Судебная практика по приказу 1010



Премиальная выслуга


Верховный суд России признал законным приказ министра обороны №1010 о материальном стимулировании военнослужащих. Истец утверждал, что из-за неправильных, как он считал, положений, его обошли с премией. Но проиграл дело. Напомним, приказ №1010 появился в прошлом году.

Он позволил командованию выписывать премии личному составу за счет бюджетных излишков.

Речь, скорее всего, о деньгах, которые были выданы военному ведомству, но залежались в кассе. Финансистам всегда удается что-то сэкономить из казенных средств. В былые годы, как рассказывают осведомленные лица, эти деньги делили между собой финансисты и, быть может, высокие командиры, получая так называемые премии «за экономию бюджетных средств».

Теперь сэкономленные средства дошли (или — должны были дойти) до широких военных масс. Когда приказ был принят, в сети мелькали и восторженные отзывы, мол, дождались, теперь платить будут много и справедливо. Однако прошло время, и кто-то почувствовал себя ущемленным новым порядком. В частности, заявитель Р.М. М-ов попытался обжаловать пункт 7 приложения к приказу.

В частности, заявитель Р.М. М-ов попытался обжаловать пункт 7 приложения к приказу.

По его мнению, положение, что

«конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование»

, лишают многих людей в погонах заслуженной прибавки. Страдают те, кто служил честно и добросовестно, а когда пришла пора выписывать премии, покинул должность, например, был выведен в распоряжение. Ведь получается, премии назначаются как бы постфактум, если же человек покинул место, наградные рубли ему не положены.

Получается, задал вопрос заявитель, честная служба осталась без награды?

Кассационное определение

«В обоснование жалобы он указывает на то, что применение командованием на практике оспариваемой нормы привело к тому, что он был лишен дополнительного материального стимулирования не только за период нахождения в распоряжении командира (начальника), но и за время исполнения должностных обязанностей, поскольку на момент поступления денежных средств в часть он был освобожден от занимаемой должности»

, — говорится в материалах Верховного суда России.

Cудя по всему, сначала заявитель попытался оспорить отказ в премии, а проиграв суды, попытался «отменить» пункт приказа, ставший камнем преткновения. Однако высшая судебная инстанция не согласилась с логикой истца, приказ оставлен в силе.

«Определение критериев, по которым устанавливаются дополнительные выплаты военнослужащим в пределах выделенных ассигнований, находится в компетенции министра обороны Российской Федерации, а оценка заявителем правильности определения таких критериев является вмешательством в его нормотворческую деятельность», — говорится в документе.

«Определение критериев, по которым устанавливаются дополнительные выплаты военнослужащим в пределах выделенных ассигнований, находится в компетенции министра обороны Российской Федерации, а оценка заявителем правильности определения таких критериев является вмешательством в его нормотворческую деятельность»

, — говорится в документе. Но это касается общих положений приказа, законность подтверждена.

Если же человек не согласен с конкретной премией, у него есть право спорить и дальше.

«Что касается несогласия заявителя с лишением дополнительного материального стимулирования за время исполнения должностных обязанностей и принятыми в связи с его обращением в суд по этому поводу судебными постановлениями, то, как правильно указал суд первой инстанции, он вправе обжаловать названные постановления в порядке надзора»

, — сказано в определении Верховного суда России.

Армия Власть Право Гражданское право Власть Безопасность Армия Судебная власть Суды общей юрисдикции Верховный суд Все о военных пенсиях Колонка Владислава Куликова

Апелляционное определение № 33-16549/2014 от 6 октября 2014 г. по делу № 33-16549/2014

Решение суда в обжалуемой части подлежит отмене по следующим основаниям. В соответствии со ст. Трудового кодекса Российской Федерации и п.2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922, при исчислении среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплаты, применяемые у работодателя, независимо от источников этих выплат, в частности премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда, и другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.

Для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие)( п.3 Положения от 24 декабря 2007). В соответствии со ст. Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). На основании ст. Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Система оплаты труда гражданского персонала в воинских частях и организациях Минобороны России устанавливается коллективными договорами или положениями об оплате труда, разработанными в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 10.11.2008 № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583» (действовавшим в спорный период), которым утверждены Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и Порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
Система оплаты труда гражданского персонала в воинских частях и организациях Минобороны России устанавливается коллективными договорами или положениями об оплате труда, разработанными в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 10.11.2008 № 555

«О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583»

(действовавшим в спорный период), которым утверждены Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и Порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Указанным Положением предусмотрено, что выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, с участием профсоюзного органа или иного представительного органа работников в пределах лимитов бюджетных обязательств и средств, предусмотренных на эти цели годовым фондом оплаты труда, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета. На выплаты стимулирующего характера также направляются средства экономии годового фонда оплаты труда, в том числе, высвобождаемые в результате сокращения численности гражданского персонала, а также поступающие от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в соответствии с генеральным разрешением Министерства обороны Российской Федерации и сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности в установленном в Министерстве обороны Российской Федерации порядке.

Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459

«О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти»

установлено, что в целях повышения эффективного использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти при сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава размеры фондов оплаты труда и средств федерального бюджета на денежное довольствие, исчисленные на 1 января 2007 года в соответствии с пунктом 4 настоящего Указа, сохраняются на очередной и последующие годы.

Средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и они могут использоваться ими, в том числе на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам работы (службы). Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г.

N 1459 Министром обороны Российской Федерации издан Приказ от 26 июля 2010 г. N 1010

«О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации»

, которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Согласно пункту 1 указанного Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил. Пункт 2 Порядка предусматривает, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

Таким образом, дополнительное материальное стимулирование, установленное Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществлялось только за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации, лимитов.
N 1010

«О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации»

, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществлялось только за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации, лимитов.

Данная правовая позиция изложена в Определениях Верховного Суда РФ от 04.04.2014 по делу № 22-КГ14-6 и по делу N 22-КГ14-5. Довод истца о том, что указанная правовая позиция Верховного Суда РФ не применима к спорным правоотношениям, имевшим место до <.>, несостоятелен, поскольку в данном случае Верховным Судом РФ дано толкование указанного правового акта, высказана правовая позиция по спорному вопросу, а именно об отсутствии оснований для включения спорных выплат в расчет среднего заработка, в частности для расчета отпускных.

При таком положении обоснованным является довод ответчика о том, что Порядком формирования и использования годового фонда оплаты труда (Приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации от 10.11.2008 №555) не предусмотрено включение денежных средств на выплату дополнительного материального стимулирования по приказу Министра обороны РФ от 26.07.2010 № 1010

«О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации»

в фонд оплаты труда, поскольку дополнительное материальное стимулирование осуществляется сверх сумм, доведенных на оплату труда гражданского персонала за счет экономии бюджетных средств, полученных в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации. Таким образом, правовые основания для включения в расчет отпускных выплат дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010, отсутствуют. Поскольку судом неправильно применены положения указанных норм материального права, согласно ст.

Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение подлежит отмене в части обязания ответчика включить суммы выплат по Приказу Министра обороны от 26.07.2010 № 1010 в расчет среднего заработка для расчета отпускных с соответствующим перерасчетом отпускных с выплатой недоплаты, образовавшейся с учетом включения в расчет среднего заработка указанных выплат дополнительного материального стимулирования, в удовлетворении указанных требований надлежит отказать. Расчет суммы недоплаты, заявленный истцом с учетом включения в расчет среднего заработка выплат по Указу Президента № 597 от 07.05.2012 и по Приказу Министра обороны от 26.07.2010 № 1010, в размере <.>., не оспорен ответчиком, указанный размер недоплаты подлежит уменьшению на суммы предполагаемой истцом недоплаты образовавшейся с учетом включения в расчет среднего заработка указанных выплат дополнительного материального стимулирования по Приказу Министра обороны от 26.07.2010 № 1010, размер которой рассчитан ответчиком в сумме <.>., что не оспорено истцом.

При этом размер недоплаты, подлежащий взысканию в пользу истца при перерасчете отпускных с учетом включения в расчет среднего заработка выплат по Указу Президента № 597 от 07.05.2012, составит: <.>.

Решение подлежит соответствующему изменению. Руководствуясь ст. , судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 июля 2014 года в части обязания ФКУ «<.>» включить суммы выплат по Приказу Министра обороны от 26.07.2010 № 1010 в расчет среднего заработка для расчета отпускных К.Н.В., произвести с учетом указанных выплат перерасчет отпускных с выплатой недоплаты отменить. В удовлетворении указанных требований К.Н.В.

отказать. В остальной части решение суда изменить.
Обязать ФКУ «<.>» включить суммы выплат по Указу Президента от 07.05.2012 № 597 в расчет среднего заработка для расчета отпускных К.Н.В., произвести перерасчет отпускных с выплатой в пользу К.Н.В. денежных средств в размере <.> Председательствующий: Судьи:Санкт-Петербургский городской суд (Город Санкт-Петербург) Котобан Н.В.

ФКУ

«Управление финансового обеспечения МО РФ по СПб, ЛО и Республике Карелия»

Вашкина Лариса Ивановна (судья) Судебная практика по применению норм ст. 135, 136, 137 ТК РФ

Приказ Министра Обороны № 1010: где кому и сколько.

14 декабря 202123 тыс.

прочитали1,5 мин.30 тыс. просмотра публикацииУникальные посетители страницы23 тыс. прочитали до концаЭто 78% от открывших публикацию1,5 минута — среднее время чтенияЗдравствуйте Уважаемые читатели!Итак дело близится к концу года и в рядах Вооруженных Сил РФ наступает традиционный мандраж, который для всех проходит по разному.Одни не знают как попилить деньги по приказу 1010 (ранее 115), другие нервничают и ждут сколько им заплатят и какой отказ надо дать, третьи спокойны, т.к.

знают, что ничего им не дадут, а также есть категория военнослужащих которые увольняются или перевелись, они надеется получить деньги, но как всегда их кинут.Итак для начала напомним, что приказ 1010 введен МО РФ вместо 115, он не такой коррупционный но каждый год картина повторяется как под копирку.Сначала военные ждут будет выплата или нет, успокоим, в 2021 году выплата будет.Потом наступает тревожное ожидание базовой суммы, сейчас она 20 000 рублей.Ну и далее идет распределение средств, кому одна сумма, а кому и три.Здесь все очевидно более менее у курсантов, так как премия назначается от успеваемости, если конечно нет взысканий.Не представляются к дополнительному материальному стимулированию:военнослужащие, получающие дополнительное денежное стимулирование в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;военнослужащие, имеющие дисциплинарное взыскание за совершенные грубые дисциплинарные проступки в период, за который производится дополнительная выплата, а также имеющие неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке;лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей;военнослужащие и лица гражданского персонала, допустившие нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил и отраженные в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности, а также командиры (начальники, руководители), не принявшие решение по числящимся по учету нарушениям в указанной деятельности и мер к возмещению ущерба в соответствии с должностными полномочиями.Как видим из приказа перечень исчерпывающий.выплата 1010 производится до 25 декабря, сумма зависит от звания и может быть от 0 до 200 000 рублей, до вычета подоходного налога 13%.Напоминаем, что лишить чуть чуть нельзя, или выплачивается или нет.Здесь два варианта развития событий или смириться и забыть или судиться, но в суд надо идти сразу и не ждать 3 месяца иначе в случае выигрыша средства все равно не получите т.к.

как это дополнительная выплата и доп. финансирование и взыскать их можно только с этой статьи расходов.Не забываем подписываться на наш канал и вступать в группы:1. военный юрист 2. автоЮрист в Санкт-Петербурге и Ленинградской области 3.