Субъекты права оперативного управления рб



Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления


ГЛАВА 19 ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ, ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ Статья 276. Право хозяйственного ведения 1. Унитарное предприятие или государственное объединение, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с законодательством.

2. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законодательством решает вопросы создания унитарного предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает руководителя предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении созданного им предприятия.

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного объединения, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью этого имущества, а также имеет право на получение части прибыли от его использования. 3. Унитарное предприятие, государственное объединение не вправе продавать принадлежащее им на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, в залог, вносить в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию или государственному объединению, они распоряжаются самостоятельно, за исключением случаев, установленных законодательством и собственником имущества.

Статья 277. Право оперативного управления 1. Казенное предприятие, учреждение или государственное объединение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

2. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, учреждением или государственным объединением на праве оперативного управления, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. 3. Имущество республиканского государственно-общественного объединения, закрепленное за его организационными структурами в виде юридического лица, принадлежит им на праве оперативного управления, если иное не предусмотрено уставом республиканского государственно-общественного объединения. На организационные структуры республиканского государственно-общественного объединения в виде юридического лица, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, распространяются правила, предусмотренные настоящей статьей, статьями 279, 280 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса.

Статья 278. Распоряжение имуществом казенного предприятия и государственного объединения, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления 1.

Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законодательством. 2. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

3. Правила, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются к государственному объединению, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, если иное не определено актами Президента Республики Беларусь. Статья 279. Распоряжение имуществом учреждения 1.

Учреждение не вправе без согласия собственника отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

2. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то полученные от такой деятельности доходы и приобретенное за счет их имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе, если иное не предусмотрено законодательством. Статья 280. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления 1.

Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, учреждением или государственным объединением, возникает у этого предприятия, учреждения или государственного объединения с момента передачи имущества, если иное не установлено законодательством.

Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, учреждением или государственным объединением, возникает у этого предприятия, учреждения или государственного объединения с момента передачи имущества, если иное не установлено законодательством. 2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием, учреждением или государственным объединением по договорам или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия, учреждения или государственного объединения в порядке, установленном законодательством для приобретения права собственности.

3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательными актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия, учреждения или государственного объединения по решению собственника.

Статья 281. Сохранение права на имущество при переходе предприятия или имущества учреждения к другому собственнику 1. При переходе права собственности на предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения на принадлежащее ему имущество.

2. При переходе права собственности на имущество учреждения к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на закрепленное за ним имущество.

Право хозяйственного ведения.

Право оперативного управления

/ / Право хозяйственного ведения представляет собой производное от права собственности вещное право, состоящее в возможности владения, пользования и распоряжения имуществом, совершении в отношении него любых действий, не противоречащих закону. Право оперативного управления представляет собой производное от права собственности вещное право, закрепленное за государственным или иным учреждением, финансируемым за счет средств собственника, в соответствии с законом, целями деятельности и заданием собственника.Основы правового режима хозяйственного ведения и оперативного управления закреплены в главе 19 ГК Республики Беларусь.Право хозяйственного ведения и оперативного управления относятся к числу прав, не являющихся собственниками принадлежащего им имущества (ст.217 ГК).Субъектами права хозяйственного ведения являются коммерческие организации, а именно государственные либо частные унитарные предприятия (ст.113 ГК).Собственниками имущества, находящегося в хозяйственном ведении, могут быть Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь, юридические и физические лица (ст.113 ГК). Согласно ч.1 п.2 ст.276 ГК Республики Беларусь, собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законодательством: решает вопросы создания, реорганизации и ликвидации предприятия; определяет предмет и цели деятельности предприятия, при этом наделяет его в определенных пределах правомочиями по распоряжению имуществом; назначает руководителя предприятия; осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества переданного предприятию.

Собственник имущества предприятия имеет право на получение части прибыли от деятельности этого предприятия.

Он не отвечает по долгам предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, за исключением случаев установленных в законодательстве.В отношении распоряжения имуществом предприятия, находящегося на праве хозяйственного ведения, следует отметить, что пределы распоряжения определяются в зависимости от принадлежности имущества к движимому или недвижимому. Унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать в аренду, в залог, вносить в качестве вклада в уставный фонд, вновь создаваемых юридических лиц, иным образом распоряжаться имуществом без согласия собственника.

Согласие должно быть получено на совершение любых сделок с недвижимым имуществом.Движимым имуществом предприятие распоряжается самостоятельно, за исключением случаев установленных законодательством или собственником (ч.2.п.3 ст.276 ГК).Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2003г. №118

«О некоторых вопросах распоряжения государственным имуществом»

, по решению Президента Республики Беларусь производится отчуждение, включая безвозмездное из республиканской собственности в коммунальную, находящихся в собственности Республики Беларусь недвижимого имущества в виде предприятий как имущественных комплексов, зданий, сооружений, иного недвижимого имущества (за исключением жилищного фонда, неэффективно используемых зданий и сооружений, подлежащих реконструкции и переоборудованию под жилые помещения), не завершенных строительством объектов (кроме жилых домов (квартир), основного технологического оборудования, транспортных средств общего пользования, акций, держателем которых является Министерство экономики, на сумму свыше 10 тысяч базовых величин, иного имущества в случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь и законами.

По согласованию с Президентом Республики Беларусь производится осуществление иных сделок по распоряжению имуществом на сумму свыше 10 тысяч базовых величин в установленном порядке без перехода права собственности, кроме залога имущества (исключая залог в соответствии с абзацем шестым настоящего подпункта), а также залог находящихся в собственности Республики Беларусь недвижимого имущества (в том числе не завершенных строительством объектов), основного технологического оборудования, транспортных средств общего пользования на сумму свыше 300 тысяч базовых величин [73]. Некоторые особенности распоряжения государственным имуществом определены также

«Положением о порядке осуществления сделок по распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь»

утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 сентября 2003г.

№1226 [102].Субъектами права оперативного управления являются как коммерческие, так и некоммерческие организации, а именно казенные предприятия (ст.15 ГК) и учреждения (ст.120 ГК).Собственником имущества находящегося в оперативном управлении может быть только Республика Беларусь, а учреждения – Республика Беларусь, административно-территориальные единицы, юридические и физические лица (ст.114 ГК). Имущество может также принадлежать супругам, на праве совместной собственности или членам крестьянского (фермерского) хозяйства. Правомочия собственника по распоряжению имуществом, переданным предприятию на праве оперативного управления, значительно шире, чем на праве хозяйственного ведения.Пределы правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом предприятия осуществляются в соответствии с законодательством, целями деятельности предприятия, заданиями собственника и назначением имущества.Собственник закрепленного за казенным предприятием или учреждением имущества, имеет право: устанавливать предприятию задания по владению, пользованию и распоряжению имуществом; вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению; самостоятельно определяет порядок распределения доходов казенного предприятия; может предоставить учреждению право осуществлять приносящую доходы деятельность.Собственник казенного предприятия (учреждения) несет субсидиарную ответственность по их обязательствам.

Казенное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества, за исключением случаев предусмотренных Гражданским кодексом.Ст.ст. 278 и 279 ГК Республики Беларусь, определяют пределы распоряжения имуществом казенного предприятия: оно не вправе отчуждать и иным образом распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без согласия собственника; имеет самостоятельное право распоряжаться производимой продукцией; имеет право распоряжаться доходами и имуществом, приобретенным за счет предпринимательской деятельности, разрешенной собственником имущества.

  1. (4)
  2. (5)
  3. (4)
  4. (6)
  5. (5)

2014-11-29

Право оперативного управления

8Право хозяйственного ведения представляет собой про­изводное от права собственности вещное право, состоящее в возможности владения, пользования и распоряжения иму­ществом, совершении в отношении него любых действий, не противоречащих закону. представляет собой про­изводное от права собственности вещное право, закреплен­ное за государственным или иным учреждением, финанси­руемым за счет средств собственника, в соответствии с за­коном, целями деятельности и заданием собственника.

Право хозяйственного ведения и оперативного управле­ния относится к числу прав, осуществляемых не собственни­ками принадлежащего им имущества (ст. 217 ГК Респуб­лики Беларусь).

Эти производные от права собственности права могут принадлежать только юридическим лицам.

Основы правового режима хозяйственного ведения и опе­ративного управления закреплены в главе 19 ГК Респуб­лики Беларусь.

Субъектами права хозяйственного ведения являются коммерческие организации, а именно государственные либо частные унитарные предприятия (ст.

113 ГК Республики Бе­ларусь), созданные ими дочерние предприятия (ст. 114 ГК Республики Беларусь), а также государственные концерны.

Собственниками имущества, находящегося в хозяйствен­ном ведении, могут быть Республика Беларусь, админист­ративно-территориальные единицы Республики Беларусь, юридические и физические лица (ст. 113 ГК Республики Беларусь). Имущество может также принадлежать супругам на праве совместной собственности или членам крестьян­ского (фермерского) хозяйства.

113 ГК Республики Беларусь). Имущество может также принадлежать супругам на праве совместной собственности или членам крестьян­ского (фермерского) хозяйства. Согласно ч. 1 п. 2 ст. 276 ГК Республики Беларусь собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законодательст­вом: решает вопросы создания, реорганизации и ликвидации предприятия; определяет предмет и цели деятельности пред­приятия, правомочия по распоряжению имуществом; на­значает руководителя предприятия; осуществляет контроль а использованием по назначению и сохранностью имущества, переданного предприятию. Собственник имущества предприятия имеет право на получение части прибыли от деятельности этого предприятия.

Он не отвечает по долгам пред­приятия, основанного на праве хозяйственного ведения, за исключением случаев, установленных в законодательстве. В отношении распоряжения имуществом предприятия, находящегося на праве хозяйственного ведения, следует от­метить, что пределы распоряжения определяются в зави­симости от принадлежности имущества к движимому или недвижимому.

Унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недви­жимое имущество, сдавать в аренду, в залог, вносить в качестве вклада в уставный фонд вновь создаваемых юридических лиц, иным образом распоряжаться имуществом без согласия собственника. Согласие должно быть получено на совер­шение любых сделок с недвижимым имуществом.

Движимым имуществом предприятие распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законодательством или собственником (ч.

2. п. 3 ст. 276 ГК Республики Беларусь). Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2003 г. № 118

«О некоторых вопросах распоряжения государственным имуществом»

по решению Президента Республики Беларусь производится отчужде­ние, включая безвозмездное из республиканской собст­венности в коммунальную, находящихся в собственности Республики Беларусь недвижимого имущества в виде пред­приятий как имущественных комплексов, зданий, соору­жений, иного недвижимого имущества (за исключением жилищного фонда, неэффективно используемых зданий и сооружений, подлежащих реконструкции и переоборудо­ванию под жилые помещения), не завершенных строительством объектов (кроме жилых домов (квартир), основного технологического оборудования, транспортных средств об­щего пользования, акций, держателем которых является Министерство экономики, на сумму свыше 10 тысяч ба­зовых величин, иного имущества в случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь и законами [80].

По со­гласованию с Президентом Республики Беларусь производится осуществление иных сделок по распоряжению иму­ществом на сумму свыше 10 тысяч базовых величин в ус­тановленном порядке без перехода права собственности, кроме залога имущества, а также залога находящихся в собст­венности Республики Беларусь недвижимого имущества (в том числе не завершенных строительством объектов), основного технологического оборудования, транспортных средств общего пользования на сумму свыше 300 тысяч базовых величин.

Некоторые особенности распоряжения государственным имуществом определены также Положе­нием о порядке осуществления сделок по распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Минист­ров Республики Беларусь от 29 сентября 2003 г, № 1226 [111]. Субъектами права оперативного управления являются как коммерческие, так и некоммерческие организации, а именно казенные предприятия (ст.

115 ГК Республики Беларусь) и учреждения (ст. 120 ГК Республики Беларусь). Собственником имущества, находящегося в оператив­ном управлении, может быть Республика Беларусь (ст.

115 ГК Республики Беларусь), а учреждения — Республика Беларусь, административно-территориальные единицы, юридические и физические лица.

Правомочия собствен­ника по распоряжению имуществом, переданным пред­приятию на праве оперативного управления, значительно шире, чем на праве хозяйственного ведения, а объем пра­вомочий самого предприятия, основанного переданным на праве оперативного управления, следовательно, уже.

Пределы правомочий владения, пользования и распо­ряжения имуществом предприятия осуществляются в соот­ветствии с законодательством, целями деятельности пред­приятия, заданиями собственника и назначением имущества. Собственник закрепленного за казенным предприятием или учреждением имущества имеет право: устанавливать предприятию задания по владению, пользованию и распо­ряжению имуществом; изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоря­диться им по своему усмотрению; самостоятельно определить порядок распределения доходов казенного предприятия; предоставить учреждению право осуществлять приносящую Доходы деятельность.

Статьи 278 и 279 ГК Республики Беларусь определяют пределы распоряжения имуществом казенного предприя­тия; оно не вправе отчуждать и иным образом распоряжать-4 Движимым и недвижимым имуществом без согласия собственника; имеет самостоятельное право распоряжаться производимой продукцией; имеет право распоряжаться доходами и имуществом, приобретенным за счет предпри­нимательской деятельности, разрешенной собственником имущества. Юридическое лицо, являющееся носителем права опе­ративного управления, несет ответственность по своим обя­зательствам.

Но казенное предприятие отвечает всем при­надлежащим ему имуществом (п. 5 ст. 113; ст. 115 ГК Республики Беларусь), а учреждение отвечает лишь денежными средствами. При недостаточности имущества или денежных средств, j собственник казенного предприятия или учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам казен­ного предприятия или учреждения.

При недостаточности имущества или денежных средств, j собственник казенного предприятия или учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам казен­ного предприятия или учреждения. Казенное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества, за исключением случаев, предусмотренных ГК Республики Беларусь.

8 Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 313 | | studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены.

Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с).

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления

120Существование товарно-денежных отношений обусловливает необходимость участия в гражданском обороте предприятий и организаций, имеющих статус юридического лица, но не являющихся собственниками закрепленного за ними имущества. Для осуществления деятельности этих юридических лиц собственник передает им обособленные комплексы своего имущества и наделяет их определенными правами на него. Законодательными актами Республики Беларусь предусматривается два вида таких прав: а) право хозяйственного ведения и б) право оперативного управления.

Все они выступают как правовая форма имущественной обособленности юридических лиц. Выбор названных прав для указанной цели сформировался не сразу, еще в рамках СССР.

Первоначально единственной правовой формой выражения имущественной обособленности юридических лиц – несобственников закрепленного за ними имущества было признано право оперативного управления – сначала в отношении имущества государственных юридических лиц, а впоследствии – и имущества межхозяйственных и государственно-кооперативных организаций (ст.26¹ Основ гражданского законодательства Союза и союзных республик 1961 г.[790]) Однако понятие, юридическая природа и отраслевая принадлежность права оперативного управления трактовалась в литературе неоднозначно[791].

Первоначально единственной правовой формой выражения имущественной обособленности юридических лиц – несобственников закрепленного за ними имущества было признано право оперативного управления – сначала в отношении имущества государственных юридических лиц, а впоследствии – и имущества межхозяйственных и государственно-кооперативных организаций (ст.26¹ Основ гражданского законодательства Союза и союзных республик 1961 г.[790]) Однако понятие, юридическая природа и отраслевая принадлежность права оперативного управления трактовалась в литературе неоднозначно[791]. Последующее развитие экономических отношений, сказавшихся на правовом положении предприятий, привело некоторых ученых к выводу о том, что концепция оперативного управления в отношении государственных предприятий и объединений утратила свое значение и права предприятий на закрепленное за ними имущество следует квалифицировать как право собственности.

В частности Ю.Х. Калмыков считал, что государственные предприятия должны признаваться собственниками предоставленных им материальных ценностей[792]. Однако, указанный подход не был воспринят законодателем.

В Основах гражданского законодательства 1991 г. предусмотрены два вида вещных прав юридических лиц – несобственников закрепленного за ними имущества: право полного хозяйственного ведения и право оперативного управления. Они были представлены в ГК БССР 1964 г.

в редакции от 3.03.1994 г. (статья 87 и 88). И, как уже указывалось, действующий ГК устанавливает право хозяйственного ведения и право оперативного управления, определяющие степень обособленности имущества юридических лиц – несобственников имущества. В литературе обсуждается и такой аспект сложной проблемы ограниченных вещных прав, как перспективы существования права хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом.

Прежде всего констатируется, что появление, существование и сохранение этих прав в законодательстве России (как и Беларуси) связано с планово-регулируемой, государственной экономикой[793], что приведенные два вещных права больше свойственны административно-плановой системе и в условиях рыночной экономики неприменимы, поэтому от них следует отказаться[794]. И вместе с тем анализ ситуации в экономике России, проведенный некоторыми исследователями, послужил основанием для вывода о том, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления

«могут быть эффективным орудием управления государственным и муниципальным имуществом»

[795].

С возрастанием профессионализма в гражданском обороте они

«будут все ближе восприниматься как обязательные спутники права собственности, выполняющие полезные социально-экономические функции»

[796].

С этим следует согласиться. Надо полагать, применительно к состоянию экономики Республики Беларусь едва ли целесообразно было бы отказываться от этих прав. В связи с общностью рассматриваемых прав имеется возможность вначале дать им общую характеристику. как право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с непосредственным воздействием юридических лиц — несобственников на закрепленное за ними имущество и определяющих объем владения, пользования и распоряжения им.

В таком качестве право хозяйственного ведения и право оперативного управления можно признать институтом гражданского права, входящим подотрасль Право собственности и иные вещные права. как субъективные гражданские права есть мера дозволенного поведения юридического лица-несобственника в отношении закрепленного за ним имущества, выражающаяся в возможности владения, пользования и распоряжения этим имуществом в установленном в нормативном порядке объеме.

По своей правовой природе эти права однотипны с субъективным правом собственности. Они абсолютные и вещные. Но право хозяйственного ведения и право оперативного управления основаны на праве собственности, производны от него и при отсутствии права собственности на имущество они вообще не могут возникнуть и существовать. Вместе с тем, право хозяйственного ведения и право оперативного управления способствуют реализации права собственности Совпадают и моменты их возникновения и прекращения.

Согласно ст. 280 ГК указанные права появляются у их носителей с момента передачи им имущества собственником, если иное не предусмотрено законодательством, и прекращаются по основаниям и в порядке, установленном законодательством для прекращения права собственности. Таким основанием может служить и правомерное изъятие имущества у юридического лица по решению собственника. Прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления не ставится в зависимость от перехода права собственности на имущество к другому собственнику.

Согласно ст.281 ГК при переходе права собственности на предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику это предприятие сохраняет право хозяйственного ведения на принадлежащее ему имущество.

Если к другому лицу переходит право собственности на имущество учреждения, оно сохраняет право оперативного управления на закрепленное за ним имущество. При этаких обстоятельствах происходит лишь смена собственника, но не носителя права хозяйственного ведения и права оперативного управления (ст.218 ГК).

Имущество, полученное субъектами права хозяйственного ведения или оперативного управления по допускаемым законодательством основаниям, поступает к ним в порядке, установленном для приобретения права собственности. Однако право хозяйственного ведения и право оперативного управления – не идентичные правовые категории и выражают неодинаковую степень имущественной самостоятельности юридических лиц-несобственников закрепленного за ними имущества. Эти права различаются по субъектам, объектам, объему правомочий, предоставленных их носителям, правам собственника в отношении переданного юридическим лицам имущества.

Неодинаково решается и вопрос об ответственности собственника по долгам субъектов каждого из указанных прав.

3. Статья 276 ГК не содержит определения права хозяйственного ведения. В литературе применительно к ст.294 ГК РФ оно определяется как право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом публичного собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами[797]. В ранее действовавшем ГК Республики Беларусь определение применительно к категории права полного хозяйственного ведения содержалось в ст.

87 в отношении предприятий как единственных носителей этого права. При действующем законодательстве, опираясь на нормы ГК о юридических лицах, вещных правах и положениях, содержащихся в ст. 276 ГК, право хозяйственного ведения можно определить как производное и зависимое от права собственности вещное право юридического лица – несобственника владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним в установленном порядке имуществом в пределах, определяемых законодательством.
276 ГК, право хозяйственного ведения можно определить как производное и зависимое от права собственности вещное право юридического лица – несобственника владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним в установленном порядке имуществом в пределах, определяемых законодательством.

Субъектами рассматриваемого права выступают унитарные предприятия, основанные на государственной или частной собственности физического или юридического лица (об унитарных предприятиях см. ст.113 ГК), а также дочерние предприятия, созданные ими (см.

п.7 ст. 114 ГК). Согласно ст.

123³ ГК, на праве хозяйственного ведения может принадлежать имущество, закрепленное за государственным объединением, если это определено государственным органом (должностным лицом), принявшим решение о создании данного объединения, уполномоченным им органом, а также уставом указанного объединения.

Объектом права хозяйственного ведения является комплекс имущества, которое в установленном порядке закреплено за носителями этого права. Содержание рассматриваемого права составляют правомочия владения, пользования и распоряжения указанным комплексом имущества. В составе права хозяйственного ведения определенные ограничения установлены в осуществлении правомочия распоряжения.

Они состоят в том, что без согласия собственника носитель права хозяйственного ведения не может распоряжаться недвижимым имуществом (продавать, сдавать в аренду, в залог, вносить в качестве вклада в уставной фонд хозяйственных обществ и товариществ и т.п.

(п.3 ст. 276 ГК)). Если собственником выступает Республика Беларусь или административно-территориальная единица, соответствующее разрешение дается уполномоченными органами.

В ряде случаев ограничения устанавливаются и в отношении определенных видов движимого имущества (см. главу 20). Определенные права в отношении переданного в хозяйственное ведение имущества имеет и собственник. Так, применительно к государственному имуществу собственник устанавливает порядок распоряжения этим имуществом (см.

Указ Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2006 г.

№575 «О порядке распоряжения государственным имуществом»[798]; Положение о порядке осуществления сделок по распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров 29 сентября 2003 г.

№1226[799]). В отношении коммунальной собственности см. Указ Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. №677 «О некоторых вопросах распоряжения имуществом, находящимся в коммунальной собственности[800].

Собственник решает вопросы создания соответствующего юридического лица, определяет предмет, цели деятельности и способы прекращения его, назначения руководителя этого юридического лица, имеет право на получение части прибыли унитарного предприятия, государственного объединения, а также право контроля за сохранностью имущества и использованием его по назначению (ст.276 ГК). Осуществляя право контролировать использование имущества, переданного в хозяйственное ведение, собственник вправе установить и применить негативные меры к субъекту этого права при использовании им имущества не по назначению или необеспечении его сохранности.

Субъект права хозяйственного ведения несет ответственность по обязательствам всем своим имуществом и, как правило, самостоятельно, за исключением ситуаций, указанных в п.3 ст.52 ГК, о чем уже шла речь в главе о юридических лицах. 4. Право оперативного управления можно определить как производное и зависимое от права собственности вещное право юридического лица-несобственника владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Субъектами права оперативного управления выступают казенные предприятия, являющиеся видом унитарных и относящиеся к коммерческим организациям, и учреждения как вид некоммерческих юридических лиц. Они создаются на основе как государственной, так и частной собственности. Право оперативного управления может принадлежать и государственным объединениям, если это определено государственным органом (должностным лицом), принявшим решение о создании указанного объединения, или уполномоченным им органом, а также уставом данного объединения.

На праве оперативного управления закрепляется имущество за созданными с правами юридического лица организационными структурами республиканского государственно-общественного объединения, если иное не предусмотрено его уставом. Право оперативного управления возникает у указанных выше субъектов также на доходы и на имущество, полученные ими в результате осуществления разрешенной им деятельности, приносящей доходы. Объект рассматриваемого права составляет комплекс имущества, закрепленного за указанными юридическими лицами, но по структуре он не одинаков в зависимости от того, идет ли речь о коммерческих или некоммерческих организаций.

Содержание права оперативного управления состоит из правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом. Однако объем этих правомочий и их реализация обусловлены определенными пределами: а) предписаниями законодательства; б) целями деятельности соответствующего юридического лица; в) заданиями собственника; г) назначением имущества. Таким образом, объем правомочий в составе права оперативного управления уже не только объема одноименных правомочий собственника, но и носителя права хозяйственного ведения.

Особенно это сказывается на правомочии распоряжения.

Субъекты права оперативного управления могут распоряжаться принадлежащим им как движимым, так и недвижимым имуществом только с согласия его собственника (ст.278, 279 ГК). Узок объем самостоятельности казенного предприятия в распоряжении имуществом. Самостоятельно оно вправе только реализовать производимую продукцию.

Иные субъекты права оперативного управления, которые в соответствии с учредительными документами получили право осуществлять деятельность, приносящую доходы, могут самостоятельно распоряжаться как этими доходами, так и приобретенным на них имуществом (п.3 ст.277 ГК). Это имущество учитывается на отдельном балансе (п.2 ст.279 ГК), если иное не предусмотрено законодательством. Аналогичное правило о праве учреждения самостоятельно распоряжаться указанным имуществом установлено и в п.2 ст.298 ГК России.

Но поскольку в этой статье, так же как и в ст. 279 ГК Беларуси, не определен вид вещного права учреждения на данное имущество, в литературе выявились неоднозначные подходы к этому вопросу.

Так, некоторые ученые полагают, что здесь идет речь об особом вещном праве[801]. Другие авторы считают это право приближенным к праву хозяйственного ведения по объему и характеру правомочий, но одновременно подчеркивают его самостоятельный вещный характер[802].

Есть мнение о том, что данное право относится к праву хозяйственного ведения и к нему применяются регулирующие его правила[803]. При этом подчеркивается, что правовой режим имущества учреждения дифференцирован

«в рамках двух прямо предусмотренных законом для таких ситуаций ограниченных вещных прав»

[804]. Применительно в Республике Беларусь рассматриваемый вопрос решен нормативно.

Согласно ч.2 п.14 Положения о порядке создания унитарных предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской, их реорганизации и ликвидации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 23 июня 2004 г.

№313[805]. В ГК определен объем прав собственника в отношении имущества, переданного в оперативное управление юридическим лицам. Так, согласно п.2 ст.277 ГК, он может изъять у субъектов этого права излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п.2 ст. 277 ГК). (см. Порядок изъятия используемого или неэффективного используемого имущества, находящегося в республиканской собственности, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 июля 1995 г.[806]).

Применительно к казенному предприятию собственник вправе определять порядок распределения его доходов. Это положение применяется и к государственному объединению, имущество, которое закреплено за ним на праве оперативного управления, если иное не определено актами Президента Республики Беларусь.

Субъект права оперативного управления несет ответственность по своим обязательствам.

Но казенное предприятие отвечает всем принадлежащим ему имуществом, что вытекает из сопоставления п.5 ст.113 и ст.115 ГК, а учреждение – только денежными средствами (п.2 ст.120 ГК). При недостаточности имущества или соответственно денежных средств в обеих ситуациях предусмотрена субсидиарная ответственность собственника.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь разъяснил, что учреждение отвечает по своим обязательствам не только денежными средствами, но и имуществом, приобретенным в ходе осуществления приносящей доход деятельности, и при решении вопроса о привлечении к ответственности субсидиарного должника суд должен сравнить стоимость спорных обязательств учреждения, а также сумму денежных средств учреждения и стоимости имущества, полученного от указанной деятельности.[807] 120 Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 2373 | | studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год.

Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с).

Согласно п. 1 ст. 296 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ) учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления возникает на основании акта собственника о закреплении имущества за учреждением, а также в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, а также имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности В силу абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.

В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента их государственной регистрации. Ст. ст. 297, 298 ГК РФ четко регламентирует пределы правомочий различных учреждений и казенных предприятий по распоряжению имуществом.

Так, казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 300 ГК РФ при переходе права собственности при переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.