Статья 201 ук рф злоупотребление должностными полномочиями



Статья 201 ук рф злоупотребление должностными полномочиями

Уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями

В 23 главе Уголовного кодекса содержится весь перечень норм, регулирующих предусмотренные меры наказания за правонарушения в области деятельности коммерческих и других некоммерческих организаций. Основная их цель: защищать права компаний, акционеров, служащих и владельцев учреждений от неправомерных поступков лиц, которые используют наделенные им полномочия во вред организации или законным интересам других граждан. Одним из таких правонарушений является злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ). В 2021 году в общем перечне всех регистрируемых преступлений и применяемых к ним мер наказания в РФ злоупотребление служебными полномочиями заняло очень малый процент.

Однако данный факт не исключает высокую опасность данного вида правонарушений для общества, поскольку злоупотребление полномочиями нарушает нормальную работу коммерческих либо других организаций, а также нарушает права простых граждан.

Злоупотребление полномочиями – использование уполномоченным лицом, которое занимает управленческое положение в коммерческом или другом учреждении, своих прав во вред данной организации для получения собственной выгоды или выгоды для некоторых других лиц; или же намеренное причинение данным лицом существенного ущерба иным гражданам, предприятиям или же другим законным интересам государства. Основной объект данного правонарушения – нормальное функционирование коммерческих либо других объединений. Другой дополнительный объект злоупотребления полномочиями — законные права, интересы граждан, общества в целом и государства.

Статья 50 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что под коммерческими организациями подразумеваются учреждения разных форм собственности, главная цель которых — извлечение прибыли.

Как правило, коммерческими организациями выступают всевозможные хозяйственные товарищества, кооперативы, муниципальные и государственные объединения.

Иные организации (в статье 201 УК РФ) – некоммерческие учреждения, у деятельности которых главной целью не является получение дохода и его распределение. К ним относятся общественные учреждения (партии, спортивные общества, профсоюзы и т.д.), религиозные объединения, волонтерские и подобные фонды.

Также под некоммерческими организациями подразумеваются образовательные организации (ВУЗ, школа, интернат, гимназия, лицей), культурные объединения и структуры здравоохранения. Объективную сторону злоупотребления служебными полномочиями можно охарактеризовать следующими обязательными составляющими:

  • Его действия принесли существенный вред не только организации в целом, но и правам других лиц, организаций, общества, государства;
  • Между неправомерным использованием полномочий и повлекшими за ними последствиями существует тесная причинная связь.
  • Гражданин использует свои полномочия в ущерб организации;

При этом под объективной стороной злоупотребления полномочиями может подразумеваться как действие, так и бездействие. Судебная практика показала следующие распространенные примеры неправомерных действий уполномоченного лица:

  1. попустительство выполнения правонарушений.
  2. продажа производимой продукции подставным организациям по слишком заниженной стоимости;
  3. оформление кредита на крайне невыгодных для учреждения условиях;
  4. неправомерное израсходование денег предприятия;
  5. подписание договора или приказа для нерационального распределения имущества компании;

В акционерных обществах наблюдаются такие нарушения уполномоченными лицами:

  1. действуют не в согласии с решением, принятым собранием акционеров;
  2. скрывают бухгалтерскую документацию от других участников предпринимательской деятельности;
  3. незаконно делят прибыль между акционерами;
  4. завышают или понижают норму оплаты труда;
  5. создают ложные протоколы заседаний акционеров.
  6. не выплачивают дивиденды;
  7. неправильно подсчитывают количество голосов во время голосования;
  8. они совершают действия, которыми должны заниматься другие предназначенные для этого работники;

Что же подразумевается под злоупотреблением прав уполномоченных лиц в виде бездействия?

В таком случае данный гражданин может пренебрегать обязанностью предпринимать необходимые действия на благо предприятия: отказываться добиваться возмещения причиненного ущерба, игнорировать нарушителей дисциплины, отказываться подписывать необходимые приказы.

Субъективную сторону злоупотребления властью должностными лицами характеризует преднамеренная форма вины с прямым или же с косвенным умыслом. Данный гражданин прекрасно понимает, что своими неправомерными действиями он причиняет ущерб предприятию, где он занимает управленческую должность. Он в состоянии предусмотреть наступление негативных последствий (существенный вред), однако хочет этого, намеренно их допускает или же проявляет в этом вопросе безразличие.

Он в состоянии предусмотреть наступление негативных последствий (существенный вред), однако хочет этого, намеренно их допускает или же проявляет в этом вопросе безразличие. Обязательная характерная черта субъективной стороны состава данного преступления – это цель должностного лица – получить какую-либо выгоду непосредственно для себя (или для других), причинить ущерб иным гражданам.

201 статья УК РФ состоит из двух частей.

В первом пункте сказано, что должностным лицам, «причинившим существенный вред» (цитата из статьи 201) организации, государству или другим людям грозит лишение свободы до 4 лет, а минимальное наказание — взыскание штрафа в размере до 200 тысяч рублей.

Во втором пункте регламентируются меры наказания для неправомерных действий лица, которые повлекли за собой «тяжкие последствия». В таком случае минимальным наказанием является наложение штрафа в размере 1 млн рублей, а максимальное наказание — лишение свободы на 10 лет. В статье 201 Уголовного кодекса РФ указано максимальное наказание за злоупотребление полномочиями — лишение свободы и содержание под стражей сроком до 10 лет.

Существуют некоторые сложности в понимании этих двух пунктов 201 статьи, поскольку в ней нет чекой формулировки терминов «существенный вред» и «тяжкие последствия», по которым определяется наказание нарушителю. Разъяснения для понимания сути состава преступления можно найти в комментариях к Уголовному кодексу РФ.

Существенный вред является оценочным понятием. Под ним подразумевается причинение ущерба в крупном размере: снижение рентабельности предприятия с последовавшим сокращением производственных мощностей и рабочих мест, потеря пострадавшими жилья или работы.

К тяжким последствиям злоупотребления полномочиями можно отнести серьезные аварии, продолжительную остановку транспорта, нанесение материального вреда в особо крупных размерах, дезорганизация работы коммунальных служб, государственных учреждений, промышленных предприятий, летальный исход или серьезные телесные повреждения, нанесенные потерпевшему. В этот перечень также входит вред, причиненный репутации предприятия или организации.

Для того, чтобы признать вред существенным или тяжким, следует брать во внимание конкретную степень негативного влияния злоупотребления полномочиями на обычную работу предприятия, учесть размер и характер нанесенного ей ущерба, изучить упущенные возможности, количество пострадавших и степень тяжести материального, физического, морального вреда, нанесенного им.

Примечательно, что если ущерб был нанесен только лишь интересам коммерческой компании, то, согласно статье 201 УК РФ, должностное лицо могут привлечь к уголовной ответственности исключительно по заявлению данного учреждения.

Если же ущерб был нанесен правам иных организаций, интересам граждан, государства или общества, то данное лицо будет привлечено к уголовной ответственности на общих основаниях.

При этом основанием для возбуждения дела является рапорт представителя правоохранительных органов о составе преступления или же заявление любого другого лица (физического или юридического).

Согласно статье 201 УК РФ, субъектом злоупотребления своими полномочиями может стать любой человек, который занимает управленческую должность (как единоличный исполнительный орган, так и члены совета директоров, а также лица, которые временно их заменяют). Однако других лиц также могут по этой статье привлечь к уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями в качестве соучастников преступления.

Однако других лиц также могут по этой статье привлечь к уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями в качестве соучастников преступления.

Именно поэтому по статье 201 УК РФ привлекать к уголовной ответственности могут не только лишь руководство компаний. С другой стороны, суд не станет признавать лицами, занимающими управленческую должность в коммерческой или другой компании, сотрудников, которые занимаются исключительно техническими или профессиональными вопросами (к примеру, специалист определенной отрасли, секретарь, бухгалтер).

Лица, которые выполняют функции, не связанные с управлением компании, по статье 201 УК РФ не несут уголовной ответственности. Бесплатная юридическая консультация в регионах: 8-800-555-81-37 Свежие статьиРубрики Мы ВКонтакте ©2021 Уголовный эксперт

Статья 201. Злоупотребление полномочиями

  • »
  • »
  • »

1.

Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет. 2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, — наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания. 1. Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в статьях настоящей главы, а также в статьях 199.2 и 304 настоящего Кодекса признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях .

2. Пункт утратил силу с 14 ноября 2013 года — Федеральный закон от 2 ноября 2013 года N 302-ФЗ. 3. Пункт утратил силу с 14 ноября 2013 года — Федеральный закон от 2 ноября 2013 года N 302-ФЗ. Глава 23 УК РФ объединяет в себе нормы, устанавливающие ответственность за нарушение нормальной деятельности коммерческих и иных организаций.

Нормы этой главы призваны защитить интересы организаций, акционеров, собственников, служащих организаций, иных лиц от незаконных действий специального круга субъектов, использующих предоставленные им полномочия вопреки интересам службы в коммерческих и иных организациях и причиняющих вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. К числу этих преступлений относится и преступление, предусмотренное ст. 201 УК РФ, — злоупотребление должностными полномочиями.

Основным объектом этого преступления является нормальная деятельность коммерческих или иных организаций, их управленческого аппарата. Дополнительным объектом служат права и законные интересы граждан, интересы общества или государства. Коммерческой организацией являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Таким образом, действие ст. 201 УК РФ распространяется и на предприятия, где собственником является государство или муниципальное образование. Так, государственные и муниципальные унитарные предприятия являются коммерческими организациями, что означает квалификацию злоупотреблений полномочиями лиц, выполняющих на этих предприятиях управленческие функции, по рассматриваемой статье УК РФ.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют собой особую форму коммерческой организации.

Эта форма в соответствии с законом должна быть прямо зафиксирована в уставных документах. Именно они (документы, фиксирующие организационно-правовую форму), а не слова, употребляемые в названии организации, являются определяющими при решении вопроса о форме организации, предприятия. К примеру, Пенсионный фонд Российской Федерации именуется «фонд», однако по своей организационно-правовой форме является учреждением.

Поэтому лица Пенсионного фонда Российской Федерации, обладающие признаками, указанными в примечании 1 к ст.

285 УК РФ, являются должностными лицами . ——————————— См.: Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 26 июня 2002 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ.

2002. N 11. Иные организации, о которых говорится в диспозиции ч.

1 ст. 201 УК РФ, — это некоммерческие организации, т.е. организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Действующий не включает в себя полного перечня форм некоммерческих организаций . ——————————— О формах некоммерческих организаций см.: Федеральный закон от 12 января 1996 г.

N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ.

1996. N 3. Ст. 145; Федеральный закон от 11 августа 1995 г.

N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3340. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Злоупотребление полномочиями совершается вопреки законным интересам организации.

Злоупотребление полномочиями совершается вопреки законным интересам организации.

Законность интересов прежде всего определяется исходя из положений действующего законодательства, иных нормативных правовых документов, учредительных документов, не противоречащих законам и учредительным документам, локальных документов организации, обычаев делового оборота. Поэтому законными следует признать интересы, вытекающие или не противоречащие указанным документам, в том числе по соблюдению порядка деятельности организации, соблюдению порядка заключения сделок, обеспечении финансово-отчетной дисциплины и т.д.

Очевидно, что определение интересов той или иной организации следует осуществлять, соотнося и с целями конкретной организации.

Так, основной целью коммерческой организации является извлечение прибыли, цели же некоммерческих организаций могут быть самыми различными. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Конкретные цели некоммерческой организации определяются в ее Уставе или ином внутреннем нормативном акте.

Учитывая цель создания организации, можно сказать, что основной ее интерес состоит в достижении этой цели. Но интерес организации состоит и в нормальном ее функционировании (внутреннем и внешнем), укреплении и развитии, приобретении авторитета в различных сегментах общества. В то же время интерес любой организации состоит и в установлении оптимального сочетания достижения собственных интересов и интересов общества и государства.
В то же время интерес любой организации состоит и в установлении оптимального сочетания достижения собственных интересов и интересов общества и государства.

Подводя итог, можно сказать, что интерес организации следует рассматривать как достижение цели создания на основе обеспечения ее нормальной деятельности и в оптимальном сочетании с интересами общества и государства.

Говоря об оптимальном сочетании интересов, мы имеем в виду, что, хотя интересы любой организации не могут быть противопоставлены интересам общества и государства, они могут быть не тождественны им.

Но сказанное в большей мере относится к коммерческим организациям, поскольку, если говорить о некоммерческих организациях, то их цели в соответствии с законом всегда связаны с достижением общественных благ . ——————————— См.: ч.

2 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145. Интересы же коммерческих организаций не всегда совпадают с интересами общества и государства.

К примеру, интересы получения большей прибыли (например, нефтяных компаний) могут корректироваться экспортными пошлинами, интересы получения большей прибыли за счет разового повышения цен на продукты питания могут корректироваться договоренностью с Правительством РФ об отложении времени повышения цен и т.д. Таким и иными способами может достигаться определенный баланс интересов между коммерческими организациями и обществом и государством.

В этой связи деяния, посягающие на иные интересы, например государственные, общественные, не могут квалифицироваться по статьям о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

Рассматривая вопрос об интересах коммерческих и иных организаций, следует обратить внимание на то, что в законе говорится о законных интересах.

Поэтому деяние, совершенное хотя и вопреки интересам, например, коммерческой организации, но интересам незаконным, не может квалифицироваться по ст. 201 УК РФ. Кроме того, положение закона об использовании лицом своих полномочий вопреки законным интересам коммерческой или иной организации не следует понимать только как действие (бездействие), связанное с нарушением закона или других нормативных правовых актов. Преступление может быть совершено как путем нарушения закона, так и при соблюдении всех нормативных правовых предписаний.

Для выполнения объективной стороны состава злоупотребления полномочиями не требуется, чтобы субъектом были нарушены какие-либо правовые нормы.

Иное истолкование рассматриваемых положений закона существенно и необоснованно сузило бы круг деяний, подпадающих под действие ст.

201 УК РФ. К примеру, заключение заведомо невыгодной для организации гражданско-правовой сделки при соблюдении всех правил и полномочий лица, выполняющего управленческие функции, с целью извлечения выгод для себя не образовывало бы рассматриваемого состава преступления. Объективная сторона злоупотребления полномочиями включает в себя действие или бездействие, общественно опасные последствия в виде существенного вреда правам или законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, а также причинную связь между действием (бездействием) и общественно опасными последствиями. Злоупотреблением полномочиями могут быть признаны такие действия лица, выполняющего управленческие функции, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности.

Использование полномочий может выражаться как в действии, так и в бездействии — принятии (непринятии) решения и соответствующей его реализации в рамках правовых, а также фактических возможностей. Использование полномочий в форме действия заключается в выполнении, осуществлении лицом, выполняющим управленческие функции, в пределах своей компетенции действий, предписанных законами, уставными документами организации, инструкциями, функциональными обязанностями, приказами, распоряжениями и иными документами. Такими действиями могут быть, например, издание приказов, подписание договоров, распоряжение материальными ценностями и т.д.

Чаще всего злоупотребление полномочиями в форме действия состоит в заключении убыточных сделок, нерациональном распоряжении имуществом, неправомерным расходованием средств организации, получении кредитов на невыгодных условиях и т.п.

Использование полномочий в форме бездействия состоит в неисполнении необходимых действий в интересах организации. Использование служебных полномочий в форме бездействия может заключаться в отказе от предъявления исков о возмещении ущерба, непринятии мер к нарушителям дисциплины, в незаключении или непролонгации необходимых договоров и т.д.

Правовые возможности лица, выполняющего управленческие функции, определяются вышеназванными нормативными правовыми актами, определяющими направление деятельности управляющего и те права и обязанности, которыми он наделяется для их реализации. Фактические возможности определяются наличием трудовых, материальных, технических ресурсов, необходимых для реализации принятого решения и контроля за его осуществлением. Поскольку объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст.

201 УК РФ, предусматривает использование полномочий в качестве обязательного конструктивного признака, в каждом конкретном случае необходимо устанавливать круг и характер служебных прав и обязанностей лица, выполняющего управленческие функции, нормативные акты, их регламентирующие, конкретные полномочия, которые были использованы при злоупотреблении. Злоупотребление полномочиями может быть осуществлено как законными действиями (бездействием), так выходящими за пределы закона своих полномочий.

В этом случае при наличии соответствующих признаков можно говорить о наличии превышения полномочий. Однако, поскольку уголовным законом не предусмотрен состав превышения полномочий применительно к преступлениям против интересов службы в коммерческих и иных организациях, превышение полномочий охватывается составом злоупотреблениями полномочиями (ст. 201 УК РФ). Это положение представляется важным, поскольку на практике в ряде случаев отрицается наличие состава злоупотребления полномочиями на том основании, что субъект вышел за их пределы.

Однако выход за пределы полномочий возможен только при их использовании, поэтому изложенная выше позиция представляется дискуссионной.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что полномочия управляющего формализованы и имеют определенное целевое назначение.

Но, поскольку сущность преступления заключается в злоупотреблении при использовании полномочий, они используются не по целевому назначению, нередко их формальные пределы нарушаются.

Как отмечалось выше, злоупотребление полномочиями должно быть совершено вопреки законным интересам организации, где субъект осуществляет управленческие функции.

Однако в случаях, когда действия управляющего, связанные с нарушением своих служебных полномочий, были совершены в целях предупреждения вредных последствий, более значительных, чем фактически причиненный вред, когда этого нельзя было сделать другими средствами, такие действия в соответствии с законодательством о крайней необходимости не могут быть признаны преступными.

Не образуют состава преступления и действия, совершенные в общественно полезных целях, даже если они расходятся с интересами организации. К примеру, установление скидок на покупку товаров для пенсионеров влечет за собой недополучение выгоды, но не образует состава преступления.

Аналогичным образом решаются различные вопросы о благотворительных действиях и т.п.

При этом следует обратить внимание на то, чтобы такого рода действия не были фикцией и маскировкой частного интереса (например, уклонения от уплаты налогов).

Состав злоупотребления полномочиями относится к числу материальных составов и будет являться оконченным с момента причинения существенного вреда правам или законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Вред может выражаться в причинении не только материального (хотя это бывает наиболее часто), но и иного вреда: в нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве деловой репутации организации, создании помех и сбоев в ее работе, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т.п. Существенность вреда — категория оценочная.

В каждом конкретном случае должно быть принято решение о наличии существенности вреда и о том, в чем она выражается, а также решен вопрос о наличии причинной связи между вредом и совершенным деянием. При решении вопроса о том, является ли причиненный вред существенным, необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, ее имущественное положение, характер и размер понесенного материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда и т.п.

. ——————————— См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге». Как уже отмечалось, наиболее типичным последствием злоупотребления полномочиями является причинение имущественного ущерба организации, в которой виновный выполняет управленческие полномочия.
Как уже отмечалось, наиболее типичным последствием злоупотребления полномочиями является причинение имущественного ущерба организации, в которой виновный выполняет управленческие полномочия. Данный превалирующий характер вреда обусловлен тем, что охраняемые уголовным законом отношения в сфере управления организациями являются прежде всего гражданско-правовыми имущественными отношениями.

Лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в случаях совершения рассматриваемого преступления зачастую выполняет их недобросовестно, без разумного подхода, умышленно запутывая или осложняя хозяйственную ситуацию, тем самым создавая предпосылки для имущественных и иных потерь, подавления организации конкурентами.

При этом истинные намерения виновного при управлении организацией, его личные и иные интересы скрываются, что призвано создать впечатление о нем как о добросовестном, исполнительном и преданном организации работнике.

Решая вопрос об имущественном ущербе, составляющем существенный вред, следует обратить внимание на то, что в соответствии с законом вред может быть причинен той организации, где работает виновный, а также иным субъектам, например другим организациям.

В этой связи возникает вопрос о наличии состава злоупотребления полномочиями, если вред был причинен иной организации, но не вопреки законным интересам, как этого требует закон, организации, где выполняются управленческие функции. Думается, что состав преступления, предусмотренного ст. 201 УК РФ, в таком случае отсутствует, поскольку само по себе причинение существенного вреда иному субъекту данного состава преступления не образует.

Следует также обратить внимание на правильность исчисления причиненного ущерба.

Так, П.В.П. был осужден за использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, нанесение вреда другим лицам, повлекшие тяжкие последствия, за преднамеренное банкротство, т.е. умышленное создание и увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем коммерческой организации в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб либо иные тяжкие последствия.

Сделки проведены П.В.П. в короткий промежуток времени в интересах фактически одних и тех же лиц и именно в их интересах по ценам заведомо для П.В.П.

ниже рыночных вопреки уставным задачам и интересам ОАО «Втормет», что в конечном счете привело к банкротству предприятия и причинению ущерба акционерам. Сумма же ущерба определялась без учета рыночной стоимости имущества. Поэтому в этой части состоявшиеся судебные решения были изменены, так как ущерб должен исчисляться исходя из разницы между рыночной стоимостью имущества и суммой, по которой его продавал виновный .

——————————— Надзорное Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 12 октября 2005 г.

N 50-Д05-22. Квалифицирующим признаком преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 201 УК РФ, являются тяжкие последствия, вызванные злоупотреблением полномочиями.

Как и понятие существенного вреда, понятие тяжких последствий относится к категории оценочных понятий и подлежит установлению в каждом конкретном случае.

В частности, к тяжким последствиям можно отнести такой вред, как крупные аварии, длительная остановка транспорта или производственного процесса, дезорганизация работы организаций, учреждений, предприятий, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах, причинение смерти или тяжких телесных повреждений хотя бы одному человеку и т.п. Решая вопрос о наличии тяжкого вреда, следует учесть, что он, так же как и существенный вред, может быть причинен не только организации, где работает виновный, но также гражданам, иным организациям, обществу, государству. Злоупотребление полномочиями необходимо отграничивать от ряда смежных составов.

К примеру, на практике имеют место случаи, когда одна из сторон сделки выплачивает другой стороне часть причитающейся суммы наличными деньгами, не проводя их по соответствующим документам. Таким образом создается так называемая черная касса, деньги из которой идут на различные цели: выплата заработной платы, подкуп чиновников, оплата услуг преступных групп, расчеты с другими партнерами и т.д.

В этой связи возникает вопрос о квалификации подобных действий, поскольку фактически указанные денежные и иные подобные средства используются в интересах организации, но, естественно, незаконных интересах. В частности, путем создания неучтенных средств организации уклоняются от уплаты налогов. В подобного рода ситуациях деяния наиболее часто квалифицируют как злоупотребление полномочиями или коммерческий подкуп в зависимости от ситуации, а при наличии оснований — и как уклонение от уплаты налогов.

Кроме того, на практике в ряде случаев возникают затруднения и в разграничении злоупотребления полномочиями и хищения.

В подобных случаях следует исходить из того, что квалификация деяния как хищения возможна лишь тогда, когда в деянии содержатся все признаки, указанные в примечании 1 к ст. 158 УК РФ. Например, не может деяние квалифицироваться как хищение, если отсутствует такой его признак, как изъятие имущества.

Так, Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 13 мая 1999 г.

было отменено Постановление Президиума областного суда по делу В., которая, работая директором муниципального предприятия, незаконно, без должного оформления сделки сдавала в аренду помещения предприятия, деньги в кассу не сдавала, а присваивала их, за что была осуждена районным судом по ч. 1 ст. 201 УК РФ. Президиум областного суда усмотрел в действиях В. состав присвоения (ст. 160 УК РФ).

В свою очередь, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ согласилась с позицией районного суда о наличии в действиях В. состава злоупотребления полномочиями, «поскольку она присваивала не деньги, вверенные ей учредителями муниципального коммерческого предприятия, а денежные суммы, полученные от арендаторов. и не поступавшие в кассу предприятия, т.е.

не находившиеся в его собственности» . ——————————— Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 2. Субъективная сторона злоупотребления полномочиями характеризуется умышленной формой вины, и преступление может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом: лицо осознает, что использует полномочия вопреки интересам организации, в которой выполняет управленческие функции, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий в виде существенного вреда, желает или сознательно допускает наступление этих последствий либо относится к ним безразлично.

Обязательным признаком субъективной стороны состава злоупотребления полномочиями является цель извлечения выгод преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам.

Говоря о цели преступления, необходимо обратить внимание прежде всего на то обстоятельство, что указанные в законе выгоды и преимущества не должны совпадать с законными интересами организации.

Под выгодой следует понимать приобретение или получение возможности приобретения дополнительных (к имеющимся) материальных благ, избавление от расходов (выгода имущественного характера).

Выгода может иметь и неимущественный характер, заключаться в повышении социального статуса лица, укреплении его позиций в организации, приобретении большего авторитета, усиления влияния и т.д. К примеру, нарушение финансовой дисциплины может повлечь за собой возможность использования денежных средств организации в личных целях, а заключение невыгодной для организации сделки может иметь следствием получение предложения перехода на вышестоящую должность в другую организацию. Преимуществом является превосходство, наличие дополнительных возможностей по сравнению с другим субъектом (субъектами) по реализации желаемых действий.

Преимущество может быть связано с финансовым состоянием организации, ее авторитетом, наличием контактов с властью и другими обстоятельствами.

Так, оказание услуги чиновнику с использованием ресурсов организации может создать лучшие условия по сравнению с условиями других участников, преимущество в победе на конкурсе. Цель нанесения вреда другим лицам означает нанесение ущерба гражданам или организациям в нарушение требований закона и без соблюдения установленных правил конкурентной борьбы. В противном случае коммерческие организации вправе причинять ущерб другим участникам правоотношений.

Этот ущерб может выражаться, например, в материальных потерях организации (снижение уровня продаж, сокращение выпуска объема продукции и др.), в потере деловой репутации, что может привести к снижению числа заключаемых сделок, снижению уровня кредитования и т.п. Наличие цели причинения вреда другим лицам означает также, что причиненный вред является следствием (последствием преступления) деяния, совершенного с выходом за пределы прав коммерческой или иной организации, и между указанным деянием и последствиями имеется причинная связь. Мотивы преступления могут быть разнообразными, хотя преобладает уровень корыстной мотивации, но они не влияют на квалификацию деяния.

Глава 23 УК РФ не включает в себя норму об ответственности за причинение вреда по неосторожности (недосмотр, производственный риск, ошибка в решении) лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации. Состав преступления, аналогичный составу халатности (ст.

293 УК РФ), относящемуся к преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (глава 30 УК РФ), в главе 23 УК РФ отсутствует. Поэтому причинение вреда в указанных случаях не образует состава преступления.

Субъект злоупотребления полномочиями специальный — лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, вменяемый и достигший возраста шестнадцати лет.

В соответствии с примечанием 1 к ст.

201 УК РФ выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в статьях главы 23, а также в ст.

ст. 199.2 и 304 УК РФ признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

Таким образом, лицо, выполняющее управленческие функции, должно обладать следующими признаками: 1) выполнять функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа.

Порядок избрания этих органов, их компетенция определяются законодательством Российской Федерации, уставными документами. Так, например, в ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г.

N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» установлено, что руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров; 2) оно должно выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Наличие этих функций является альтернативой функциям, указанным в п. 1. Иными словами, для того, чтобы лицо могло быть отнесено к категории выполняющих управленческие функции, оно должно обладать функциями указанными в п. 1 или п. 2, или и теми и другими функциями; 3) лицо должно выполнять управленческие функции исключительно в тех организациях, которые указаны в законе: в коммерческих или иных организациях независимо от формы собственности; в некоммерческих организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями.

Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п. . ——————————— См.: п.

3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6

«О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»

// Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 4. Не могут признаваться лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, сотрудники, исполняющие в этих организациях исключительно профессиональные или технические обязанности, например специалист отдела, секретарь, расчетчик бухгалтерии и др.

Лица, занимающие эти и иные должности, не связанные с управленческими функциями, не несут ответственности по ст. 201 УК РФ. Положения примечаний 2 и 3 к ст.

201 УК РФ по сути представляют собой процессуальные нормы, определяющие порядок возбуждения уголовных дел по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Так, в примечании 2 речь идет о том, что, если деяние, предусмотренное статьями, включенными в главу 23 УК РФ, причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия. Данное положение существенно сужает возможности уголовного преследования по делам соответствующего характера, поскольку этот вопрос при указанных обстоятельствах практически отдан на усмотрение руководства коммерческой организации.

При этом на практике также часто возникает проблема с заявлением или с согласием организации на уголовное преследование, так как нередко именно от виновного они и зависят.

Однако по заявлению организации или с ее согласия уголовное преследование осуществляется только тогда, когда вред причинен исключительно коммерческой организации. Если же деяние, включенное в главу 23 УК РФ, причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях. Об этом говорится в примечании 3 к ст.

201 УК РФ. Решая вопрос о потерпевшем, следует обратить внимание и на то обстоятельство, что в случае причинения вреда организации, где имеется доля акций государства, безусловно, затрагиваются и интересы государства .

Аналогично следует решать подобные вопросы и при партнерстве не только государства, но и организаций, учреждений иных форм собственности.

——————————— См.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 г. N 6-ДП06-15 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 8. 1. Объективная сторона преступления характеризуется: 1) использованием лицом своих полномочий вопреки законным интересам организации (общественно опасное деяние); 2) последствиями в виде существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства; 3) причинной связью между поведением служащего и этими последствиями.

2. Общественно опасное деяние реализуется как путем действия (совершаемого в пределах или с превышением своих полномочий), так и путем бездействия служащего соответствующей организации, выражающихся в использовании управленческих полномочий вопреки законным интересам этой организации.

Полномочия того или иного лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, могут быть определены законом или иным нормативным актом, не противоречащими им уставом организации, договором (контрактом), приказом, распоряжением.

3. Использование лицом своих полномочий вопреки законным интересам коммерческой или иной организации следует понимать широко: как совершение деяния против определенных в законе и в учредительных документах задач деятельности организации. 4. Преступление считается оконченным с момента наступления существенного вреда в результате злоупотребления полномочиями, который устанавливается судом по каждому конкретному делу исходя из обстоятельств совершения преступления. Будучи по своему содержанию как имущественным (материальным), так и любым другим (моральным, физическим, организационным), он может быть причинен своей организации, в связи с чем уголовное преследование по такому факту осуществляется по заявлению или с согласия организации.

Если же существенный вред наносится интересам других организаций, а также гражданам, обществу и государству, то уголовное преследование производится на общих основаниях.

5. Субъект специальный — лицо, достигшее возраста 16 лет: — выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллективного органа; — постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, возложенные на него в установленном порядке, в коммерческой независимо от форм собственности либо некоммерческой организации, не являющейся государственным, муниципальным органом или учреждением. 6. К организационно-распорядительным рекомендуется относить функции по управлению трудовым коллективом (руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, организация труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины и т.д.), а к административно-хозяйственным — полномочия по управлению и распоряжению имуществом (принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей и т.п.) (п. п. 3 и 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.

N 6

«О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»

). ——————————— БВС РФ.

2000. N 4. 7. Принципиальное отличие преступлений, предусмотренных гл. 23 УК, от перечисленных в гл. 30 УК состоит в особенностях их объекта и субъекта.

8. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью — извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц (родственников, близких, деловых партнеров и т.п.) либо нанесение вреда другим лицам. 9. Тяжкие последствия (ч. 2 комментируемой статьи) не раскрываются в законе. К ним можно отнести крупную аварию, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах или значительное число потерпевших, потерю значительного количества рабочих мест и др.

В соответствии со ст. 27 УК преступление, повлекшее эти последствия, может быть совершено по неосторожности. 10. В примечании 2 статьи закреплен особый порядок возбуждения уголовного преследования.

← → Получите консультации и комментарии юристов по статье 201 УК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте.

Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день.