Растрата бюджетных средств должностным лицом ук рф



Растрата бюджетных средств должностным лицом ук рф

Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств


См. комментарии к статье 285.1 УК РФ от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 1 статьи 285.1 внесены изменения 1. Расходование бюджетных средств получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 2 статьи 285.1 внесены изменения 2. То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере, — наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — семь миллионов пятьсот тысяч рублей.
< статья 285.> Статья 285.2. >> Содержание

Квалификация и ответственность за хищение бюджетных средств

» Присвоение или растрата бюджетного имущества нередко совершаются должностными лицами.

Они злоупотребляют своими полномочиями для личного обогащения, из-за чего вредят государству и обычным людям. Хищение бюджетных средств – серьезное преступление, за которое предусмотрено уголовное наказание. Конкретный приговор выносится в зависимости от обстоятельств и размера украденного.

Такие правонарушения характерны и достаточно распространены в постсоветских странах (Беларусь, Казахстан, Украина и, кончено, РФ), где наблюдается высокий уровень коррупции.

Хищение бюджетных средств – это кража у государства.

Такие виды преступлений напрямую связаны с коррупцией и часто совершаются именно чиновниками, благодаря занимаемому ими высокому служебному положению.Кроме того, фигурантами дел о хищении бюджетных средств могут быть все те, кто непосредственно контактирует с государственным финансированием. Это могут быть директоры школ, главные врачи, директоры театров и т.д.При хищении бюджетных средств всегда причиняется крупный или особо крупный ущерб.Государство выделяет на различные проекты, как правило, очень крупные денежные суммы.
Это могут быть директоры школ, главные врачи, директоры театров и т.д.При хищении бюджетных средств всегда причиняется крупный или особо крупный ущерб.Государство выделяет на различные проекты, как правило, очень крупные денежные суммы.

Всегда, когда деньги выделены, а сроки строительства или реализации проекта затягиваются, смета постоянно растет, имеет место быть хищение.

Иногда суммы ущерба превышают миллионы или миллиарды рублей.В УК РФ преступления, связанные так или иначе с хищением бюджета, представлены следующим перечнем:

  1. Статья 285.1 УК РФ – нецелевое расходование бюджетных средств.
  2. Статья 160 УК РФ – присвоение или растрата;
  3. Статья 159 УК РФ – мошенничество;

Мошеннических схем с государственными деньгами достаточно много. Большинство из них уже давно изучено юридической наукой и легко прослеживается в тех или иных преступных действиях. Однако, к уже существующим способам хищения постоянно появляются новые методы и схемы.Кроме того, чтобы незаметно провернуть мошенническую схему с похищением бюджетных средств, злоумышленникам требуется продумать способ отмывания этих средств.Ведь налоговые органы строго контролируют все денежные потоки и доходы, особенно если их значения имеют большое количество нулей.Наиболее распространенными схемами хищения бюджета признаются следующие:

  1. Закупка товаров для государственных учреждений по завышенным ценам;
  2. Хищение при осуществлении государственных закупок;
  3. Хищение при проведении строительных работ по государственным контрактам;
  4. Хищение при реализации целевых государственных программ;
  5. Незаконный возврат из бюджета НДС;
  6. Хищение бюджетных средств путем увеличения цепи посредников.

После того, как деньги похищены, преступникам требуется незаметно вывести эти деньги.

Для этого часто используется метод создания фирм-однодневок, через большое количество которых деньги выводятся на банковские счета и обналичиваются.Кроме того, часто для этого используют оффшорные компания за рубежом, через которые выводятся добытые преступным путем деньги.Законченным преступление будет, когда чужие ценности будут изъяты преступником и он получит возможность распоряжаться похищенными ценностями в своих целях. Тот факт, что виновное лицо распоряжается чужой похищенной собственностью в своих целях или нет, не имеет значения. Главное, чтобы злоумышленник имел возможность (!).Если же преступнику не удалось закончить преступление по независящим от него причинам (например, он был пойман в момент совершения преступления, не смог осуществить вывод денежных средств с чужого банковского счета по техническим причинам), то такое правонарушение признается покушением на совершение кражи.Присвоением и растратой по УК РФ признается хищение чужого имущества, вверенного виновному.

Хищение бюджетных средств регламентировано только ч.3 и ч.4 ст. 160 УК РФ. При этом присвоение и растрата – это нетождественные понятия, а скорее противоположные.Присвоение предполагает присваивание незаконным путем бюджетных средств, в то время как растрата – это отчуждение денежных средств в пользу обогащения виновного лица.Отличия этих двух понятий выглядят следующим образом:

  1. При растрате происходит хищение имуществ в пользу виновного лица за счет расходования или использования чужого имущества.
  2. При присвоении преступник незаконным путем овладевает чужим имуществом или собственностью и начинает им незаконно распоряжаться.

Ч. 3 ст. 160 УК РФ регулирует хищение, связанное с использованием служебного положения и совершенное в крупном размере.

Ч. 4 ст. 160 УК РФ регулирует преступления, в которых причинен особо крупный ущерб.Крупным ущербом при присвоении и растрате признается сумма в 250 тысяч рублей, особо крупным – в 1 миллион рублей.Вверенным не признается имущество не на праве собственности, которое просто было передано под охрану или под присмотр конкретному человеку. Срок давности по хищению бюджетных средств установлен в 6 лет.Наказание за присвоение и растрату определяется исходя из квалифицирующих признаков ст.

160 УК РФ.Если деньги присвоены или растрачены с использованием особого должностного или служебного положения, виновнику грозит:

  1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 5 лет;
  2. Лишение свободы до 6 лет.
  3. Штраф от 100 до 500 тысяч рублей;
  4. Штраф в размере дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
  5. Принудительные работы до 5 лет;

Дополнительно к основному виду наказания может добавляться штраф до 10 тысяч рублей или ограничение свободы на непродолжительный срок.Что грозит виновному субъекту при хищении средств в особо крупном размере?

Когда в деле фигурирует причинение особо крупного ущерба, наказание назначается по ч.

4 данной статьи.При причинении особо крупного ущерба виновному лицу грозит лишение свободы до 10 лет с применением штрафа в размере до 1 миллиона рублей.

Расхищение денег из бюджета может происходить различными способами.

Фактически можно выделить три основных варианта нарушения, которые встречаются в учреждениях.

Мы рассмотрим данные моменты, которые достаточно часто происходят.Услуги или товары могут:

  1. Не поставляться или не оказываться.
  2. Поставляться, однако, с завышением стоимости.
  3. Поставляться, но в меньшем объеме, чем указано в документах.

При этом в деле фигурируют государственные деньги, которые нечестным путем частично или полностью оказываются в руках человека.

Важно определить, имеется ли корыстная цель, то есть, хочет ли нарушитель завладеть чужим имуществом для извлечения пользы для себя или для третьего лица.Важно!

Предметом преступления всегда выступают бюджетные средства.

При этом они могут в разной форме поставляться, допустим, в качестве государственного целевого кредита.Понадобится определить, присвоило ли лицо деньги себе или же растратило. Есть ряд отличий, по которым можно понять, какое преступление произошло.Присвоение – это хищение имущества, которое было доверено преступнику. У физического или юридического лица появляется незаконное право распоряжаться собственностью, которая по факту ему не принадлежит.

Присвоение в особо крупных размерах происходит в тех случаях, когда объект хищения был высоко оценен.Растрата – это расходование человеком чужого имущества в своих целях, его потребление или отчуждение. В этом случае злоумышленник обогащается за чужой счет. Растрата средств должностным лицом встречается достаточно часто, и преступление характеризуется согласно нахождению собственности у виновного во время судебного разбирательства.Мошенничество – это получение средств обманным путем.

Как правило, коррупция происходит с использованием мошеннических методов. Потому как лицо обманом завладевает бюджетными средствами, а потом уже распоряжается ими по своему усмотрению.Хищение бюджетных средств также может быть квалифицировано как мошенничество.

В этом случае, в отличие от растраты и присвоения, присутствует злоупотребление доверием потерпевшей стороны. Как правило, доверие возникает в ответ на высокое служебное положение виновника преступления.При мошенничестве доверие потерпевшей стороны используется преступником в корыстных целях.Хищение бюджетных средств с признаками мошенничества, как правило, квалифицируется по ч. 3 ст. 159 УК РФ. В ней закреплено наказание за мошенничество в крупном размере, связанное с использованием служебного положения.Злоумышленнику по ч.

3 ст. 159 УК РФ грозит:

  1. Лишение свободы до 6 лет.
  2. Штраф от 100 до 500 тысяч рублей;
  3. Штраф в размере дохода осужденного от 1 года до 3 лет;
  4. Принудительные работы до 5 лет;

В виде дополнительного наказания к лишению свободы назначается штрафная санкция в размере до 80 тысяч рублей.Срок исковой давности по уголовным делам установлен статьей 78, согласно которой срок исковой давности по преступлению:

  1. с общими признаками (часть 1 статей 158 и 159 УК РФ) = два года;
  2. средней тяжести (часть 2 статей 158 и 159 УК РФ) = шесть лет;
  3. с особо квалифицирующими признаками согласно части 3 и 4 статей 158 и 159 УК РФ = десять лет.

Начало исчисления срока исковой давности начинается на следующий день после совершения преступления.Более подробно о том, как определяется срок давности по краже, мы рассказывали тут.Нецелевым расходованием бюджетных средств признается использование должностным лицом бюджетных денег на цели, которые не соответствуют условиям договоренности.В качестве условий договоренности в таких делах выступают следующие документы:

  1. Бюджетная роспись;
  2. Утвержденный бюджет;
  3. Уведомление о бюджетных ассигнованиях;
  4. Смета доходов и расходов и др.

С точки зрения гражданского судопроизводства эти действия считаются нарушением условий договора.

При этом нарушение условий договора совершено с прямым и корыстным умыслом.Наказание по ст. 285.1 УК РФ предусмотрено следующее:

  1. Штраф от 100 до 300 тысяч рублей;
  2. Арест до полугода;
  3. Принудительные работы до 2 лет;
  4. Штраф в размере дохода осужденного от года до 2 лет;
  5. Лишение свободы до 2 лет.

Это наказание относится к преступлениям, в которых причинен крупный ущерб.

Хищение бюджетных средств в особо крупных размерах предусматривает более жесткие санкции:

  1. Штраф в размере дохода осужденного от года до 3 лет;
  2. Лишение свободы до 5 лет.
  3. Штраф от 200 до 500 тысяч рублей;
  4. Принудительные работы до 5 лет;

Крупным ущербом по ст.

285.1 УК РФ признается сумма в 1 миллион 500 тысяч рублей, а особо крупным – 7 миллионов 500 тысяч рублей.Гражданский кодекс РФ раскрывает понятие государственной собственности в статье 214.

Это имущество, которое принадлежит на праве собственности Российской Федерации и её субъектам, а также земли и природные ресурсы, не находящиеся в собственности физических, юридических лиц и муниципальных образований.Государственное имущество закрепляется за государственным предприятиями, которые могут им владеть, распоряжаться и пользоваться. Денежные средства распределяются по бюджетам и составляют государственную казну.О хищении бюджетных средств, равно как и о любых эпизодах коррупции, следует сообщать в органы правопорядка.В ГУ МВД есть специальные подразделения – Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ, которые занимают раскрытием именно таких видов уголовных преступлений.Данное подразделение занимается пресечением противоправной и незаконной деятельности со стороны чиновников федеральных министерств, агентств, служб и ведомств, сенаторов и депутатов, руководителей регионов и городов, руководителей крупным коммерческих предприятий. В Москве контакты ГУЭБиПК МВД РФ расположены по адресу ул.

Новорязанская, д. 8А, стр.3. Звонить следует по номеру – 84956672021.В каждом региональном и территориальном подразделении МВД есть такие отделения, которые непосредственно занимаются раскрытием преступлений о хищении бюджетных средств.Согласно уголовному законодательству, под присвоением денежных средств или их растратой следует понимать способы завладения чужими финансовыми средствами в обстоятельствах, когда они (средства) являются вверенными злоумышленнику.Наказания при покушении должно быть не больше трёх четвертей от максимального размера наиболее строгой меры по указанной статье.Вообще же выделение бюджетного хищения в отдельную статью, с санкцией, сравнимой с наказанием за убийство, отсылает к советскому законодательству, защищавшем прежде всего социалистическую собственность. Ответственность за хищение бюджетных средств В этом случае ответственность наступит за хищение средств из бюджета.Преступления, связанные с нецелевым расходованием бюджетных средств, по большей части, происходят в связи с неправильным применением кодов бюджетных классификаций КБК и классификации операций сектора государственного управления КОСГУ.Примеров подобных преступлений в нашей стране более чем много. В основном они осуществляются при проведении государственных закупок, при строительстве различных объектов.Можно вспомнить дело о реставрации архитектурных объектов в городе Санкт-Петербурге, на которую выделялись огромные средства, в то время, как качество работ оставляло желать лучшего.

Тогда фигурантом дело стал заместитель главы Министерства культуры Григорий Пирумов и еще несколько высокопоставленных лиц, которые организовали преступную группировку.Или нашумевшее дело режиссера Кирилла Серебренникова, который обвиняется в хищении 68 миллионов рублей, которые были выделены из бюджета на поддержку проекта «Платформа».В 2021 году был арестован директор Российского авторского общества Сергей Федотов. Он по заключению следователей незаконно отчуждал в свою пользу имущество, которое принадлежало РАО.Стоит вспомнить и злополучный космодром «Восточный», который пережил все установленные рамки его строительства, так и не став завершенным объектом.

Дело было возбуждено в отношении Анатолия Рязанова, которому вменяют хищение 1,18 миллиарда рублей, выделенных на строительство космодрома.

Каждый год в стране случается несколько крупных уголовных дел о хищении бюджетных средств.

То и дело постоянно возбуждают материалы в отношении того или иного главы региона или города. Коррупция продолжает расцветать несмотря на активную борьбу с ней.От хищения бюджетных средств страдают не только интересы государства, но и интересы каждого отдельного гражданина страны.Бюджетные средства, которые должны тратиться на развитие региона, социальной сферы или здравоохранения, вместо этого идут в карман преступникам.Хищение денег из бюджета часто подразумевает злоупотребление полномочиями. Потому как преступнику будет сложно получить государственные деньги, если он не занимает должность, связанную с финансами.

Мы рассмотрим те моменты, которые касаются злоупотребления полномочиями.Чтобы квалифицировать злоупотребление, подозреваемый должен одновременно:

  1. Воспользоваться своими полномочиями для получения личной выгоды.
  2. Быть на муниципальной или государственной службе.
  3. Значительно нарушить права или законные интересы граждан, юридических лиц или государства.

Нецелевое расходование средств бюджета – это нарушение, разъяснение которого имеется в 306.4 статье БК РФ. Согласно основным положениям указанной статьи, нецелевым признается расход денег, который частично или полностью не соответствует положениям закона, сметы, договора или другого документа, имеющего законную силу.

Нецелевым расходованием может быть признана оплата мероприятий, которые не были указаны в отчетной документации (смете, договоре и т. д.). Если речь идет о несоответствии трат закону, то в качестве примера можно рассмотреть выплату заработных плат бюджетникам, в размере выше реальной суммы оплаты труда.

Такое также встречается довольно часто, когда огромные суммы получают близкие и родные чиновников, или просто знакомые за процент от суммы. Нецелевыми предназначаются и траты, непопадающие ни под одну статью бюджетных расходов. Например, ответственное лицо использует бюджетные средства для строительства личного дома.

По сути, это хищение бюджетных средств.Чтобы понять, кто может расходовать средства не по целевым направлениям, для начала нужно определиться с получателями.

К числу последних нужно отнести:

  1. управления внебюджетных фондов;
  2. местную власть;
  3. муниципальные администрации;
  4. казенные учреждения.
  5. государственную власть;

Все вышеперечисленные субъекты имеют право принимать и выполнять финансовые обязательства за счет соответствующего фонда. Бюджетное некоммерческое учреждение не может выступать получателем. Так, на первый взгляд может показаться, что на него не распространено действие положений 1 части 306.1 статьи БК РФ.

В то же время следует учитывать, что вторая часть этого документа гласит о том, что меры принуждения могут быть применены даже к субъектам, не являющимися получателями средств из бюджета.Чтобы понять, как подобное возможно, нужно рассмотреть конкретную ситуацию.

Поликлиника – это бюджетное учреждение, которое не получает денег напрямую. В то же время его руководство имеет возможность расходовать средства нецелевым способом. При этом оно может действовать как в сговоре с местной властью, например, в сфере закупки медицинского оборудования, так и самостоятельно, просто завышая зарплату своим близким.Квалифицирующими признаками являются отягчающие обстоятельства, которые указываются в статье.

Они могут относиться к предмету преступления, к объективной стороне, к субъекту деяния, а также к соучастию в преступлении. Потребуется учесть размер предмета преступления. Необходимо будет определить, произошло хищение в крупном или особо крупном размере.Также будет учитываться тот факт, злоупотреблял ли преступник своими должностными полномочиями.

Потому как в этом случае будет положено более строгое наказание. Отдельно стоит определить, были ли соучастники или же гражданин действовал в одиночку.Последствия, которые повлек за собой неправомерный поступок, тоже играют свою роль.

Потому как если из-за преступления был нанесен серьезный вред, тогда наказание будет более строгим. В особенности важно, была ли опасность для здоровья или жизни людей.Существует огромное количество способов умышленно, по незнанию или неосторожности использовать средства по нецелевому назначению.

Чаще всего выявляются следующие виды нецелевого расходования:

  1. оплата работ и услуг, не имеющих прямого или косвенного отношения к работе организации;
  2. перевод денег в счет оплаты статей расходов, которые должны были быть закрыты бюджетом другого уровня или внебюджетным фондом;
  3. направление денег на оплату покупок или работ, которые не были оговорены в плане финансово-хозяйственной деятельности на текущий год;
  4. самовольный перевод денег между статьями расхода (например, деньги были выделены, на оснащение больницы новым оборудованием, но были переведены на ремонт дороги; такое возможно, но требует специальных санкций);
  5. безвозмездное погашение долгов по коммунальным платежам сторонних потребителей, например, арендаторов;
  6. финансирование строящихся объектов свыше сумм, значение которых прописано в заранее согласованных проектно-сметных документах.

Нецелевое использование бюджетных средств УК РФ рассматривает как преступное действие. В качестве виновного привлекается должностное лицо, допустившее нецелевую растрату.

Опасность такого действия заключается в подрыве функционирования государства, основ финансового обеспечения и создании благоприятной среды для совершения разного рода экономических преступлений.

Отечественная бюджетная система состоит из фонда разных уровней:

  1. внебюджетного.
  2. муниципального;
  3. регионального;
  4. федерального;

Средства выделяются из фондов на покрытие строго определенных расходов и исключительно определенному получателю. Если средства были переданы иному лицу или потрачены на неуказанную цель, то имеет место нецелевое расходование денег.

При этом не имеет значения повод совершения подобных действий.