Справка о валютных операциях без паспорта сделки



Справка о валютных операциях без паспорта сделки

Приложение 1. Справка о валютных операциях


Банка России от 30 ноября 2015 г. N 3865-У форма 0406009 изложена в новой редакции, с 28 декабря 2015 г. См. данную в редакторе MS-Excel и ее заполнения Приложение 1к Банка Россииот 4 июня 2012 г.

N 138-И

«О порядке представления резидентамии нерезидентами уполномоченнымбанкам документов и информации,связанных с проведением валютныхопераций, порядке оформленияпаспортов сделок, а также порядке учетауполномоченными банками валютныхопераций и контроля за их проведением»

(с изменениями от 30 ноября 2015 г.) Код формы по 0406009 Наименование уполномоченного банка Наименование резидента СПРАВКАО ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЯХ от__________ Номер счета резидента в уполномоченном банке Код страны банка-нерезидента Признак корректировки N п/п Уведомление, распоряжение, расчетный или иной документ Дата операции Признак платежа Код вида валютной операции Сумма операции Номер ПС или номер и (или) дата договора (контракта) Сумма операции в единицах валюты контракта (кредитного договора) Срок возврата аванса Ожидаемый срок код валюты сумма код валюты сумма 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 2 .

_____________________________ Примечание.

N строки Содержание . Информация уполномоченного банка Порядокзаполнения справки о валютных операциях 14 июня 2013 г., 6 ноября 2014 г., 11 июня, 30 ноября 2015 г. Банка России от 30 ноября 2015 г. N 3865-У пункт 1 изложен в новой редакции, с 28 декабря 2015 г.

1. В справки о валютных операциях (далее по тексту настоящего приложения — СВО) отражаются следующие сведения.

В «Наименование уполномоченного банка» указывается полное или сокращенное фирменное наименование уполномоченного банка (его филиала), в который резидент представляет СВО либо которому предоставлено право заполнить СВО. В «Наименование резидента» указывается полное или сокращенное фирменное наименование юридического лица или его филиала (для коммерческих организаций), наименование юридического лица или его филиала (для некоммерческих организаций) или фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) физического лица — индивидуального предпринимателя, физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, которые представили СВО или по поручению которых она заполнена.

В написании наименования резидента допускается использование общепринятых сокращений (например, ПАО, АО, ИП и так далее).

В «от ___________» указывается дата заполнения СВО в формате ДД.ММ.ГГГГ. В «Номер счета резидента в уполномоченном банке» указывается номер счета резидента, на который зачислены (с которого списаны) денежные средства при осуществлении валютной или иной операции (далее — валютная операция). «Номер счета резидента в уполномоченном банке» не заполняется при отражении в СВО: валютных операций, связанных с расчетами по контракту (кредитному договору), по которому оформлен ПС, проведенных через счета резидента в банках-нерезидентах; резидентом, оформившим ПС, информации о валютных операциях, связанных с расчетами по контракту (кредитному договору), в случаях, указанных в , , , и настоящей Инструкции, осуществленных третьими лицами — резидентами, другими лицами — резидентами либо резидентами, которые не оформляют ПС, в случаях, указанных в и настоящей Инструкции, а также финансовым агентом (фактором) — резидентом в случаях, указанных в , и настоящей Инструкции; резидентом, оформившим ПС, при заполнении корректирующей СВО в новом банке ПС, в который был переведен ПС в соответствии с настоящей Инструкции, в случае осуществления корректировки сведений, ранее указанных в СВО, принятой уполномоченным банком, который ранее выполнял функции банка ПС; расчетов, связанных с исполнением аккредитива по контракту, по которому оформлен ПС, в случаях, предусмотренных настоящей Инструкции.

В «Код страны банка-нерезидента» указывается в соответствии с стран мира (далее по тексту приложений — ОКСМ) цифровой код страны места нахождения банка-нерезидента, в котором открыт счет (счета) резидента, через который (которые) резидентом проведены указанные в СВО валютные операции, связанные с расчетами по контракту (кредитному договору), по которому оформлен ПС. В иных случаях поле «Код страны банка-нерезидента» не заполняется. В «Признак корректировки» проставляется символ «*» и порядковый номер корректировки (например, *(1)) при заполнении корректирующей СВО, которая содержит новые сведения по валютной операции, информация о которой содержалась в СВО, ранее принятой уполномоченным банком.

В иных случаях поле «Признак корректировки» не заполняется.

При заполнении «Признак корректировки» в «от___________» указывается дата заполнения СВО, которая содержит сведения по валютной операции, подлежащей корректировке. При заполнении строки корректирующей СВО в графы, информация которых подлежит изменению, вносятся новые данные, а все ранее представленные сведения по данной валютной операции, не требующие изменений, отражаются в соответствующих графах строки корректирующей СВО в неизменном виде. 2. В указывается в порядке возрастания номер строки СВО.

В случае заполнения поля «Признак корректировки» в графе 1 указывается номер строки СВО, ранее принятой уполномоченным банком, которая содержит сведения по валютной операции, подлежащей корректировке. Банка России от 30 ноября 2015 г. N 3865-У в пункт 3 внесены изменения, с 28 декабря 2015 г.

3. В указываются номер (при его наличии) и дата одного из следующих документов (в формате, состоящем из двух элементов, разделенных символом «/», в первом указывается номер документа (при его отсутствии — символ «БН»), во втором указывается дата документа в формате ДД.ММ.ГГГГ: уведомления о поступлении (зачислении) иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента, которое направлено уполномоченным банком резиденту (далее — уведомление); расчетного документа по валютной операции, который поступил от плательщика-нерезидента в связи с переводом валюты Российской Федерации в пользу резидента; распоряжения резидента о переводе со своего счета иностранной валюты; расчетного документа по валютной операции в связи с переводом валюты Российской Федерации в пользу нерезидента; выписки из счета в банке-нерезиденте или иного документа, содержащего информацию о валютной операции, осуществленной через счет в банке-нерезиденте, — при заполнении СВО резидентом, оформившим ПС; документа об исполнении аккредитива (о переводе денежных средств в пользу получателя-нерезидента); документа по операциям с использованием платежной карты; справки о валютных операциях третьего лица — резидента, другого лица — резидента либо резидента, который не оформляет ПС в случаях, указанных в , , , настоящей Инструкции, резидента, который представляет копию справки о валютных операциях, принятую уполномоченным банком, отличным об банка ПС, в случаях, указанных в и настоящей Инструкции или финансового агента (фактора) — резидента в случаях, указанных в и настоящей Инструкции, — при заполнении СВО резидентом, оформившим ПС; выписки (копии выписок) по операциям на корреспондентском счете финансового агента (фактора) — кредитной организации или иного документа, содержащего информацию об осуществленных валютных операциях — при заполнении СВО резидентом, оформившим ПС, в случае, указанном в настоящей Инструкции; распоряжения о переводе иностранной валюты плательщиком (финансовым агентом (фактором) — резидентом) по договору финансирования под уступку денежного требования при ее зачислении на счет резидента, открытый в этом же уполномоченном банке; распоряжения о переводе валюты Российской Федерации плательщиком (финансовым агентом (фактором) — резидентом) по договору финансирования под уступку денежного требования при ее зачислении на расчетный счет резидента.

Банка России от 30 ноября 2015 г.

N 3865-У в пункт 4 внесены изменения, с 28 декабря 2015 г.

4. В указывается в формате ДД.ММ.ГГГГ одна из следующих дат: дата зачисления иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента, указанная в уведомлении; дата зачисления на счет резидента в уполномоченном банке денежных средств в валюте Российской Федерации, поступивших от нерезидента, указанная в выписке из расчетного счета резидента либо в ином документе, переданном уполномоченным банком резиденту и содержащем сведения о зачислении валюты Российской Федерации на счет резидента; дата составления распоряжения резидента о переводе со своего счета иностранной валюты; дата составления расчетного документа по валютной операции в связи с переводом валюты Российской Федерации в пользу нерезидента; дата зачисления денежных средств на счет (списания денежных средств со счета) в банке-нерезиденте, указанная в выписке из счета банка-нерезидента или ином документе, содержащем информацию об осуществленной валютной операции через счет в банке-нерезиденте, — при заполнении СВО резидентом, оформившим ПС; дата перевода денежных средств в пользу получателя-нерезидента при исполнении аккредитива; дата совершения операции, указанная в документе по операциям с использованием платежной карты; дата списания денежных средств со счета третьего лица — резидента в случае, указанном в настоящей Инструкции, дата зачисления или дата списания денежных средств на счет (со счета) другого лица — резидента в случае, указанном в пункте 12.4 настоящей Инструкции, или резидента, который не оформляет ПС, в случаях, указанных в и настоящей Инструкции, либо дата зачисления, указанная в копии справки о валютных операциях, представленной резидентом уполномоченному банку, отличному от банка ПС, в случаях, указанных в и настоящей Инструкции, — при заполнении СВО резидентом, оформившим ПС; дата зачисления на счет резидента в уполномоченном банке иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, поступивших от финансового агента (фактора) — резидента, указанная в уведомлении, выписке из расчетного счета резидента либо в ином документе, переданном уполномоченным банком резиденту и содержащем сведения о зачислении иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации на счет резидента; дата зачисления денежных средств на счет финансового агента (фактора) — резидента — при заполнении СВО резидентом, оформившим ПС, в случае, указанном в настоящей Инструкции.

Банка России от 30 ноября 2015 г. N 3865-У пункт 5 изложен в новой редакции, с 28 декабря 2015 г. 5. В указывается один из следующих признаков платежа: 1 — зачисление денежных средств на счет резидента; 2 — списание денежных средств со счета резидента; 7 — зачисление денежных средств на счет финансового агента (фактора) — резидента — при заполнении СВО резидентом, оформившим ПС; 8 — зачисление денежных средств на счет другого лица — резидента или резидента, который не оформляет ПС, — при заполнении СВО резидентом, оформившим ПС; 9 — списание денежных средств со счета третьего лица — резидента, другого лица — резидента или резидента, который не оформляет ПС, — при заполнении СВО резидентом, оформившим ПС; 0 — перевод денежных средств при исполнении аккредитива в пользу получателя-нерезидента.
5. В указывается один из следующих признаков платежа: 1 — зачисление денежных средств на счет резидента; 2 — списание денежных средств со счета резидента; 7 — зачисление денежных средств на счет финансового агента (фактора) — резидента — при заполнении СВО резидентом, оформившим ПС; 8 — зачисление денежных средств на счет другого лица — резидента или резидента, который не оформляет ПС, — при заполнении СВО резидентом, оформившим ПС; 9 — списание денежных средств со счета третьего лица — резидента, другого лица — резидента или резидента, который не оформляет ПС, — при заполнении СВО резидентом, оформившим ПС; 0 — перевод денежных средств при исполнении аккредитива в пользу получателя-нерезидента.

Банка России от 6 ноября 2014 г.

N 3438-У пункт 6 изложен в новой редакции, по истечении одного месяца после дня названного Указания в «Вестнике Банка России» 6. В указывается код вида валютной операции, содержащийся в к настоящей Инструкции, который соответствует назначению перевода, а также сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, связанных с проведением валютных операций. В случае осуществления валютной операции, связанной с расчетами по контракту, по которому оформлен ПС, по оплате товаров, ввозимых (вывозимых) на территорию (с территории) Российской Федерации, услуг, работ, переданной информации и результатов интеллектуальной деятельности при отсутствии у резидента указанных в настоящей Инструкции документов, подтверждающих ввоз (вывоз) товаров на территорию (с территории) Российской Федерации, оказание услуг, выполнения работ, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, заполняется исходя из осуществления авансового платежа (коды видов валютных операций: , , , , , ).

В случае осуществления валютной операции, связанной с расчетами по контракту, по которому оформлен ПС, по оплате товаров, ввозимых (вывозимых) на территорию (с территории) Российской Федерации, которые подлежат декларированию таможенному органу путем подачи декларации на товары, в течение шести рабочих дней с даты выпуска (условного выпуска) товаров, заполняется исходя из имеющихся в наличии у резидентов деклараций на товары.

По валютной операции, связанной с поступлением от валюты Российской Федерации, зачисленной на расчетный счет в уполномоченном банке, указывается код вида валютной операции, содержащийся в расчетном документе по валютной операции, поступившем от плательщика-нерезидента, либо код вида валютной операции, который соответствует представленным резидентом документам, связанным с проведением такой валютной операции, в случаях, указанных в настоящей Инструкции. 7. В указывается цифровой код валюты, зачисленной на счет, списываемой со счета в валюте счета (в случае осуществления перевода в валюте, отличной от валюты счета, — в валюте перевода), в соответствии с (далее — ОКВ) или клиринговых валют. 8. В в единицах валюты, указанной в графе 6, указывается сумма денежных средств, зачисленных на счет резидента (другого лица — резидента, резидента, который не оформляет ПС, — при заполнении СВО резидентом, оформившим ПС), списываемых со счета резидента (третьего лица — резидента, другого лица — резидента, резидента, который не оформляет ПС, — при заполнении СВО резидентом, оформившим ПС), переведенных в пользу получателя-нерезидента при исполнении аккредитива по контракту.

Банка России от 30 ноября 2015 г.

N 3865-У в пункт 9 внесены изменения, с 28 декабря 2015 г. 9. В указывается: номер ПС — в случае если валютная операция связана с расчетами по контракту (кредитному договору), по которому оформлен ПС, либо валютная операция связана с расчетами по договору уступки требования, перевода долга по контракту (кредитному договору), по которому оформлен ПС, а также в случае расчетов по договору финансирования под уступку денежного требования (факторинга), вытекающего из контракта, по которому оформлен ПС; номер (при его наличии) и (или) дата оформления документа, связанного с проведением валютной операции, — в случае если в соответствии с требованиями настоящей Инструкции ПС не оформляется (в формате, состоящем из двух элементов, разделенных символом «/», в первом указывается номер документа (при его отсутствии — символ «БН»), во втором указывается дата документа в формате ДД.ММ.ГГГГ. Датой оформления документа, связанного с проведением валютной операции, является наиболее поздняя по сроку дата его подписания либо дата вступления его в силу, в случае отсутствия указанных дат — дата его составления.

Если при осуществлении валютной операции денежные средства зачислены на счет резидента (списаны со счета резидента) одной суммой одновременно по нескольким заключенным с одним и тем же нерезидентом документам, связанным с проведением валютной операции, с одним кодом вида валютной операции, по которым не требуется оформления ПС, в СВО сведения о такой операции заполняются: либо одной строкой (без отражения информации по каждому документу, связанному с проведением валютной операции).

В указанном случае не заполняется.

Информация обо всех документах, связанных с проведением валютной операции, отражается в поле «Примечание»; либо с разбивкой на несколько строк с отражением информации по каждому документу, связанному с проведением валютной операции с заполнением .

Поле «Примечание» в таком случае не заполняется.

Указание в одновременно номера ПС и иной информации не допускается. В случае списания и зачисления резидентом денежных средств с одного счета резидента на другой его счет, открытые в этом или другом уполномоченном банке, сведения о документах, указанных в настоящего пункта, в не указываются. 10. , заполняются по валютным операциям, связанным с расчетами по контракту (кредитному договору), по которому оформлен ПС, в случае если код валюты, указанный в графе 6, отличается от кода валюты контракта (кредитного договора), указанного в ПС.

10. , заполняются по валютным операциям, связанным с расчетами по контракту (кредитному договору), по которому оформлен ПС, в случае если код валюты, указанный в графе 6, отличается от кода валюты контракта (кредитного договора), указанного в ПС.

В иных случаях графы 9, 10 не заполняются. 10.1. В указывается цифровой код валюты контракта (кредитного договора), указанный в ПС. 10.2. В указывается сумма, приведенная в графе 7, в пересчете в валюту контракта (кредитного договора), указанную в графе 9, по иностранных валют по отношению к рублю на дату совершения валютной операции, если иной порядок пересчета не установлен условиями контракта (кредитного договора).

Банка России от 30 ноября 2015 г. N 3865-У пункт 11 изложен в новой редакции, с 28 декабря 2015 г.

11. В в формате ДД.ММ.ГГГГ указывается информация о предусмотренном (предусмотренных) контрактом, по которому оформлен ПС, сроке (сроках) возврата в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (при осуществлении валютных операций с кодами видов валютных операций , , , ).

При отсутствии указанного срока (сроков) в контракте в графе 11 указывается срок, совпадающий со сроком, указанным в . Банка России от 30 ноября 2015 г.

N 3865-У пункт 12 изложен в новой редакции, с 28 декабря 2015 г. 12. В указывается информация об ожидаемом максимальном сроке исполнения нерезидентом обязательств по контракту, по которому оформлен ПС, путем передачи резиденту товаров, выполнения для него работ, оказания ему услуг, передачи ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществляемого резидентом авансового платежа (коды видов валютных операций , , , ) (далее по тексту настоящего приложения — ожидаемый срок).

В иных случаях графа 12 не заполняется. Ожидаемый срок указывается в виде последней даты (в формате ДД.ММ.ГГГГ) истечения срока исполнения нерезидентом обязательств в счет осуществляемого авансового платежа, который определяется резидентом следующим образом.

При наличии в контракте указанного (указанных) в настоящего пункта срока (сроков) к нему (к ним) прибавляется срок (прибавляются сроки), который (которые) в соответствии с обычаями делового оборота необходим (необходимы) для ввоза товаров на территорию Российской Федерации (оформления таможенных деклараций) и (или) сроки для оформления документов, подтверждающих исполнение нерезидентом обязательств путем передачи резиденту товаров (при отсутствии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров), выполнения для него работ, оказания ему услуг, передачи ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

При отсутствии в контракте указанных в настоящего пункта срока (сроков) указывается срок, рассчитанный резидентом самостоятельно в соответствии с обычаями делового оборота, с учетом сроков оформления таможенных деклараций и (или) сроков оформления документов, подтверждающих исполнение нерезидентом обязательств путем передачи резиденту товаров (при отсутствии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров), выполнения для него работ, оказания ему услуг, передачи ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Указанный в срок не может превышать даты завершения исполнения обязательств по контракту, указанной в раздела 3 «Общие сведения о контракте» формы 0406005 «Паспорт сделки» (форма 1), а также срока, указанного в . Банка России от 30 ноября 2015 г.

N 3865-У пункт 13 изложен в новой редакции, с 28 декабря 2015 г. 13. В «Примечание» могут указываться дополнительные сведения по проводимым валютным операциям, при этом: в «N строки» указывается номер строки СВО, к которой приводится дополнительная информация; в «Содержание» указывается дополнительная информация о валютной операции, сведения о которой приведены в строке СВО с указанным номером, включая сведения о документах, связанных с проведением этой валютной операции.

Банка России от 30 ноября 2015 г.

N 3865-У Порядок дополнен пунктом 14, с 28 декабря 2015 г. 14. В «Информация уполномоченного банка» уполномоченный банк фиксирует дату представления резидентом, дату возврата уполномоченным банком (с указанием причин возврата), дату принятия уполномоченным банком СВО. При заполнении СВО уполномоченным банком в «Информация уполномоченного банка» фиксируются дата представления резидентом документов и информации, которые необходимы для заполнения СВО, дата принятия уполномоченным банком СВО.

При заполнении СВО уполномоченным банком в «Информация уполномоченного банка» фиксируются дата представления резидентом документов и информации, которые необходимы для заполнения СВО, дата принятия уполномоченным банком СВО. Даты указываются в формате ДД.ММ.ГГГГ. Состав фиксируемых в «Информация уполномоченного банка» сведений может быть дополнен уполномоченным банком.

< глава 21.> Приложение 2. >> Содержание

Когда предоставляется справка о валютных операциях?

07 апреля 2021

  1. /
  2. /

Справка о валютных операциях когда предоставлялась?

Ответить на этот вопрос можно, изучив инструкцию Банка России № 138-И. Теперь данный документ больше не нужен.

Новая инструкция Банка России № 181-И не требует составления и предоставления справки о валютных операциях.

Фото: При проведении валютных операций, перечисленных в законе «О валютном регулировании…» № 173-ФЗ (далее — закон № 173) и подлежащих обязательному валютному контролю, резидент должен представить в уполномоченный банк (далее — УБ) отчетные документы, к которым ранее относилась справка о валютных операциях (далее — СВО). Важно! Данная обязанность существовала ранее и была установлена гл.

2 инструкции Банка России «О порядке представления…» № 138-И (далее — инструкция № 138-И).

При этом действие инструкции № 138-И распространялось на следующих лиц — резидентов РФ:

  1. лиц, осуществляющих частную практику.
  2. юридических лиц и их филиалы;
  3. физических лиц — индивидуальных предпринимателей;

К основаниям подачи СВО относилось:

  1. исполнение резидентом своих обязательств по договору путем списания иностранной валюты с его расчетного счета и зачисления на счет нерезидента;
  2. расчет по сделке осуществляется в рублях, при этом оформляется паспорт сделки (далее — ПС).

  3. перечисление нерезидентом — контрагентом по сделке на транзитный валютный счет резидента иностранной валюты;

Обратите внимание!

Оплата по договору в рублях без паспорта сделки не требовала предоставления в УБ справки, необходимо было направить только обосновывающие платеж документы. Порядок оформления ПС как документа валютного контроля также регулировался отмененной инструкцией № 138-И.

Так, ПС представлялся:

  1. при экспортных и импортных операциях;
  2. заключении договоров на сумму, равную или превышающую 50 000 долларов США;
  3. осуществлении расчетов с зарубежными партнерами и в др. случаях.

Подробнее о ПС рассказывается в статье .

О действующем учете валютных контрактов читайте в нашей статье . О том, какие документы нужно представлять в банк для осуществления валютного контроля в настоящее время, читайте КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете его бесплатно на 2 дня.

Инструкция № 138-И подробным образом регламентировала оформление справки о валютных операциях. К ней также прилагалась форма справки, которая могла быть заполнена резидентом как письменно, так и в электронном виде.

Сама справка направлялась в УБ в 1 экземпляре. Образец бланка справки можно скачать по ссылке: .

Содержание справки включало заголовочную, основную (графы) и дополнительную (заключительную) части. Заголовочная часть СВО охватывала следующую информацию:

  1. Признак корректировки (заполняется только в случае представления корректирующей СВО).
  2. Наименование резидента.
  3. Номер счета резидента.
  4. Дату заполнения справки.
  5. Код страны иностранного банка (если операции проходят через банк-нерезидент).
  6. Название уполномоченного банка, где у резидента открыт валютный счет.

Основная часть включала в себя следующие графы:

  1. Реквизиты паспорта сделки или договора.
  2. Сведения о документе — основании проведения операции (уведомлении, распоряжении и т.

    д.).

  3. Дату осуществления операции.
  4. Сумму операции.
  5. Признак платежа.
  6. Срок возврата аванса.
  7. Ожидаемый срок.
  8. Код вида валютной операции.

Дополнительная часть состояла из:

  1. Сведений УБ (даты получения СВО банком, даты возврата СВО (с обоснованием причин) уполномоченным банком (с указанием причин возврата), даты принятия справки).

  2. примечания, в котором могли быть указаны дополнительные сведения по осуществляемым валютным операциям.

Некоторая часть граф основной части СВО не вызывала трудностей при заполнении. Разберем более подробно только те, которые нуждаются в пояснении.

Графа 4 «Признак платежа» свидетельствовала о виде валютной операции.

В ней необходимо было проставить одну из нижеследующих цифр:

  1. 1 — если деньги поступают на счет российской стороны сделки;
  2. 7 — при получении денег на счет российской стороны, которая является финансовым агентом (фактором), если по сделке оформляется ПС;
  3. 0 — если платеж перечисляется в рамках исполнения обязательств по аккредитиву в пользу бенефициара — иностранного контрагента.
  4. 2 — если деньги переводит сам резидент;
  5. 8 — если деньги поступают, или 9, если списываются на/со счета третьего лица — резидента или резидента, который не оформляет ПС, при заполнении СВО российским контрагентом, оформившим ПС;

Графа 12 «Ожидаемый срок» предполагала указание предельного срока (последней даты) исполнения обязательств иностранным контрагентом по сделке, которая требует оформления ПС, и заполняется только в случае получения российской стороной товаров / принятии ею работ, оказанных услуг / получении сведений и результатов интеллектуальной деятельности в счет произведенного резидентом авансового платежа. Предельный срок рассчитывался следующим образом:

  1. Если в договоре не указан срок исполнения, он рассчитывался российским контрагентом самостоятельно с учетом вышеуказанных сроков ввоза товаров и (или) оформления подтверждающих документов.
  2. Если в договоре указана дата исполнения обязательств, к ней прибавлялись сроки, требуемые согласно обычаям делового оборота для перемещения товаров в Российскую Федерацию и (или) оформления документов, свидетельствующих об исполнении иностранным контрагентом обязательств.

В зависимости от вида осуществляемой операции инструкцией № 138-И было предусмотрено несколько сроков представления СВО. Так:

  1. При осуществлении резидентом операции по своему счету или счету третьего лица, открытому в иностранном банке, если оформляется паспорт сделки, — в пределах 30 р. д. после проведения операции.
  2. При переводе резидентом денег иностранному контрагенту со своего расчетного счета справка представляется наряду с распоряжением о списании средств.
  3. Если резидент получает денежные средства на свой транзитный валютный или расчетный счет или перечисляет их с расчетного счета посредством банковской карты, справка передается в УБ в течение 15 рабочих дней после зачисления или перечисления денег.
  4. При получении резидентом денег на свой счет, открытый в ином УБ, согласно условиям сделки по уступке требования нерезиденту справка представляется в УБ не позже 15 р. д. после того, как была получена справка иным УБ.
  5. При осуществлении обязательств по импортному аккредитиву, в котором получателем выступает иностранный контрагент, — в течение 15 р. д. после завершения месяца, в котором был осуществлен платеж по аккредитиву.
  6. При проведении операции через счет иного лица-резидента в УБ — в пределах 15 р. д. после оформления справки о валютной операции по счету данного лица.

Важно!

Несоблюдение сроков подачи справки могло повлечь административную ответственность резидента, которая предусматривала наказание в виде предупреждения или штрафа с максимальной границей в 150 000 руб. (в зависимости от характера нарушения и статуса нарушителя). *** Таким образом, при осуществлении определенного вида валютных операций российскому контрагенту по сделке до 01.03.2018 г.

было необходимо представить в уполномоченный банк справку о валютных операциях. Данная справка составлялась по установленной законодателем форме и передавалась в регламентированные им сроки, за нарушение которых резиденту грозила административная ответственность. В 2021 году справка о валютных операциях более не используется.

Более полную информацию по теме вы можете найти в . Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня. Автор:

Валютный контроль 2021: что нужно знать

Содержание Все бизнесмены, которые работают с иностранными партнерами, должны хорошо разбираться в валютном законодательстве.

Ведь цена ошибки здесь весьма велика: штрафные санкции могут достигать 100% от суммы сделки. Если же размер невозвращенных средств превысил 9 млн руб., то виновные попадут под уголовное преследование.

Рассмотрим, как предотвратить проблемы при проведении операций с валютой и как быть, если нарушение уже допущено. Основной документ в этой области – закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании.». Положения, которые касаются операций с валютой, можно найти и в других законодательных актах.

В первую очередь – это нормативные документы, регулирующие деятельность тех организаций, которые должны осуществлять валютный контроль. Примером может служить закон «О ЦБ РФ».

Кроме того, Центральный банк и другие государственные органы могут издавать собственные нормативные акты в этой области. Здесь в первую очередь нужно упомянуть инструкцию ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И, которая подробно регламентирует порядок документального оформления операций с валютой.

Также необходимо помнить, что если международные договоры, заключенные РФ, касаются валютных операций, то положения таких договоров имеют приоритет перед нормами внутреннего законодательства.

Организация контрольной работы ориентирована на то, чтобы вмешательство государства в экономическую деятельность было минимальным и не создавало препятствий для добросовестных бизнесменов:

  • Единый подход к валютному контролю в рамках внешней и внутренней политики.
  • Экономические методы контроля имеют приоритет над административными.
  • Защита прав всех сторон сделки.
  • Вмешательство в проводимые бизнесменами валютные операции допустимо только в рамках, предусмотренных законом.

Валютный контроль делится на следующие формы:

  • Текущий, который производится непосредственно при реализации контракта и осуществлении валютных расчетов.
  • Последующий, проводимый после завершения сделки.
  • Предварительный, который осуществляется до проведения операции.

Регулирование в этой области осуществляют:

  • Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами.

    В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.

  • Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ.

    ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы.

    На сегодня это – налоговая и таможенная службы.

    Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты.

В функции АВК входит текущий контроль, а в случае необходимости они передают материалы проверок в ОВК. К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:

  • Валютные сделки между резидентами.
  • Любые перемещения денег или ценных бумаг через государственную границу.
  • Любые операции между нерезидентами и резидентами.
  • Рублевые сделки между нерезидентами.

Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п.

Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».

А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции. Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован.

Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа. Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств. Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.

Сумма Экспорт Импорт или кредитование до 200 тыс.

руб. документы предоставлять не нужно, достаточно сообщить банку код операции от 200 тыс. руб. до 3 млн руб. любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п. любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п.

от 3 млн руб. до 6 млн руб. контракт для регистрации свыше 6 млн руб. контракт для регистрации Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, .

Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания. По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к.

ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами. СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.

Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги.

Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п.

8.2 инструкции № 181-И). Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.

Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ. Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:

  1. от 75% до 100% от суммы сделки.
  2. 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;

Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно.

Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс.

руб. За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс.

руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс.

руб. При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки: Просрочка Юридические лица Должностные лица и ИП до 10 дней от 5 до 15 тыс. руб. от 0,5 до 1 тыс. руб. от 10 до 30 дней от 20 до 30 тыс. руб. от 2 до 3 тыс. руб. более 30 дней от 40 до 50 тыс. руб. от 4 до 5 тыс. руб. При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс.

руб. от 4 до 5 тыс. руб. При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.

Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств. Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица.

В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.

Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.

Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.

Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента. Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.
Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента. КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства.

Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто. Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.

Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.

Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.

В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г.

№ 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.

  • предусмотреть такие формы расчета, которые исключают или минимизируют риск неисполнения (предоплата, аккредитив и т.п.);
  • направить иск в суд, если претензия оказалась безрезультатной;
  • На этапе предварительных переговоров следует выяснить деловую репутацию контрагента, воспользовавшись информацией торгово-промышленной палаты или официальных органов иностранного государства.
  • предусмотреть страхование коммерческих рисков.
  • указать, в каком судебном органе будет рассматриваться спор, если его не удастся разрешить в досудебном порядке;
  • При нарушении иностранным контрагентом обязательств:
    • своевременно выслать претензию в соответствии с условиями контракта;
    • направить иск в суд, если претензия оказалась безрезультатной;
    • добиться исполнения решения суда на территории иностранного государства; последний пункт очень важен, т.к. без него контролирующие органы не признают, что бизнесмен принял все необходимые меры для взыскания задолженности.
  • При подготовке контракта следует:
    • внести в него условия об обеспечении (например, банковскую гарантию);
    • предусмотреть такие формы расчета, которые исключают или минимизируют риск неисполнения (предоплата, аккредитив и т.п.);
    • внести в договор порядок разрешения возможных разногласий;
    • указать, в каком судебном органе будет рассматриваться спор, если его не удастся разрешить в досудебном порядке;
    • предусмотреть страхование коммерческих рисков.
  • внести в договор порядок разрешения возможных разногласий;
  • своевременно выслать претензию в соответствии с условиями контракта;
  • добиться исполнения решения суда на территории иностранного государства; последний пункт очень важен, т.к. без него контролирующие органы не признают, что бизнесмен принял все необходимые меры для взыскания задолженности.
  • внести в него условия об обеспечении (например, банковскую гарантию);

Также избежать наказания (или, как минимум, получить больше времени для решения проблемы) можно, если продлить срок действия договора.

Но важно заключить соответствующее дополнительное соглашение до истечения первоначального срока поступления денежных средств.

Однако, даже приняв все перечисленные выше меры, бизнесмен не может быть полностью уверен в том, что наказания удастся избежать. Судебная практика по данному вопросу противоречива.

Например, письмо с требованием об оплате в одном случае учитывается судом (Постановление 9 ААС от 29.07.2011 г. № А40-29737/11-154-218), а в другом – признается недостаточным (Постановление 18 ААС от 16.12.2015 г. №18АП-14087/2015). А в Постановлении АС СЗО от 08.11.2017 г.

по делу N А42-273/2017 был признан недостаточным целый ряд мер, включающих не только претензии, но и подачу иска. Судьи отметили, что меры были приняты несвоевременно и в итоге цель не была достигнута.

Мы несем полную ответственность за соблюдение правил валютного контроля.

При возникновении проблем мы можем провести переговоры с контрагентом, а в случае необходимости – представлять интересы наших клиентов в суде.

Основной целью валютного контроля в РФ является обеспечение своевременного поступления в страну сумм, предусмотренных условиями контрактов (экспортная выручка, возврат заемных средств, авансов и т.п.). Санкции за нарушения в этой области могут равняться всей сумме сделки, а при крупном размере – возможно и уголовное преследование.

Если иностранный партнер не выполнил свои обязательства, то нужно принять все меры к тому, чтобы заставить его исполнить контракт. Так как нельзя заранее предугадать, какие именно действия российской компании будут признаны проверяющими и судом достаточными, следует сделать максимум возможного в рамках законодательства и условий контракта.

Сопровождение внешнеторговых сделок юридических лиц с оформлением всей необходимой документации входит в пакет бухгалтерского обслуживания. Специалисты нашей компании знают все тонкости валютного контроля и несут ответственность за оформление полного пакета документов для проведения валютных операций. Наши клиенты ведут бизнес с зарубежными партнерами, а мы строго соблюдаем все правила валютного контроля для юридических лиц и отвечаем за безупречность оформления внешнеторговых контрактов и проведения валютных операций для наших клиентов.

В сложных и запутанных ситуациях мы предлагаем нашим клиентам помощь высококлассных юристов 1С-WiseAdvice, которые имеют богатый опыт сопровождения внешнеторговых сделок и еще на этапе заключения контракта смогут исключить риски для бизнеса клиента. Хотите читать советы налоговых экспертов и главных бухгалтеров?