В соответствии с законом 44 фз процедура закупки включает себя



44‑ФЗ простым языком. Часть 2


Заказчик проводит закупки у единственного поставщика или конкурентными способами: открытыми или закрытыми. Извещения об открытых закупках заказчик публикует в ЕИС, участвовать в них могут любые поставщики. Закрытые закупки заказчик согласовывает с ФАС и после этого отправляет приглашения ограниченному числу участников, которые способны выполнить контракт. В эти способы просто перечислены, мы расскажем о каждом чуть подробнее: Заказчик сам решает, с кем заключить контракт.

Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 100 тыс.

руб (для учреждений культуры или спортивных организаций не дороже 400 тыс. руб.). С 1 марта 2022 года крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на .

Комиссия рассматривает заявки участников и сравнивает цену, качество товара, опыт выполнения аналогичных контрактов, квалификацию сотрудников и т.д. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.

Конкурс с ограниченным участием Заказчики используют этот способ только на услуги, которые утверждены в .

В нем же прописаны дополнительные требования к участникам таких конкурсов:

  1. финансовые ресурсы для исполнения контракта,
  2. право собственности на недвижимость и технику,
  3. нужное количество квалифицированных специалистов.
  4. опыт аналогичных работ,

Двухэтапный конкурс На первом этапе поставщики присылают заявки, не называя цену, за которую готовы оказать услуги. На втором этапе заказчик сравнивает предложенные цены поставщиков, прошедших отбор на первом этапе.

Двухэтапный конкурс часто проводят на закупку строительных услуг, проектировочных работ и научных исследований, высокотехнологичной и инновационной продукции. Закрытый конкурс Принять участие в закрытой закупке может ограниченный круг поставщиков, которые соотвествуют требованиям и которых заказчик приглашает сам.

Если закупка не составляет гостайну, извещение публикуют в ЕИС. В этом случае заинтересованные поставщики подтверждают документами, что соответствуют требованиям, и подают заказчику запрос на предоставление конкурсной документации. Закрытый конкурс с ограниченным участием Отличие закрытого конкурса с ограниченным участием в том, что победитель должен пройти предквалификационный отбор.

Закрытый конкурс с ограниченным участием Отличие закрытого конкурса с ограниченным участием в том, что победитель должен пройти предквалификационный отбор. Закрытый двухэтапный конкурс Сначала заказчик оценивает квалификацию поставщика или качество товара, а на втором этапе сравнивает цену. Самый популярный вид закупок по 44-ФЗ (62% всех закупок в 2017).

Проходит в электронной форме на одной из 8 ЭТП. Для участия нужна и (с 1 января 2022 регистрация в ЕИС). Заявка состоит из двух частей, которые нужно подать одновременно.

До аукциона заказчик рассматривает первую, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения. Участники снижают НМЦ «на шаг» от 0,5 до 5% НМЦ.

Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, побеждает участник, который предложил самую низкую цену.

После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт. Закрытый аукцион В бумажных закрытых аукционах участники подают заявки в запечатанном конверте. Прошедшие участвуют в аукционе лично, снижая цену, поднимая таблички.

В электронной форме закрытые аукционы проходят на специализированных торговых площадках. Это относительно простая и быстрая процедура. Участники присылают свои заявки с ценой один раз.

После окончания срока подачи заказчик смотрит сразу все заявки, а победителя определяют по цене. НМЦ такой закупки — не выше 500 тыс. руб. и совокупный годовой объем таких закупок не более 10% от запланированных заказчиком на год.

Чаще всего заказчик проводит запрос при несостоявшихся аукционах или повторных конкурсов, а также при закупке на лечение российских граждан за границей и в некоторых других ситуациях. С 2022 года на бумаге осталась только часть закупок у единственного поставщика, некоторые закрытые закупки и закупки за границей.

В бумажных конкурсах заказчик может выделять товары и услуги в отдельные лоты.

Для каждого лота заказчик обосновывает и , а поставщики подают заявки на участие в определенном лоте. На каждый лот заключается отдельный контракт. Выбирая способ, которым провести закупку, заказчик учитывает:

  1. сроки проведения и другие параметры,
  2. НМЦ и отрасль закупки.
  3. ограничения в его применении,

Если заказчик неправильно выберет способ закупки, он получит штраф.

Все электронные закупки, обмен документами и заключение контракта проходят на ЭТП, закрытые электронные закупки — на специализированных ЭТП.

Правительство установило единые требования к открытым и закрытым ЭТП, в том числе к технической стороне работы, взаимодействию с ЕИС, хранению информации и т.д.

ЭТП обязаны работать непрерывно и надежно, давать равный доступ участникам к закупкам, обеспечить неизменность подписанных документов. В течение часа после размещения любой новой информации о закупке на ЭТП она дублируется в ЕИС.

Доступ к информации о закупке бесплатный. С 1 июля 2018 у ЭТП появилось право брать плату с победителя закупки. Правительство оставило за собой возможность разработать типовую форму документации о закупке, заявки и других документов.

Если такие формы утвердят, участники закупок обязаны их использовать. ЭТП предоставляют заказчикам следующую информацию об участниках закупки:

  1. копии учредительных документов (или их заверенный перевод),
  2. копии документов о госрегистрации юрлица или ИП (или заверенный перевод),
  3. для физического лица — только копию паспорта,
  4. ФИО и должность лица, имеющего право действовать без доверенности, его паспортные данные такого лица или данные и ИНН,
  5. выписку из ЕГРЮЛ/ ЕГРИП,
  6. решение об одобрении крупной сделки,

Несколько заказчиков могут проводить совместные закупки одних и тех же товаров, работ и услуг. Организатором совместного конкурса или аукциона выступает государственный уполномоченный орган.

Заказчики заключают с ним соглашение, в котором прописывают:

  1. порядок проведения закупок,
  2. другую необходимую информацию.
  3. сведения о закупках (идентификационные коды, НМЦ, сроки и т.д.)
  4. юридическую информацию о сторонах,
  5. перечень полномочий организатора,

Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных закупок пропорционально доле НМЦ. Контракт с победителем каждый заказчик заключает по отдельности. Закон предусматривает возможность централизовать любые закупки госзаказчиков на федеральном или муниципальном уровне.

В этом случае один уполномоченный специализированный орган будет планировать закупки, проводить их, оценивать заявки, принимать товар. При этом он не сможет обосновывать закупки, определять условия контракта, в том числе НМЦ, и подписывать контракт.

Контракты подписывают заказчики, для которых выбраны поставщики.

Ограничивать участие в закупке можно только в случаях, предусмотренных законом.

Все ограничения заказчик перечисляет в документах закупки.

Если он выставил ограничение, не предусмотренное 44-ФЗ или постановлением правительства, он должен обосновать это.

Участвовать в закупках поставщики могут самостоятельно или через представителей. Полномочия представителей подтверждаются доверенностью, выданной в соответствии с Гражданским кодексом.

Предприятие УИС или организация инвалидов участвуют в закупке наравне со всеми, но если побеждают, то могут повысить свою цену на 15%, (не выше НМЦ). Преимущество дается при закупке определенных товаров, включенных в перечень правительством. Заказчик указывает в извещении о закупке о том, что для организации инвалидов и предприятия УИС получат приемущества.

Также такие организации платят меньше обеспечение в крупных заявки. В закупках > 20 млн руб. — всего от 0,5 до 2% от НМЦ (для остальных категорий этот параметр — от 0,5 до 5% от НМЦ). Госзаказчики не меньше 15% от годового объема закупок.

НМЦ каждой такой закупки не выше 20 млн рублей. Давать преимущества этим организациям можно в открытых конкурсах, конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных конкурсах, электронных аукционах, запросах котировок и запросах предложений.

Заказчик может установить преимущество так:

  1. потребовать, чтобы победитель закупки взял на субподряд организации из числа СМП и СОНКО.
  2. объявить закупку только среди СМП,

В первом случае участник закупки из числа СМП или СОНКО должен задекларировать, что он принадлежит к этой категории бизнеса. Во втором случае несет гражданско-правовую ответственность, если не выполнит это требование.

Если закупка, объявленная только среди СМП, не состоялась, заказчик может провести ее на общих основаниях. Контракт, заключенный с СМП, заказчик оплачивает в течение 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки. По итогам года заказчик публикует в ЕИС отчет о закупках у СМП и СОНКО, куда включает информацию о состоявшихся и несостоявшихся закупках с ними.

Поставщик может участвовать в закупке, если:

  1. за последние 2 года не привлекался к административной ответственности,
  2. нет аффилированности с заказчиком,
  3. организация не ликвидируется, не является банкротом, не приостановила деятельность,
  4. не имеет задолженностей по налогам,
  5. не принадлежит к оффшорным компаниям (это подтверждается при аккредитации на ЭТП, выпиской из ЕГРЮЛ в заявке для конкурса, для запроса котировок выписку предоставляют при подписании контракта),
  6. обладает исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности,
  7. не состоит в РНП, если заказчик установил в закупке требование об отсутствии в реестре.
  8. нет ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации,
  9. у руководителя и главбуха нет судимости в сфере экономики,

Закон не обязывает документально подтверждать соответствие единым требованиям. Участник декларирует это, ставя галочку на ЭТП. Но комиссия по закупкам может проверить данные.

Если поставщик им не соответствует или предоставил недостоверную информацию, заказчик отклонит его заявку. Устанавливать дополнительные требования заказчик может только на отдельные виды товаров в конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных конкурсах, закрытых конкурсах с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсах или аукционах.

Дополнительные требования прописаны в постановлении от 04.02.2015 г. № 99:

  1. нужное количество квалифицированных специалистов.
  2. финансовые ресурсы для исполнения контракта,
  3. опыт аналогичных работ,
  4. право собственности на недвижимость и технику,

Эти требования поставщики должны подтверждать документально.

Например, прикладывать к заявке копии актов приемки выполненных работ по аналогичным контрактам, трудовые договоры с квалифицированными специалистами, бухгалтерскую отчетность. Все требования заказчики прописывают в документах закупки и не имеют права выходить за рамки 44-ФЗ.

Если заказчик необоснованно отклонил заявку, это можно .

Отдельно прописаны требования к поставщикам жизненно важных лекарств.
Заказчик имеет право в любой момент отказаться заключать контракт, если обнаружит, что:

  1. предельная цена этих лекарств не зарегистрирована,
  2. цена превышает предельную цену отпускных цен производителя, а поставщик отказывается ее снижать.

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»: .

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Кратко и доступно о главных аспектах 44-ФЗ

У начинающих поставщиков часто возникает большое количество вопросов о закупочной деятельности.

Сегодня процедуру проведения тендеров регулирует , который принят в 2013 году, но постоянно совершенствуется и модернизируется.Если кратко описать структуру 44-ФЗ, она будет выглядеть таким образом:

  1. пункты 97 и 98 посвящены принципам мониторинга закупок и контролю в части выполнения каждого контракта в рамках 44-ФЗ;
  2. статьи закона о государственных закупках с 16 по 23 формируют у читателя представление о планировании таких процедур;
  3. в 108-111 статьях дана информация о том, как заключать договоры и основные принципы их исполнения при определенных видах госзакупок;
  4. в 99 -104 статьях представлена подробная информация о контроле в сфере ФЗ. Данные разделы чаще всего претерпевают внесение изменений и дополнений для усиления надзора в области закупок;
  5. статьи федерального закона с 1 по 15 дают подробное описание общих положений, отвечают на вопросы и принципы заключения договорных отношений с физическими и юридическими лицами, дают определение основным понятиям и терминам;
  6. в заключительных статьях с 112 по 114 44-ФЗ подведены краткие итоги и изменения с момента вступления в законную силу.
  7. в статьях с 24 по 96 дана подробная информация о порядке государственного регулирования, участниках тендеров и предъявляемым к ним требованиям;
  8. 105-107 статьи закона знакомят с порядком разрешения споров между поставщиком и заказчиком;

Федеральный закон № 44 регламентирует контрактный порядок осуществления закупок товаров и услуг для обеспечения государственных нужд.Он отменяет действие закона с 1 января 2014 года.Конкретнее он регулирует:

  1. порядок планирования госзакупок;
  2. непосредственно заключение госконтрактов и их последующее исполнение;
  3. контрольные мероприятия и урегулирование споров.
  4. мониторинг и аудит в сфере закупочных процедур;
  5. отбор и основные требования, предъявляемые к участникам тендеров;

Не входят в регулирование 44-ФЗ:

  1. размер платы за участие в закупочных процедурах.
  2. закупки драгоценных металлов и камней в адрес Государственного фонда;
  3. закупки в области бесплатных услуг адвокатов;
  4. закупки международного формата;
  5. закупки в сфере государственной защиты судей и должностных лиц;
  6. закупки в области поддержки спортивных мероприятий мирового масштаба, проводимые на территории РФ;
  7. закупки органов избирательной власти с целью проведения выборов;

В основе 44-ФЗ о госзакупках лежат принципы контрактной системы. Основные из них:

  1. стимулирование и мотивация инновационных решений в области закупок;
  2. профессионализм государственных заказчиков;
  3. обеспечение единого подхода и принципов;
  4. эффективность госзакупок и ответственность за конечный результат.
  5. открытость и прозрачность от начала проведения аукционов и торгов до момента заключения и исполнения госконтракта;
  6. обеспечение конкуренции для участников закупок;

Для более осмысленного понимания, кто получает право на доступ к государственным закупкам, дадим определения каждому из участников.Госзаказчик — это государственная организация, которая нуждается в определенных услугах или товарах.В таких случаях заказчик организовывает тендер на участие и является плательщиком по будущему контракту.

К таким представителям согласно 44-ФЗ относят школы, детские сады, учреждения медицинского и учебного направления, находящиеся на обеспечении государства, а также жилищно-коммунальные хозяйства.В рамках исполнения 44-ФЗ организация-заказчик вправе тратить только бюджетные средства на исполнение контракта.Противоположной стороной при участии в закупках является поставщик.
К таким представителям согласно 44-ФЗ относят школы, детские сады, учреждения медицинского и учебного направления, находящиеся на обеспечении государства, а также жилищно-коммунальные хозяйства.В рамках исполнения 44-ФЗ организация-заказчик вправе тратить только бюджетные средства на исполнение контракта.Противоположной стороной при участии в закупках является поставщик. Им могут быть как физические лица и индивидуальные предприниматели, так и юридические лица — представители малого, среднего и крупного бизнеса.Поставщик является исполнителем по контракту с соблюдением 44-ФЗ.Он отвечает за своевременное исполнение обязательств по договору, будь то поставка товаров или выполнение работ.

У поставщика есть право работать с госзаказчиком напрямую или же в качестве привлеченного субподрядчика.Поддержка государством малого бизнеса очевидна: на сегодняшний день более 15% от общего объема закупок госзаказчики проводят у субъектов малого бизнеса.Сегодня в рамках исполнения федерального закона о госзакупках, тендеры проводятся на восьми официальных торговых площадках:

  • Национальная электронная площадка (ранее — ММВБ).

Поставщик и заказчик — это далеко не все участники такого процесса.

Посредником выступает одна из торговых площадок (оператор ЭТП), а также банки и надзорные органы.Теперь для полноценной работы нет необходимости регистрироваться и проходить процедуру аккредитации для каждой площадки. Получить доступ ко всем можно с помощью однократной регистрации в ЕИС.Единая информационная система () — это интернет-ресурс, который содержит реестр всех заключенных договоров, а также информацию о черных и белых списков потенциальных участников.

Доступ к ресурсу предоставляется бесплатно. Если изложить процесс кратко, закупочная процедура в рамках 44-ФЗ состоит из таких этапов:

  • Поставщик, который соответствует требованиям , направляет соответствующую заявку на участие в проводимой закупке. В ней обязательно указываются все сведения и параметры о потенциальном участнике.
  • В результате определяется победитель и стороны заключают контракт электронным способом.
  • Поставщик принимает на себя и качественно выполняет указанные в договоре обязательства, после чего госзаказчик оплачивает услуги.
  • Заказчик в лице государственного органа публикует запрос о необходимости в проведении закупки на поставку товаров или проведения работ путем размещения извещения и прочих документов по тендеру.
  • Заказчик рассматривает поданные заявки и проводит электронную закупочную процедуру, которая определяет наиболее выгодное предложение.

При участии в конкурсных и аукционных мероприятиях согласно статьи 44 закона о госзакупках требуется предоставить обеспечение заявки.При участии в закупке электронная площадка проводит блокировку определенной суммы денежных средств, которую необходимо разместить на спецсчете. Это своего рода гарантия исполнения обязательств, и в случае отказа сумма перечисляется заказчику как компенсация.Такое обеспечение может быть предоставлено двумя способами:

  1. личные денежные средства, размещенные на специальном счете;
  2. банковская гарантия — обязательство, при котором банк выступает гарантом.

Федерального закона посвящена требованиям к оформлению договора.

Согласно инструкциям, контракт должен содержать следующую информацию:

  1. их ответственность.
  2. права и обязанности сторон;
  3. форму договорных отношений;
  4. порядок расчетов и приемки товаров или услуг;
  5. стоимость;
  6. предмет договора с подробным описанием объекта закупочной процедуры;

Цена договора — величина постоянная и остается неизменной в течение срока контракта.Но в ряде ситуаций можно менять стоимостное выражение договора:

  1. увеличение или уменьшение объемов закупки до 10 % — так называемый опцион;
  2. существенные изменения, которые коснулись финансирования проекта;
  3. при закупках у единственного поставщика возможно снижение начальной максимальной цены при сохранении прежних объемов товаров или услуг;
  4. предлагаемые услуги/продукция более высокого качества, что требует дополнительных расходов, но в пределах НМЦК.

Согласно действующему законодательству, заказчик имеет право обратиться к единственному поставщику (неконкурентный способ закупки) или выбрать для себя конкурентный способ закупки.Если государственное учреждение выбирает второй вариант, то здесь также есть свои тонкости и разновидности:

  1. открытый конкурс — применим, когда важна не только стоимость, но и качество конечных услуг.

    Предполагает равные открытые условия для всех участников, победителем становится поставщик с наиболее выгодными условиями;

  2. открытый двухэтапный конкурс — на первом этапе происходит стандартная процедура подачи заявок от участников, а далее предусмотрен отсев по опыту, квалификации и качеству услуг заявителей;
  3. открытый конкурс с ограниченным участием — предполагает получение доступа определенной категории поставщиков узкой и специфичной специализации;
  4. закрытый конкурс — здесь заказчик сам определяет круг потенциальных участников.

    Это применимо, когда речь идет о закупках, в результате которых исполнитель получает доступ к государственной тайне. Такие закупки контролируются ФАС;

  5. электронный аукцион — самый распространенный вид тендера, в рамках которого проводят до 60 % всех закупок;
  6. запрос предложений — применим в случаях, когда по каким-то причинам не состоялся аукцион или требуется повторный конкурс. Заказчик самостоятельно обращается к исполнителям с просьбой предоставить актуальные цены и другие сведения.
  7. запрос котировок — простая и оперативная процедура.

    Поставщик единожды предоставляет заявку с указанием стоимости своих услуг. Из всех предоставленных заказчик определяет лучшую;

Необходимость ее создания была обусловлена изменениями в управлении госзакупок.

Такое нововведение обеспечивает полный цикл следующих закупок:

  1. выбор конкретных подрядчиков;
  2. дальнейший контроль;
  3. планирование контрактных закупок по 44-ФЗ;
  4. непосредственно заключение контрактов;
  5. претензионная работа.

Создавать такую контрактную службу госзаказчик может по своему усмотрению при условии, что его годовой объем закупок менее 100 млн.

рублей в год.Закон о госзакупках предполагает ряд особенностей, которые касаются определенных видов процедур. К ним относят:

  1. заключение энергосервисных контрактов — в таких случаях максимальная цена определяется как стоимость фактически понесенных расходов в прошлом году и не может их превышать. Такой контракт заключается отдельно от других договоров на поставку товаров и услуг;
  2. закупки на территории иностранного государства — заказчики при таких контрактах вправе не размещать информацию в ЕИС.
  3. контракты в сфере создания произведений архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства — по условиям такого договора исключительные права принадлежат субъектам РФ, которые инициировали такой заказ;
  4. закупки в соответствии с решениями Правительства РФ — весь порядок проведения сделок определяется и регламентируется Правительством;
  5. госконтракты при закупке товаров и услуг, включаемых в государственный оборонный заказ — правительство определяет перечень услуг, в соответствии с которым происходит выбор поставщика. Последний не вправе отказаться от заключения такого контракта;
  6. контракты на оказание услуг, направленных на оборону страны и поддержанию безопасности у единственного поставщика — при определении поставщика заказчик вправе обращаться в Правительство РФ с предложениями о возложении на оператора связи обязанности по оказанию услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка;

В рамках исполнения закона каждая государственная организация составляет планы и графики предстоящих закупок.С 1 октября 2022 компании планируют закупки только по планам-графикам на три года, существующие ранее планы закупок отменены.Заказчик не имеет права провести закупочную процедуру, не включенную в план-график. В таком документе обязательно должна быть обоснована НМЦК.

Помимо этого, план должен отображать ряд других параметров к каждой закупке:

  1. НМЦ каждого контракта,
  2. дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  3. месяц и год объявления закупки,
  4. размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  5. информация о банковском сопровождении контракта,
  6. название, номер, требования к товарам и участникам,
  7. применение критериев оценки закупки.
  8. способ закупки,

Планы-графики публикуются в ЕИС в течение трех рабочих дней, если не содержат гостайны.44-ФЗ диктует ряд определенных правил.Сегодня каждый заказ для исполнения государственных закупок проходит процедуру мониторинга — это систематический сбор, обобщение и оценка имеющихся данных о прохождении тендеров и контроль за выполнением планов и планов-графиков закупок.Такой мониторинг вправе проводить Министерство Финансов РФ. Процедура имеет следующие цели:

  1. оценить уровень фактической реализации целей, указанных в госпрограммах, а также проверить исполнение международных обязательств;
  2. анализировать степень необходимости проведения закупок с учетом НМЦ и методами проведения конкурсов и аукционов.

Система осуществления контроля за соблюдением принципов 44-ФЗ сложная, многоуровневая и строгая.

Такие полномочия делегированы следующим органам:

  1. органам исполнительной власти федерального значения, осуществляющим функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетной политики, органам управления государственными фондами, выходящими за рамки бюджета;
  2. федеральному органу исполнительной власти, надзорному органу в области гособоронзаказа, территориальным органам исполнительной власти, организациям, относящимся к местному самоуправлению;
  3. органам, осуществляющим внутренний государственный контроль за финансами в соответствии с Бюджетным Кодексом России.

Основными контролирующими органами нашей страны признаны: ФАС, Росфиннадзор, Федеральное казначейство.

В полномочия этих организаций входит надзор и контроль за правильностью определения идентификационных кодов закупок, составления план-графиков и планов, корректность оформления извещений и многое другое.Основные функции и ведение контроля в сфере закупок подробно описано в п. 13 . Для качественного исполнения своих функций он должен быть наделен полномочиями и обладать полноценными правами осуществлять деятельность на разных уровнях власти:

  1. региональном,
  2. местном.
  3. федеральном,

Главным контрольным органом в сфере закупочных процедур является Федеральная антимонопольная служба, которая выполняет ряд следующих функций, направленных на надзор за исполнением закона 44-ФЗ.Для качественного исполнения своих функций ФАС наделено полномочиями в отношении сбора информации о подконтрольных субъектах:

  1. уполномоченных органов и учреждений;
  2. контрактных служб (управляющих);
  3. специализированных организаций;
  4. закупочных комиссий (членов комиссий);
  5. заказчиков;
  6. операторов электронных площадок.

Контролер исполняет свои обязанности путем плановых и внеплановых проверок.

Для осуществления внеплановой проверки определен перечень оснований:

  1. информация о нарушении законодательства в сфере закупок;
  2. жалоба на действие (бездействие) субъектов контроля;
  3. окончание срока выданного по основаниям п. 2 ч. 22 и п. 3 ч. 27 ст. 99 ЗКС предписания.

Таким образом в результате проверки или по поступившей жалобе поставщика ФАС может признать закупку необоснованной.

В таком случае ее корректируют или полностью отменяют, а виновные обязательно привлекаются к ответственности.Действие закона 44-ФЗ направлено на мониторинг контрактов, проводимых в сфере госзакупок, с целью снизить или полностью исключить коррупцию и демпинг в этом секторе, а также полностью регулировать отношения заказчиков и поставщиков в рамках этого закона.( 6 оценок, среднее 4.17 из 5 ) Поделиться:

Главное в 44-ФЗ для начинающих

Государственные закупки — крупный рынок для поставщиков.

В 2018 году в Единой информационной системе закупок были опубликованы госзакупки общим объемом более 8 трлн руб., из которых более 1 трлн руб. отдано малому бизнесу. Проведение госзакупок регулирует федеральный закон № 44 «О контрактной системе». В нем прописаны все правила проведения закупочной процедуры: от ее планирования, размещения в ЕИС до выполнения всех обязательств по контракту.

В закупках по 44-ФЗ заказчиками являются государственные и муниципальные органы и учреждения, бюджетные организации. Участником госзакупок может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.

Участвовать в закупках не могут организации, ИП или физлица, которые:

  1. Являются офшорной компанией.
  2. Привлечены к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (дача взятки) в течение двух лет до момента подачи заявки.
  3. Имеют судимость за экономические преступления по ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ.
  4. Подпадают под ограничения для участия в закупках, которые установило Правительство РФ.
  5. Имеют задолженность более 25% от балансовой стоимости активов.
  6. Входят в реестр недобросовестных поставщиков.
  7. Имеют конфликт интересов с заказчиком или другим участником закупки (близкие родственные связи).
  8. Находятся в процессе ликвидации, на стадии банкротства или конкурсного производства.

Участник должен подтверждить, что может участвовать в госзакупке и не относится ни к одному из требований выше, на каждой электронной торговой площадке (ЭТП), где участвует в закупках. Заказчики могут предъявить дополнительные требования к квалификации участников, их опыту, деловой репутации, финансовым ресурсам и оборудованию. Такие требования устанавливают, если закупка касается реконструкции объекта культурного наследия, строительству объекта капитального строительства, ремонту автодорог и других работ из перечня Правительства РФ №99.

Подтвердить соответствие требованиям участник должен до подачи заявки на закупку — прикрепив документы в личном кабинете на федеральной ЭТП.

Заказчик может потребовать, чтобы участник закупки соответствовал требованиям на выполнение определенной деятельности — имел соответствующую лицензию для проведения работ, членство в саморегулируемых организациях и тд. Участник должен иметь патент, лицензионный договор или другое подтверждение прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Это требование обязательно, если в рамках контракта заказчик получает права на результаты интеллектуальной деятельности. Требования не устанавливается, если по контракту поставщик создает или исполняет произведение литературы или искусства, финансирует прокат или показ национального фильма.

Некоторым участникам госзкакупок предоставляются льготы или приоритет при рассмотрении заявок. Например, госзаказчики обязаны проводить 15% от всего объема закупок среди субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

Кроме СМП и СОНКО, преференции в госзакупках предоставляются:

  1. учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы,
  2. организациям инвалидов,
  3. поставщикам товаров из стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия).

Госзаказчики могут закупить товар, работу или услуги 7 способами:

  1. запрос котировок
  2. открытый конкурс
  3. двухэтапный конкурс
  4. запрос предложений
  5. электронный аукцион
  6. конкурс с ограниченным участием
  7. закупка у единственного поставщика (проводится в ограниченных законом случаях).

В зависимости от вида закупки победителя определяют одним из двух способов:

  • По минимальной цене, предложенной в ходе закупки — аукцион, запрос котировок.
  • По лучшему сочетанию цены и условий исполнения контракта, предложенным в заявках или окончательных предложениях — в конкурсах и запросах предложений.

Что нужно для победы Как участвовать Аукцион Наименьшая цена Подать заявку без ошибок, снижать цену на онлайн-аукционе. Конкурс Лучшее сочетание цены и условий исполнения Направить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами.

Запрос котировок Наименьшая цена Отправить заявку, в которой согласиться с условиями исполнения контракта, описать товар и предложить цену. Запрос предложений Лучшее сочетание цены и условий исполнения Направить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами.

Условия можно улучшить один раз после вскрытия всех заявок.

Также заказчики по 44-ФЗ могут провести закрытые конкурсы и аукционы, чтобы закупить товары, связанные с гостайной и обеспечением безопасности страны, услуги для Госфонда драгоценных металлов и камней, приставов и судей. Информация о таких закупках не публикуется в открытом доступе, а заказчик направляет приглашения для участия потенциальным поставщикам. Все закупки по 44-ФЗ проводят в электронной форме.

Они проходят на восьми федеральных электронных торговых площадках (ЭТП): ЕЭТП, РТС-тендер, Сбербанк-АСТ, ЗаказРФ, НЭП, Российский аукционный дом, ЭТП ГПБ, ТЭК-Торг. Чтобы участвовать в торгах по 44-ФЗ, нужно зарегистрироваться в ЕИС. Она дает доступ к госзакупкам на восьми федеральных ЭТП, а также к закупкам по капремонту по 615-ПП и торгам по 223-ФЗ для субъектов малого и среднего бизнеса.

Регистрация в ЕИС бесплатная и действует три года.

Поскольку закупки проводятся в электронной форме, то для участия в них необходимо наличие усиленной квалифицированной подписи. Она понадобится для регистрации в ЕИС, отправки заявки, участия в аукционе и подписания контракта.

При подаче заявки на закупку по 44-ФЗ участник должен предоставить обеспечение заявки.

Так он подтвердит свое намерение участвовать в тендере. Размер обеспечения заявки зависит от размера начальной максимальной цены контракта (НМЦК):

  1. если НМЦК от 0 до 20 млн руб., то обеспечение заявки от 0,5 до 1% НМЦК
  2. если НМЦК больше 20 млн руб., то обеспечение — от 0,5 до 5% НМЦК.

Обеспечение можно предоставить деньгами или банковской гарантией. Его вернут всем участникам после того, как определится победитель.

Победитель закупки при подписании контракта должен предоставить обеспечение исполнения контракта. Так он подтверждает, что исполнит свои обязательства по контракту.

Размер обеспечения контракта составляет от 10 до 30% от НМЦК.

Предоставить его можно деньгами на счет заказчика или банковской гарантией.

Обеспечение заказчик полностью вернет, если поставщик выполнит все обязательства по контракту. Также госзаказчик может потребовать обеспечения гарантийных обязательств. Если в закупке установлено такое требование, то заказчик может подписать акт о приемке только после предоставления обеспечения.

Размер обеспечения гарантийных обязательств — не более 10% НМЦК. Если контракт с победителем заключен по цене, которая ниже НМЦК на 25% и больше, то к победителю применяются антидемпинговые меры:

  • В закупках с НМЦК меньше 15 млн руб. победитель может предоставить либо полуторное обеспечение контракта, либо подтвердить свою добросовестность и предоставить обеспечение в обычном размере (указан в документации). Добросовестность подтверждается тремя контрактами за 3 последние года, которые исполнили без неустоек. При этом цена одного из контрактов должна быть не менее 20% от НМЦК текущей закупки.
  • В закупках с НМЦК больше 15 млн руб. победитель должен предоставить обеспечение контракта увеличенное в 1,5 раза.

Кроме того, при снижении НМЦК на 25% и больше победитель не получит аванс, если он был предусмотрен в закупке. Если компания попала в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), то она не сможет участвовать в закупках по 44-ФЗ и других закупках, если заказчик установит соответствующее требование.

Причины, почему победитель закупки может попасть в РНП по 44-ФЗ:

  1. Если контракт расторгнут по решению суда, потому что победитель серьезно нарушил обязательства по контракту.
  2. Компания победила в закупке, но подписала контракт позже необходимых сроков.
  3. Заказчик решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке.
  4. Если он победил в закупке (или стал единственным допущенным участником закупки) и отказался заключать договор с заказчиком.
  5. Победитель не предоставил обеспечение контракта, предоставил его поздно или с ошибкой.

При этом, если договор расторгнут по соглашению сторон, то компанию не включат в РНП.

Включение в РНП можно оспорить в суде. Закон 44-ФЗ подробно объясняет участникам госзакупок правила работы, регламентирует параметры при выборе победителя, обязывает заказчика заключить контракт с победителем и оплатить товар в срок.

Поэтому он подходит начинающим участникам.

Но нужно помнить, что нарушение требований 44-ФЗ на любом этапе закупки, влечет штрафы для заказчика, а участнику грозит занесением организации в реестр недобросовестных поставщиков.

44‑ФЗ простым языком. Часть 1

Государственные и муниципальные бюджетные учреждения Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП и самозанятые), которое:

  1. также заказчик может потребовать, чтобы участник закупки не состоял в .
  2. не имеет задолженностей по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками,
  3. не принадлежит к оффшорным компаниям,

15% всех закупок госзаказчики проводят у и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

  • «Роскосмос»
  • ФАС — контролирует и наказывает
  • Рособоронзаказ — регулирует оборонные заказы и объекты гостайны
  • Министерство финансов — регулирует и принимает нормативные акты (до тех пор пока не принят новый нормативный акт, действуют документы, утвержденные предыдущим регулятором —Минэкономразвития)
  • «Росатом»
  1. Заключение контрактов и их исполнение.
  2. Отбор поставщиков.
  3. Контроль закупок.
  4. Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  1. Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  2. Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  3. Плату за участие в закупках.
  4. Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  5. Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  6. Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  7. Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  1. Правительство Российской Федерации;
  2. «Росатом»;
  3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
  4. «Роскосмос»;
  5. Федеральные органы исполнительной власти;
  6. Президент Российской Федерации;

44-ФЗ основывается на положениях , и кодексов Российской Федерации Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку.

Например, больницы, школы, вузы, научные институты, Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги. Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты.

В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация. Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать.

Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ.

Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки. Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке.

  1. Реестр недобросовестных поставщиков.
  2. Правила нормирования,
  3. Информацию о закупках, возможность их поиска,
  4. Информацию о рыночных ценах на товары,
  5. Отчетность по исполненным контрактам,
  6. Единый каталог товаров, работ и услуг.
  7. Планы закупок, планы-графики,
  8. Независимый регистратор: система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.
  9. Шаблоны контрактов,
  10. Единая регистрация и реестр участников закупок.
  11. Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).
  1. Электронное актирование и приемка.
  2. Подача жалоб.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д.

на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС.

Для участия в закупках по 44-ФЗ и в закупках у малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ нужно пройти . Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС.

Все документы подписывают электронной подписью:

  1. Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
  2. Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках. С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре.

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС.

Подробнее о нём мы . В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ.

По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Основной документ заказчика — план-график.

Нельзя провести закупку, не включенную в план-график.

Документ формируется на 3 года. Вступает в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуется в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны.

Объявить закупку можно через 1 день после изменения плана-графика.

В описании каждой закупки есть:

  1. Месяц и год объявления закупки,
  2. Применение критериев оценки закупки и др.
  3. НМЦ каждого контракта,
  4. Название, номер, требования к товарам и участникам,
  5. Способ закупки,
  6. Информация о банковском сопровождении контракта,
  7. Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  8. Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать любую закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют.

Виновных привлекают к административной ответственности.

Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ.

Например, руководитель государственной организации может купить за счет бюджета только одно офисное кресло в год не дороже определенной суммы, которая зависит от региона. Все нормативы есть в ЕИС. Начальную цену контракта определяет заказчик в зависимости от объекта закупки и способа размещения.

Для поставщиков действуют антидемпинговые меры. Это значит, что если итоговая цена закупки будет на 25% ниже от НМЦ, победителю придется предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить исполненные без штрафов госконтракты. Подробнее об этих мерах мы писали .

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»: Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках).