изучения ее конституционно-правовых основ будет способствовать оптимизации правового обеспечения государственной службы в органах внутренних дел, станет условием его дальнейшего неуклонного улучшения, в результате которого: “органы внутренних дел поднимутся на новый уровень правоохранительной и правоприменительной практики в обеспечении законных прав и свобод человека и гражданина, укрепления правопорядка, законности и безопасности личности и общества»8.

В настоящее время разработан и направлен в Государственную Думу проект Федерального закона

«О службе в органах внутренних дел Российской Федерации»

. Данный нормативный правовой акт также будет иметь исключительно важное социально-юриди-ческое значение, как и Федеральный закон

«Об основах государственной службы Российской Федерации»

. Вследствие этого, учитывая основополагающее значение конституционных норм для правового регулирования прохождения службы в органах внутренних дел, представляется целесообразным аналогичным образом изложить преамбулу проекта закона

«О службе в органах внутренних дел Российской Федерации»

, в следующей редакции: «Настоящий Федеральный закон на основании Конституции Российской Федерации устанавливает правовые основы организации государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации и основы правового положения сотрудников этих органов как особого вида государственных служащих».

Таким образом, будет нормативно закреплена важная правовая связь всех норм этого нормативного правового акта с Конституцией Российской Федерации, имеющей объединяющее значение для всех правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные со службой в органах внутренних дел. Помимо этого, будет установлена очень важная в юридическом и социальном планах взаимосвязь между институтом государственной службы РФ службой в органах внутренних дел9.

Помимо этого, будет установлена очень важная в юридическом и социальном планах взаимосвязь между институтом государственной службы РФ службой в органах внутренних дел9. Целью совершенствования правового обеспечения деятельности органов системы МВД России на современном этапе является создание правовых основ, позволяющих им эффективно выполнять свои задачи и функции в iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, президентскими и правительственными актами.

При этом нужно сохранить и укрепить целостность и единство системы МВД России, обеспечить правовую защищенность сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, поднять их правовой статус на уровень, отвечающий современным требованиям и реальным общественным потребностям. В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О милиции» и ст.

3 Положения о службе в органах внутренних дел правовую основу службы в органах внутренних дел составляют Конституция Российской Федерации, законы и иные правовые акты Российской Федерации, Конституции, законы и иные правовые акты республик в составе Российской Федерации, правовые акты автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативные акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, и индивидуальный контракт о службе в органах внутренних дел (контракт).

Как видно из данной статьи, ядром правовой основы является основной закон государства — Конституция РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России.

Вторым в числе нормативных актов, составляющих правовую основу деятельности милиции, после Конституции РФ, в указанной выше статье федерального закона является Закон РФ «О милиции». Это первый в истории России закон, комплексно урегулировавший правовой статус, организационную структуру милиции и определивший тем самым место и роль и место милиции в обществе и государстве. Необходимо отметить, что Закон «О милиции» ещё не приведен в соответствие с Федеральным законом «О системе государственной службы в РФ».

Он пока не отвечает заложенным в организацию государственной службы принципам, понятие «правоохранительная служба» в нём отсутствует.

В соответствии с Законом о системе государственной службы, федеральная государственная служба подразделяется на три вида — гражданскую, военную и правоохранительную.

При этом в законе устанавливается возможность учреждения в одном федеральном органе различных видов государственной службы. Впервые, данным законом вводится понятие правоохранительной службы10.

В настоящее время вместо единой правоохранительной службы законодательно закреплены особые виды государственной службы: служба в органах внутренних дел, служба в органах прокуратуры, таможенных органах. Рассматривая правовую основу службы в органах внутренних дел, необходимо отметить, что по данному вопросу в юридической литературе имеется существенное расхождение научных мнений.

Так, некоторые авторы не упоминают в числе правовых основ государственной службы в органах внутренних дел договоры и соглашения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации11. Более того, например A.B. Зиновьев вообще не называет внутригосударственный (внутрифедеральный) договор в числе источников конституционного права12.

Это связано, видимо с тем, что в настоящее время активно обосновывается необходимость отказа от практики заключения таких договоров. С другой стороны, В.Е. Чиркин рассматривает внутрифедеральный договор как возможный способ особого правового регулирования отношений Федерации и её субъектов, позволяющий учитывать объективно существующие социально-экономи-ческие, исторические, этнические различия частей государства13.

Федеративный договор от 31 марта 1992 года, отдельные договоры между федерацией и субъектами федерации, соглашения между МВД России и МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, принятые в развитие положений договоров упоминаются отдельными авторами как основа разграничения полномочий между органами внутренних дел различных уровней14.

Федеративный договор от 31 марта 1992 года, отдельные договоры между федерацией и субъектами федерации, соглашения между МВД России и МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, принятые в развитие положений договоров упоминаются отдельными авторами как основа разграничения полномочий между органами внутренних дел различных уровней14.

При этом, хотелось бы затронуть вопрос о соглашениях между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий, которые в ст.2 Федерального закона “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации”15. Они определяются как правовая форма передачи федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации друг другу осуществления части своих полномочий. В принципе, сама идея соглашений о раз- граничении полномочий представляется достаточно перспективной.

В самом деле, несмотря на активность федерального законодателя, остается еще достаточно вопросов совместного ведения, не урегулированных либо урегулированных только частично. В этих условиях субъекты Федерации прибегают к своему праву на “опережающее” правотворчество. И это правильно. Здесь как раз могли бы помочь соглашения о разграничении полномочий, представляющие собой весьма оперативную форму определения и учета взаимных интересов и подходов»16.

Научный подход к совершенствованию правового обеспечения деятельности системы МВД России на новом этапе основан на принципах преемственности и перспективного развития нормативной базы. Такой подход позволяет поднять на качественно новый уровень не только правовое обеспечение, но и всю деятельность органов внутренних дел4.

Анализ практики позволяет сделать вывод: политика правового регулирования, цели, задачи, принципы и вычленение приоритетных направлений совершенствования правового обеспечения деятельности системы МВД России подлежат существенной корректировке, направленной на качественное улучшение правового обеспечения функционирования органов внутренних делг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 1 Путин В.В. Выступление на расширенном заседании коллегии МВД России 25 декабря 2005г.

Щит и меч. 2005. №1 10 января, с.1. 2 Колеватов В.А, Методы научного познания.

Введение в методологию науки. Учебное пособие,- Новосибирск: СибАГС, 1996.

с.89. 3 См. например: Государственная служба. Сборник нормативных документов.

М.: Дело, 1999. 4 Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации”. “Российская газета” 1997. 23 декабря.

5 Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867 “О структуре федеральных органов исполнительной власти” (с изм. и доп. от 20 сентября, 1 декабря 2000 г.).

6 Григорян Л.А. Конституция СССР правовая основа организации и деятельности органов внутренних дел. Конституционно-правовые основы организации и деятельности органов внутренних дел.//Труды Академии МВД СССР. М.: Академия МВД СССР, 1982. с.

15. 7 Конституционное право. / Подред.

Проф. В. В. Лазарева. М.: Новый Юрист, 1998.С.152. 8 Дорошенко И.А., Бамблумян Т.С.

Основные этапы конституционно-правового регулирования организации и деятельности органов внутренних дел. Конституционноправовые основы организации и деятельности органов внутренних дел.//Труды Академии МВД СССР. М.: Академия МВД СССР, 1982. с.69.

9 Предлагаемый подход к формулированию содержания преамбул реализован в Законе Венгерской Республики №ХХХ1У 1994 г. «О полиции», преамбула которого гласит: «В соответствии с Конституцией Венгерской Республики и ее обязательствами по международному праву и с целью формирования полиции, действующей на основе верховенства права, Национальное собрание принимает настоящий закон».

Информационные материалы Управления международного сотрудничества МВД России от 12 августа 1997 г. 10 Федеральный закон “О системе государственной службы в РФ” N 58-ФЗ от 27.05.2003 г.

(статья 2). Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. ст. 2063, 11 Коренов А.П. Административное право России.

Учебник. Часть 1. М.:МЮИ МВД России. Изд-во «Щит-м», 1997. С. 112. 12 Зиновьев А. В. Конституционное право России: Учебное пособие.

М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. с. 14. 13 Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт.

— М.: Издательство “Зерцало”, 1998.

С.302; Напомним еще раз о договорных отношениях в США, которые рассматриваются как способ ассоциатив- ной самоорганизации граждан, социальных общностей, городов, -графств и штатов. Объединения, устраиваемые по средствам соглашений, оценивается как весьма перспективные. См.: Конституция, закон, подзаконный акт./ Под.

ред. Ю.А. Тихомирова. М.: Юрид. лит, 1994. с. 127, iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 14 Конституционное право: Учебник.

/ Под. ред. проф. В.В. Лазарева. М .: Новый юрист 1998. с.ЗОО.

15 Федеральный закон РФ от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ

«О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между’ органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»

.

Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №26. Ст.3176. 16 Балытников В В., Иванов В.В.

Конституционная модернизация: обновляя сохранять, сохраняя обновлять.// Конституционное право: восточно-европейское обозрение.

2000. №2. С.120. Цит. по: Иванов В.В.

Перспективы внутрифедеративных договоров как источников регулирования федеративных отношений./ Правоведение. 2000. №6. с.69. 17 Гасанов К.К., Прудников A.C., Значение Конституции РФ для основ деятельности органов внутренних дел; Закон и право; № 4, 2004, с.7. 18 Там же. С. 8.

Конституционно-правовой статус правоохранительных органов

Определение 1 – это определенные в законодательных и подзаконных актах основные принципы организации и деятельности, цели, задачи и пределы компетенции органов внутренних дел (ОВД).

Среди правоохранительных органов ОВД отличаются особой близостью к населению, ролью первопроходцев при встречах с противоправными, антиобщественными проявлениями; подконтрольностью всем ветвям политической власти, главным образом, судебной, прокуратуре, муниципальным органам и населению.ОВД в качестве структурных элементов механизма государства, наделены властными и принудительными полномочиями для выполнения своих функций, обладают собственной сферой и областью занятий, именуемой предметом ведения.

Свои компетенции правоохранительные органы реализуют через издание нормативных и иных правовых актов (инструкций, приказов, уставов, указаний, положений, правил и др.). Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Конституционные принципы, обуславливающие организацию и деятельность правоохранительных органов:

  1. самостоятельность;
  2. использование в своей деятельности наряду с русским языком национальных;
  3. формирование по поручению народа ОВД органами власти;
  4. презумпция невиновности и добропорядочности;
  5. сочетание централизма и децентрализации;
  6. сочетание мобильности и устойчивости;
  7. опора на институты гражданского общества и широкие слои населения.
  8. разграничение полномочий и предметов ведения с органами государства иными и правоохранительными органами;
  9. гласность, гуманизм, законность в организации и функционировании;
  10. осуществление государственно-властных полномочий в интересах защиты и охраны прав и свобод человека;
  11. территориальная организация структур;

Органы внутренних дел выступают отраслевой подсистемой государственного управления (входят в систему органов исполнительной власти) и одновременно правоохранительным органом (в систему правоохранительных органов). Основная задача ОВД – реализация принципов и норм Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции , законов и конституций субъектов РФ, федеральных законов, Указов Президента и президентов субъектов Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федерация , решений соответствующих органов исполнительной власти, относящихся к их компетенции.

Замечание 1 Деятельность правоохранительных органов направлена на сдерживание антиобщественных, противоправных явлений. В содержании предмета деятельности правоохранительных органов выделяют:

  1. правонарушения (проступки и преступления), отнесенные к их ведению законодательством;
  2. социальные услуги, прямо отнесенные к ведению ОВД по действующему законодательству, следуют ввиду необходимости охраны и защиты законных интересов;
  3. последствия противоправных общественно-опасных деяний – моральный, материальный, физический ущерб или вред, деформированное правосознание и другие, входящие в предмет ведения ОВД;
  4. условия и причины конкретных правонарушений, способствующие их совершению.

Органы внутренних дел, как отраслевая подсистема управления, осуществляет следующие функции:

  1. контроль за соответствием поведения, деятельности людей в соответствии и на основе с правовым предписанием.
  2. исполнение Конституции и законодательства По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Законность и политический режим ;
  3. распоряжение людьми, ресурсами, их организация на решение поставленных задач;
  4. организационное и управленческое воздействие на отношения внутри общества, их участников (внешнее и внутреннее управление);

Во внутренней сфере осуществляется организация функционирования разных органов подразделений и служб, управление личным составом (средствами и силами), реализующими задачи по обеспечению общественной и личной безопасности, пожарной безопасности, общественного порядка, вневедомственной охраны, безопасности дорожного движения, исполнению наказаний, борьбе с преступностью, профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних лиц, защите их прав и т.

д.Во внешней сфере деятельности правоохранительных органов реализуются задачи в виде административно-исполнительной деятельности, обнаружения, выявления, расследования и раскрытия преступлений, уголовно-исполнительной, оперативно-розыскной, охранной и иных видов деятельности. Внешняя и внутренняя сферы управленческой деятельности тесно связаны между собой, являются разными сторонами одного процесса, в процессе которого реализуются меры по формированию и укреплению внутреннего правопорядка. Внутренняя деятельность правоохранительных органов направлена на обеспечение внешней деятельности, основная цель которой – обеспечение прочного правопорядка, выступающего в виде реализованного права или состояния соответствия общественных отношений правовым закона и Конституции.К полномочиям Правительства РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Правительство РФ относится помимо прочего обеспечение законности, прав и свобод человека, охране общественного порядка, собственности, борьбе с преступностью.

Эти полномочия Правительство По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственный контроль реализует через правоохранительные органы, в систему которых входит Министерство внутренних дел По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственное управление в области внутренних дел .

Все полномочия выступают функциональными особенностями ОВД наряду с иными правоохранительными органами (прокуратурой, судом, нотариатом, юстицией, налоговой полицией, ФСБ, таможней и др.).Приоритетное значение в условиях становления и формирования правового государства, свободного гражданского общества приобретает создание механизма защиты свобод и прав человека, что определяет способы и содержание осуществления полномочий (прав и обязанностей) сотрудников ОВД.