Пример злоупотребление должностными полномочиями



Пример злоупотребление должностными полномочиями

Использование служебного положения: законодательные акты, ответственность и советы юристов


» Использование служебного положения в совокупности со злоупотреблением полномочиями находятся под контролем Уголовного кодекса РФ. Ученые правоведения относится к подобным юридическим выражениям неоднозначно.

Нет единой трактовки явления со стороны судебных практиков. Краток УК РФ. Ведь в статье 201 нет определения и понятия использования служебного положения, текст посвящен злоупотреблениям, где подчеркнуто, что должностные лица не должны действовать, нарушая интересы предприятия, в котором пришлось работать, а также причинять вред другим гражданам.

Осужденных по данной статье наказывают крупными штрафами и даже лишают свободы.

Как бы ни рассматривали вопросы, связанные с деятельностью высоких чинов, которые совершают разной степени должностные нарушения, направленные на ущемление чьих-то гражданских прав и свобод, в судебной практике разновидности преступных деяний высокопоставленных лиц часто пересекаются.

Правоведение разделило неправомерные действия на виды, когда должностные лица:

  1. злоупотребляют своей должностью;
  2. деяние квалифицируют, как использование служебного положения.
  3. превышают полномочия, исполняя обязанности;

Сложность трактовки заключена в большой вариации разных случаев на практике, которые трудно рассудить и подвести под подсудность правильную статью.

Если со злоупотреблением и превышением полномочий имеется целый ряд законодательных актов в УК – 286, 285, 201, то использование служебного положения как бы подразумевается, так как имеет тонкую грань с каждой неправомерной деятельностью.В каждом случае имеются юридические элементы:

  1. объекта;
  2. сторон субъективных и объективных.
  3. субъекта;

Для квалификации и признания действия преступным необходим доказанный факт о корыстных намерениях.Один из примеров судебной практики – расследование дела о превышении полномочий сотрудниками отдела полиции. Должностные лица задержали нетрезвого гражданина и поместили его под арест.

В течение пяти дней человек находился в камере без подачи заявления в суд и предоставления права связаться с представителем.

В связи с ненадлежащим уходом и плохим питанием у гражданина-диабетика повысился сахар, из-за чего он был вынужден обратиться за стационарным лечением. Сотрудников полиции за указанные действия наказали штрафом в сумме дохода за полгода и увольнением со службы.Еще один пример – фиктивное трудоустройство родственников директором учебного заведения. Они числились в штате на разных должностях, но не работали.

Их заработную плату подсудимая забирала себе. За указанные действия в отношении гражданки возбудили уголовное дело.Использование должностными лицами своего служебного положения рассматривают со стороны действий и бездействий, учитывая их компетенцию и обязанности.Более широкая трактовка раскрывает понятие как процесс совершаемый:

  • За границами служебных обязанностей.
  • В рамках должностных полномочий.
  • Не связанный с работой, но под влиянием авторитета и связей.

Последний 3 пункт, характеризующий использование лицом своего служебного положения означает, что при выполнении мероприятий были превышены установленные нормативами и должностными инструкциями полномочия конкретным лицом.Примером послужит действия коменданта общежития, когда он, не имея на то полномочий, вдруг войдет в комнату жильцов и начнет:

  1. осматривать вещи;
  2. изымать имущество.
  3. проводить обыск в помещении;

В данном случае присутствует факт незаконного использования служебного положения с отсутствием у коменданта на то прав. Применительно к ч. 3 ст. 159 УК РФ состав преступления будет выглядеть следующим образом:

  • Субъект – вменяемое лицо старше 16 лет, при этом наделённое определёнными властными полномочиями в силу занимаемой должности.
  • Субъективная сторона – прямой умысел, корыстные мотивы.
  • Объективная сторона – умышленные действия, связанные с обманом или использованием чужого доверия во зло.
  • Объект – отношения, связанные с собственностью на имущество.

Сам же состав является материальным, то есть ответственность наступает с того момента, когда преступник (или лицо, в интересах которого он действует) вступило во владение чужим имуществом либо приобрело юридически оформленное право им распоряжаться.Существует другая позиция правоведов, которые не рассматривают выполнение конкретных действий чиновниками как преступные, даже если превышены их полномочия.

Дело в том, что это прерогатива уголовных законов. Нельзя применять аналогичные положения даже в расширительном толковании явления. Запретительные меры определены принципом законности УК РФ в ч.

2 ст. 3.Не стоит исключать прошлый опыт судебной практики, когда ВС СССР на Пленуме в 1990 году разъяснял понятия. Если отделяют юридические элементы – злоупотребления от превышений фикций властью, в суде должны учитывать их отличительные признаки:

  1. первый случай — незаконное использование прав и полномочий должностными лицами, пренебрежение к служебным интересам;
  2. когда происходит использование служебного положения в личных или любых противоправных намерениях, совершаются поступки, которые не входят в компетенцию чиновника или могут происходить, но при других обстоятельствах, утвержденных законами, подзаконными актам.

Здесь предусмотрены также события, которые никому в независимости от обстоятельств не дано права совершать.В уголовном праве нет отдельных нормативов с ответственностью для лиц, превышающих свои полномочия при выполнении обязанностей или во время управленческих функций, так как это частные случаи. Отсутствие специальных законодательных норм позволяет привлекать к ответственности за проступки данного направления по нормативам, предусмотренным в общем характере по статье 201 УК РФ.Должностными считаются лица, представляющие властные структуры по роду своей трудовой занятости.

К таковым отнесены:

  1. Государственные работники федерального, регионального, муниципального подчинения, на некоторой должности в правительстве (государства, области), администрациях, мэрии.
  2. Работники правоохранительных органов, независимо от уровня или ведомства, занимающие какие-либо должности в указанной структуре (прокуратуре, полиции, СК).

К должностным отнесены также те лица, которые не выступает непосредственно как представители власти, но исполняют во властных структурах некоторые хозяйственные или иные функции: руководители кадровых подразделений, заведующие хозяйственным управлением.Наделение гражданина правами должностного лица может быть как постоянным, так и временным, включающим специальное поручение разового характера. К примеру, присяжный заседатель становится должностным лицом, представляющим власть, на период прохождения судебного процесса.Совокупность и размер обязанностей/прав представителя власти определяется положениями трудового контракта, инструкцией или приказами. К примеру, согласно требованиям по служебной деятельности в отношении работников полиции, оговоренных ФЗ о полиции (№ 3, 07.02.2011), ФЗ о службе в ОВД РФ (№ 342, 30.11.2011), допускается применение табельного оружия полицейским:

  1. в ходе обстановки или операции, позволяющей использование спецсредства.
  2. при задержании вооруженного нарушителя (преступника);
  3. для предотвращения опасности, возможной в отношении третьих лиц;

Поэтому использование служебного оружия не всегда разрешено законом, за нарушение которого предусмотрены меры дисциплинарной ответственности или согласно УК РФ.УК РФ свою статью 159 в части 3 посвятил ответственности за преступное деяние с особой квалификацией по признакам мошенничества с использованием служебного положения.

В результате подобных противоправных действий происходит изъятие денежных или материальных средств обманным путем одним лицом в пользу другого.

В судах принимаются доказательства по фактам получения выгоды лицами из-за наличия у них:

  1. руководящей должности в совете директоров негосударственного предприятия или в выполнении организационно-распорядительных, административных, хозяйственных функций.
  2. работы в государственном или муниципальном учреждении;
  3. должностного статуса, которые принадлежат к представителям органов власти, при выполнении ими обязанностей в государственном или муниципальном заведении, организации, силовом, воинском формировании;

Для того чтобы квалифицировать правонарушение согласно ст.

159 (ч. 3) УК РФ, необходимо установить наличие служебного положения у субъекта.
Такими признаками являются следующие факты:

  • Мошенник занимает управленческую должность в организациях (государственных и частных).
  • Является муниципальным или государственным работником.
  • Преступник имел полномочия, позволяющие ему выступать представителем власти.
  • Лица, участвующие в афере, но не использующие служебное положение, являются соучастниками и привлекаются к уголовной ответственности по ст. 33 УК РФ.
  • Он наделен организационными или административно-хозяйственными полномочиями в государственных органах, различных силовых ведомствах и т.д.

Совершить мошенничество с использованием служебного положения может:

  1. работник частного предприятия.
  2. простой служащий;
  3. руководитель крупного концерна;

Подобных преступлений аналитиками учтено много.

К примеру, начальник коммерческого предприятия оформляет кредит, в залог отдает недвижимость фирмы, но сам не думает возвращать банку деньги. Или бригадир строительной бригады получает зарплату за всю группу по договору и доверенностям. Он уверяет, что рабочие не должны прерывать производственные процессы для посещения кассы, а сам исчезает, не рассчитавшись с работниками.

Он уверяет, что рабочие не должны прерывать производственные процессы для посещения кассы, а сам исчезает, не рассчитавшись с работниками. Случаи показывают факт использования служебного положения в целях собственной преступной наживы.Проступки совершаются одним исполнителем или преступным сговором из нескольких участников. Если только один фигурант имеет должностное положение, которым воспользовался, по статье 159 будет осужден только он, к остальным применена норма в соответствии с тяжестью совершенных действий.

Считается использование служебного положения УК РФ с крупными размерами хищения начиная с ущерба, нанесенного в размере 250 000 рублей.Если в мошенническое дело включено несколько случаев, они будут объединены при условии:

  1. присутствует единый умысел;
  2. квалификацию крупного хищения определят при сумме, превышающей 250 000 рублей.
  3. использован один способ;

Согласно рассматриваемой статье, за злоупотребление служебным положением наказание будет назначаться в зависимости от тяжести деяния. Рассмотрим несколько примеров преступлений различной степени тяжести, за которые применяются санкции по статье 185 УК РФ:

  1. Так как доказан факт нарушения уволенным требований трудового договора и локальных нормативных актов (т.е. нарушения обязательств по нераспространению конфиденциальных сведений, по обеспечению сохранности документов, переданных ему в связи с исполнением должностных обязанностей) (апелляционное определение Московского городского суда от 16.10.2014 по делу № 33-35077/2014, от 12.02.2015 по делу № 33-4336/2015).
  2. распечаткой электронной переписки
  3. нарушается финансовая дисциплина;
  4. заставлять людей поступать в ущерб собственных интересов;
  5. заключение на срок до 1,5 года с денежными санкциями в размере полугодового заработка.
  6. в аренду отдаются помещения, оборудование, транспортные средства, имущество по заниженной оплате;
  7. не согласие с тем, что она была ознакомлена с Политикой информационной безопасности, Правилами внутреннего трудового распорядка, так как все ее подписи об ознакомлении сделаны на отдельном листе
  8. истица не обращалась с проблемами блокировки, компрометации пароля от ее учетной записи или о смене этого пароля, соответственно доступ к электронной почте был только у уволенной, и только она имела техническую возможность отправки электронных писем.
  9. штраф 80 000 рублей с нахождением в исправительном учреждении до 6 лет;
  10. не было представлено доказательств, отвечающих принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности, факта разглашения истицей коммерческой тайны
  11. ч. 1 статьи 193 ТК РФ обязывает работодателя до применения дисциплинарного взыскания затребовать от работника объяснение в письменной форме. Данное положение направлено на обеспечение объективной оценки фактических обстоятельств, послуживших основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности, и на предотвращение необоснованного применения дисциплинарного взыскания. Соблюдение установленной законом процедуры увольнения является обязательным и не зависит от конкретных обстоятельств, возникших при реализации работодателем права на привлечение работника к дисциплинарной ответственности.
  12. глава администрации муниципального района трудоустроил родственника, незаконно уволив с этой должности другого сотрудника, при этом новый работник не имел ни квалификации, ни образования, ни опыта в соответствующей должности.
  13. разъяснения, данные в п. 53 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами РФ ТК РФ»: обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им общих принципов юридической ответственности, таких как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм; в этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.
  14. Штраф, размером до 80 тыс. рублей или шести месячных доходов;
  15. насильственно домогаться.
  16. нарушена тайна личной переписки – ст. 138 ч. 2;
  17. Ввода на предприятии режима тайны, охраны определенных технологий
  18. увольняя работника в связи с разглашением коммерческой тайны, ответчик не доказал факта ее разглашения
  19. не был соблюден порядок привлечения истицы к дисциплинарной ответственности (до принятия решения о применении к истице мер дисциплинарного воздействия ответчик не затребовал у нее письменные объяснения)
  20. в приказе об увольнении, в книге движения и учета трудовых книжек и вкладышей в них,
  21. электронная почта не защищена от внешних воздействий
  22. Оформления соответствующего пакета документов при увольнении
  23. увольнение истицы было произведено на фоне ранее возникшего производственного конфликта, связанного с тем, что администрация в одностороннем порядке, вне процедур, установленных ТК РФ, изменила условия труда истца
  24. списком работников, ответственных за организацию и ведение конфиденциального делопроизводства.
  25. Г. использовал информацию, составляющую коммерческую тайну, однако не имел достаточных оснований считать использование данной информации незаконным, так как реализовал предусмотренное действующим законодательством право на судебную защиту, вследствие чего не может быть привлечен к ответственности.
  26. Так как работодатель доказал, что в отношении работника, допустившего проступок, он учел тяжесть проступка, предшествующее поведение работника и иные обстоятельства (п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2).
  27. не возмещают стоимость за выполненные работы, услуги.
  28. предоставляются фальсифицированные данные ревизионным, фискальным органам;
  29. Лишение свободы длительностью до семи лет.
  30. Так как процедура увольнения ответчиком была соблюдена, в частности, требования, установленные ст. 192, 193 ТК РФ (апелляционное определение Московского городского суда от 08.09.2014 по делу № 33-18661/2014).
  31. служебной запиской специалиста по информационной безопасности
  32. Преждевременная подготовка документов об увольнении (еще до начала рабочей смены истца).
  33. Так как срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора пропущен (апелляционное определение Московского городского суда от 20.11.2014 по делу № 33-46279/14; определение Московского городского суда от 28.09.2011 по делу № 33-30740). Тот факт, что истец своевременно обращался в другой суд с аналогичным иском, ошибочно определив подсудность спора, не может свидетельствовать об уважительной причине пропуска вышеуказанного срока, так как предъявление исковых требований с нарушением правил территориальной подсудности не прерывает течение срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора (до вынесения судебного решения ответчиком должно быть заявлено о пропуске истцом срока обращения в суд).
  34. довод истицы о том, что никаких обязательств о неразглашении коммерческой тайны она не давала, ответчиком не оспаривался
  35. сведения о должниках и сборах не являются коммерческой тайной, поскольку такие сведения регулярно предоставлялись должникам на основании электронных писем.
  36. в личных целях используют труд, ТС, механизмы, недвижимость, не оплачивая;
  37. отпускаются или сбываются товарные и материальные ценности по сниженной цене;
  38. должностное лицо использует свои полномочия в ущерб служебных интересов, если имеется корыстная или личная заинтересованность – ст. 285 ч. 1.
  39. проверка рабочей группы истицы на предмет соблюдения Политики информационной безопасности и соглашения о конфиденциальности совпала с моментом расформирования группы.
  40. истица ранее к дисциплинарной ответственности не привлекалась
  41. списком сотрудников, допущенных к информации, составляющей коммерческую тайну
  42. отрицание факта направления со своей рабочей почты писем на внешние электронные адреса с приложением сведений, составляющих коммерческую тайну
  43. работы принудительного характера с лишением свободы на 2 года;
  44. совершено неправомерное вмешательство в компьютерную информацию, при условии, что был взлом серверов и копирование данных – ст. 272 ч. 3;
  45. удержание из зарплаты, другого дохода за год или 3 года;
  46. приказ об увольнении истицы не содержит ссылки на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи ТК РФ. Основание и причина прекращения трудового договора не приведена в точном соответствии с формулировками ТК РФ.
  47. доступ к ее почтовому ящику имеют работники IT-отдела и юристы
  48. Установления факта утечки закрытой информации
  49. свидетелями
  50. в трудовой книжке,
  51. в акте о результатах работы комиссии по факту передачи работнику информации, относящейся к коммерческой тайне.
  52. Арест длительностью от 4 до 6 месяцев.
  53. Не выяснение работодателем вопроса о наличии листка временной нетрудоспособности,
  54. в личной карточке работника,
  55. Лишение права занимать должность или заниматься определенными видами деятельности сроком до пяти лет;
  56. работодателем был установлен перечень информации, составляющей коммерческую тайну. Данное соглашение подписано работником, следовательно, он считается лицом, допущенным к конфиденциальной информации
  57. Г. представил фотографии видеокамер наблюдения с территории завода и план расположения видеокамер на территории ОАО «А» в подтверждение своей невиновности, в целях предусмотренной Конституцией РФ защиты своих прав и интересов при рассмотрении в суде дела об административном правонарушении, и представление суду указанных документов не должны были восприниматься работодателем как разглашение в судебном заседании коммерческой тайны, поскольку Г., представляя доказательства, воспользовался своими правами, предусмотренными ст. 25.1 КоАП РФ.
  58. представитель ответчика не смог пояснить, в чем заключалась коммерческая тайна и в чем выразилось ее разглашение
  59. Принудительные работы или лишение свободы длительностью вплоть до 4 лет;
  60. без оснований передают имущество физическим или юридическим лицам;
  61. О том, что работодатель не проявил должной заботливости и осмотрительности при увольнении работника, свидетельствует:
  62. листом ознакомления сотрудников с Приказом, Положением о режиме коммерческой тайны
  63. ст. 26.2 КоАП РФ
  64. Принудительные работы сроком до пяти лет, вместе с лишением права на занятие определенных должностей на три года или без этого условия;
  65. сотрудник отделения ГИБДД оформил фальшивый протокол о ДТП, в котором указал повреждения машины, которых по факту не было, чтобы увеличить автолюбителю выплаты по страховке и разделить прибыль с владельцем авто;
  66. актом осмотра рабочего места, электронной почты, рабочего стола
  67. штрафные санкции от 100 000 до 500 000 рублей;
  68. Так как работодатель подтвердил действие в организации режима защиты разглашенных сведений уволенным, принятие мер для их сохранности (один подписанный трудовой договор, в котором содержатся пункты о неразглашении коммерческой тайны, при отсутствии в организации установленного режима коммерческой тайны не имеет правового значения).
  69. Штраф, имеющий размер от 100 до 300 тыс. рублей или в размере дохода за срок от одного до двух лет;
  70. п. 1 ст. 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод»
  71. скрываются хищения и недостачи;
  72. согласно инструкции по работе с учетными записями, содержащейся в приложении к Политике информационной безопасности, сотрудник, получивший доступ к компьютеру, имеет право работать в системе только под своей учетной записью
  73. незаконный сбор сведений о частном лице – ст. 137 ч. 2;
  74. Так как работодатель представил доказательства, свидетельствующие о том, что сведения, которые работник разгласил, в соответствии с действующим законодательством относятся к государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне, либо к персональным данным другого работника, и эти сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и он обязывался не разглашать такие сведения.
  75. используются целевые денежные средства не по назначению;
  76. извлекают прибыль от чужой собственности;
  77. ст. 25.1 КоАП РФ
  78. разглашенные истцом данные о сборах должников, их задолженности, а также контактные данные должников, безусловно, имеют потенциальную ценность для работодателя, поскольку, выйдя на контакт с должником, есть возможность получить от него сумму задолженности
  79. Так как представлены доказательства, подтверждающие факт ознакомления работника с документами, регламентирующими режим коммерческой тайны.
  80. договора заключают по невыгодным условиям, ухудшающим финансовое положение организации;
  81. скриншотами с экрана служебного компьютера

Злоупотребление должностными полномочиями по ст.

285 УК РФ

» » Последнее обновление — Март 2021К сожалению, преступления в нашем обществе в настоящее время – не редкость. Но особенное негодование вызывают противоправные деяния, подкрепленные властью, которой государство наделяет своих представителей, чтобы решать задачи управления, а не потворствовать своим личным интересам.

Одно из этих преступлений – злоупотребление должностными полномочиями, наказуемое по ст.

285 УК РФ. Основные нюансы квалификации этих деяний описаны в Постановлении Пленума ВС РФ № 19 от 16.10.2009 (далее ППВС № 19). Под этим термином понимается совокупность обязательных и факультативных элементов, необходимых для наступления уголовной ответственности. Обязательных элементов всегда 4. Субъект любого преступления – это человек, обладающий всеми необходимыми характеристиками, чтобы понести ответственность за конкретное преступление.

Субъект любого преступления – это человек, обладающий всеми необходимыми характеристиками, чтобы понести ответственность за конкретное преступление. По ст. 285 УК РФ субъект, помимо общих требований к возрасту (с 16 лет) и вменяемости, должен отвечать специальным, т. е. отвечать может исключительно должностное лицо.

Кто расценивается как таковое – описано в Примечании 1 к ст.

285, ниже мы раскрываем это понятие. К должностным причисляют лиц:

  • Выполняющих , функции:
    • в государственных органах;
    • органах местного самоуправления;
    • государственных и муниципальных учреждениях, к примеру, здравоохранения, образования, культуры (ГБУЗ, ГБОУ, МБУК и т.д.);
    • госкорпорациях («Роснано», Фонд реформирования ЖКХ, «Ростех», «Росатом» и др.);
    • гос. компаниях (ОАО «РЖД», ПАО «Сбербанк», ПАО «Аэрофлот», ПАО «Газпром», ПАО «Роснефть» и многие другие);
    • государственных (ВГТРК, Гознак и др.) и муниципальных унитарных предприятиях (МУПах);
    • акционерных обществах, контрольным пакетом акций которых владеет РФ, ее субъекты или муниципальные образования;
    • Вооруженных силах, войсках и воинских формированиях России.
  • госкорпорациях («Роснано», Фонд реформирования ЖКХ, «Ростех», «Росатом» и др.);
  • государственных и муниципальных учреждениях, к примеру, здравоохранения, образования, культуры (ГБУЗ, ГБОУ, МБУК и т.д.);
  • в государственных органах;
  • гос. компаниях (ОАО «РЖД», ПАО «Сбербанк», ПАО «Аэрофлот», ПАО «Газпром», ПАО «Роснефть» и многие другие);
  • органах местного самоуправления;
  • акционерных обществах, контрольным пакетом акций которых владеет РФ, ее субъекты или муниципальные образования;
  • Постоянно, временно, по осуществляющих функции .

    Таковыми будут лица, имеющие по службе распорядительные (властные) полномочия в отношении людей, не находящихся от них в какой-либо зависимости, право принимать обязательные для исполнения всеми решения (например, привлечь к ответственности, дать обязательное для исполнения указание и пр.). К этим лицам относятся полицейские, прокуроры, судьи, следователи СК и многие иные.

  • государственных (ВГТРК, Гознак и др.) и муниципальных унитарных предприятиях (МУПах);
  • Вооруженных силах, войсках и воинских формированиях России.

К организационно-распорядительным могут относиться следующие функции:

  1. принятие юридически значимых решений, например выдача больничного, оценки за экзамен, какого-либо разрешения, свидетельства о прохождении учебы и пр.
  2. руководство коллективом, формирование кадрового состава, распределение обязанностей, привлечение к дисциплинарной ответственности, поощрение работников;

К административно-хозяйственным функциям можно отнести полномочия распоряжаться деньгами, имуществом органа, организации, учреждения и др.

Подлежит ли человек привлечению как должностное лицо – всегда определяется посредством изучения внутренних документов органа или организации: устава, положений, личных трудовых договоров и обязанностей этого человека по службе. Это внутреннее отношение преступника к содеянному. Для ст. 285 УК РФ это вина в форме умысла.

Умысел в данном случае может быть как прямой, так и косвенный:

  1. При прямом умысле для должностного лица очевидно, что его действия/бездействие опасны для общества, повлекут негативные последствия, наступления которых он ждет.
  2. Косвенный умысел отличается тем, что виновный не желает, чтобы наступили опасные последствия, но предполагает, что они могут или должны последовать, либо ему это безразлично.

Обязательным элементом для субъективной стороны злоупотребления полномочиями выступают мотивы совершения. Для ответственности по ст. 285 УК РФ это должен быть 1 из 2 вариантов:

  • Корысть – получение в результате преступных действий каких-либо материальных благ, выгод, преимуществ себе или другим людям. Например, необоснованное получение льгот, избавление от материальных обязательств и т. д. Это не должно быть связано с безвозмездным противозаконным обращением чужого имущества в свою пользу (хищением).
  • Иная личная заинтересованность – стремление должностного лица получить нематериальную выгоду, вызванное такими побуждениями, как желание завуалировать свой непрофессионализм и некомпетентность, скрыть допущенные ошибки, нарушения, приукрасить реальное состояние дел, карьеризм, семейственность, получить поддержку в чем-то и пр.

Объект преступления – та сфера отношений, которой преступное деяние наносит вред. Злоупотребление полномочиями по ст.

285 УК РФ – это преступление, посягающее на интересы госслужбы, подрывающее нормальное законное функционирование органов, учреждений, организаций, предприятий государства или муниципалитетов. Уголовная ответственность установлена в целях защиты граждан от коррупционных проявлений и прочих противоправных деяний, совершаемых должностными лицами по службе. Этот элемент определяет конкретные действия/бездействие, преследуемые по УК.

Статьей 285 УК РФ наказуемы действия, отвечающие сразу нескольким признакам.

Это условие означает, что должностное лицо реализует свои полномочия не в целях выполнения поставленных задач. Его действия не обусловлены служебной необходимостью, противоречат требованиям к органам и учреждениям, в которых он наделен соответствующими полномочиями. Ответственность может наступать и за умышленное невыполнение обязанностей, а также за протекционизм – противоправную «помощь», например, в приеме на работу, повышении или передвижении по службе, избавлении от обязанностей и ином покровительстве.

Как злоупотребление полномочиями будут квалифицироваться действия виновного, когда он из корыстной или иной личной заинтересованности совершает действия, на которые имеет право, исходя из предоставленных полномочий.

При этом для совершения этих действий не имелось обязательных условий.

Как пример можно привести фиктивное трудоустройство человека, в действительности не работающего; выдачу разрешения/лицензии, предоставление права без проведения обязательных для этого процедур: экзамена, проверки; направление подчиненных для проведения работ в личных целях (ремонт, уборка, садовые работы) и пр.

Если должностное лицо пользуется не своими полномочиями по службе, а отношениями, сложившимися в ходе нее (связи, авторитет, знакомства и пр.), по ст.

285 УК РФ он отвечать не будет. Необходимый элемент объективной стороны – наступление последствий в результате преступления в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, общества или государства. Другими словами, это преступление с материальным составом. Совершение действий, формально подходящих под черты наказуемых по ст.
Совершение действий, формально подходящих под черты наказуемых по ст.

285 УК РФ, но не повлекших за собой таких последствий, по этой статье не преследуется и может повлечь иной вид ответственности, например дисциплинарную или административную.

Как существенное нарушение прав граждан или организаций расценивается нарушение прав, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией РФ. Это может быть, к примеру, нарушение права на неприкосновенность жилища, доступ к правосудию, тайну переписки, на уважение семейной и личной жизни и т. д. При оценке нарушения как существенного принимается во внимание:

  1. степень отрицательного воздействия преступления на нормальную деятельность организации;
  2. величина и характер ущерба;
  3. количество пострадавших и пр.

Под нарушением законных интересов граждан или организаций подразумевается, в частности, создание препятствий в удовлетворении их законных потребностей.

К примеру, создание должностным лицом препятствий к предусмотренному законом праву на выбор юридического лица для сотрудничества и т. п. Следующая необходимая черта объективной стороны – причинно-следственная связь между преступлением и наступившими негативными последствиями.

Если действия обладали признаками злоупотребления служебными полномочиями, но причиной негативных последствий явились не они, уголовная ответственность по ст. 285 УК РФ исключена.

  1. Не наказываются по рассматриваемой норме деяния, связанные с использованием должностных обязанностей, повлекшие негативные последствия, если они совершены по обязательному для исполнения этим лицом приказу или распоряжению (ст. 42 УК РФ).
  2. Злоупотребление полномочиями, совершенное должностным лицом для ликвидации непосредственной опасности для личности, интересов общества и государства, когда ее нельзя было устранить другим способом, не наказуемо по ст. 285 УК РФ (если лицо не превысило пределы крайней необходимости (ст. 39 УК РФ).
  3. Лицо, злоупотребившее полномочиями во исполнение очевидного для него незаконного приказа, несет ответственность на общих основаниях. Издавший такой приказ при определенных обстоятельствах может отвечать по ст. 285 за соучастие в качестве подстрекателя или организатора этого преступления (ч. 3 или 4 ст. 33 УК РФ).
  4. Должностное лицо, издавшее заведомо противоречащий закону приказ подчиненному, для которого его незаконность не была очевидна, отвечает как исполнитель преступления.

Статья 285 УК РФ включает 3 части, по которым наказывается совершение «простого», без отягчающих ответственность признаков злоупотребления полномочиями, квалифицированного и особо квалифицированного. К должностному лицу, злоупотребившему полномочиями, в отсутствие отягчающих ответственность признаков могут применяться следующие виды наказания:

  • до 80 тыс. руб.;
  • Арест от 4 месяцев до полугода.
  • Штраф:
    • до 80 тыс. руб.;
    • в размере всех доходов осужденного, которые он получит за период до полугода.
  • Заключение в тюрьме до 4 лет.
  • Принудительные работы до 4 лет.
  • в размере всех доходов осужденного, которые он получит за период до полугода.
  • Лишение права занимать должности и вести деятельность, определенными судом в приговоре, до 5 лет.

Такие пределы очерчены в части 1 ст.

285 УК РФ. По ч. 2 анализируемой статьи за злоупотребление предоставленными по службе полномочиями отвечают лица, замещающие исключительно названные в них должности:

  1. Государственные должности РФ – учрежденные Конституцией России, федеральными конституционными и федеральными законами для реализации полномочий госорганов.
  2. Глав органов местного самоуправления (глав муниципальных образований).
  3. Государственные должности субъектов РФ – устанавливаемые уставами или конституциями этих субъектов для непосредственного исполнения полномочий госорганов.

Занятие этими лицами указанных постов – квалифицирующий признак, усиливающий степень ответственности по ст.

285. Такое преступление может повлечь:

  • Тюремное заключение до 7 лет.
  • в размере заработка за 1–2 года.
  • Штраф:
    • 100–300 тыс. руб.;
    • в размере заработка за 1–2 года.
  • 100–300 тыс. руб.;
  • Принудительные работы до 5 лет.

К последним двум видам на усмотрение суда может также применяться дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности и вести деятельность на период до 3 лет. Особо квалифицирующий признак злоупотребления должностным лицом своими полномочиями – наступление тяжких последствий.

В качестве примеров таких последствий ППВС № 19 называет крупные аварии, длительную остановку производства, значительный материальный ущерб, гибель кого-либо, самоубийство и пр. Такие результаты преступления влекут более строгое наказание: полную изоляцию от общества продолжительностью до 10 лет.

Дополнительное наказание, аналогичное применяемому по второй части, назначается обязательно.

Самый суровый вид наказания, применяемый по ст.

285 УК РФ, – лишение свободы.

Но ее максимальные пределы в каждой части статьи различны, и, как следствие, различны категории степени тяжести предусмотренных преступлений и сроки давности привлечения за них к ответственности. Часть ст. 285 УК РФМаксимальный срок лишения свободыСтепень тяжестиСрок давности с момента совершения 14 годасредней тяжести6 лет 27 леттяжкое10 лет 310 леттяжкое10 лет Законодатель относительно недавно ввел в УК РФ статью, позволяющую виновному получить освобождение от уголовной ответственности с назначением не наказания за преступление, а иной меры уголовно-правового характера – судебного штрафа при выполнении нескольких условий.

Одно из условий – содеянное должно быть либо небольшой, либо средней тяжести. Исходя из вышеприведенной таблицы, можно констатировать, что при соблюдении всех условий ст. 76.2 УК РФ прекращение уголовного дела с судебным штрафом возможно исключительно в отношении лица, совершившего преступление по ч.

1 ст. 285 УК РФ. Например, освобождено от ответственности должностное лицо одного из ФБУ, в результате действий которого нескольким сотрудникам учреждения неправомерно начислялась заработная плата за счет бюджетных средств, чем причинен внушительный ущерб. Сумма назначенного судебного штрафа составила 40 тыс.
Сумма назначенного судебного штрафа составила 40 тыс. рублей. По правилам подследственности, рассмотрение сообщений о злоупотреблении служебными полномочиями по ст.

285 УК РФ и расследование уголовных дел об этих преступлениях входят в компетенцию следователей Следственного комитета РФ. На основании ч. 5 ст. 151 УПК РФ расследованием таких преступлений могут заниматься и следователи органа, который выявил их, – ФСБ или МВД.

Но и здесь есть свои исключения: если привлекаемое к ответственности должностное лицо – сотрудник СК, ФСБ, службы внешней разведки, ФСО, полиции, прокуратуры, суда, УФСИН, таможни, относится к гражданскому персоналу вооруженных сил, является военнослужащим или депутатом и т.

д., уголовные дела в отношении него, в том числе и по рассматриваемой статье, вправе расследовать исключительно следователи СК РФ. УК включает в себя ряд статей, по которым преследуются деяния, на первый взгляд схожие со злоупотреблением полномочиями по ст.

285 УК РФ. В первую очередь это преступление по ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий».

Основное отличие этих деяний состоит в объективной стороне.

Если при злоупотреблении лицо использует имеющиеся у него полномочия, то при превышении его действия выходят за рамки.

Отличие деяния по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» от статьи со схожим названием под номером 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями» состоит в объекте преступного посягательства и субъекте. Первое преступление посягает на нормальную деятельность государственного аппарата, а второе вредит интересам службы в негосударственных коммерческих и прочих организациях.

Отсюда и различие в субъекте.

Отвечать по ст. 285 может только должностное лицо, признаки которого описаны выше, а по ст. 201 – лицо, выполняющее в такой организации управленческие функции. Анализ приговоров судов общей практики и изучение обобщений судебной практики показывают, что разнообразны как сферы, в которых работают должностные лица, привлекаемые к ответственности по ст.

285 УК РФ, так и вменяемые им действия. Вот лишь несколько примеров:

  1. Государственный ветеринарный инспектор – за выдачу ветеринарных свидетельств об осмотре животных, необходимых для перевозки и реализации мясной продукции, без его фактического проведения.
  2. Глава администрации сельсовета – за то, что подписал акты выполненных работ и справки об их стоимости, когда они были не выполнены полностью. Это стало причиной незаконного перечисления бюджетных денег исполнителю работ.
  3. Судебный пристав-исполнитель – за составление фиктивных документов о невозможности взыскания задолженности.
  4. Участковый уполномоченный полиции – за составление объяснений от имени заявителя и лица, в отношении которого было написано заявление о привлечении к уголовной ответственности. На основании заявления он же впоследствии принял незаконное решение об отказе в возбуждении дела, укрыв тем самым преступление от учета.
  5. Инспектор ГИБДД – за организацию действий по получению водительского удостоверения без фактической сдачи экзамена и проверки знаний и навыков.
  6. Судебный пристав-исполнитель – за сокрытие от взыскателя информации о наличии у должника имущества, за счет которого может быть погашена задолженность, и последующее внесение заведомо ложных сведений в справку регистрирующего органа.
  7. Главный лесничий – за непринятие мер по предотвращению незаконной вырубки лесных насаждений, о которой ему было достоверно известно, и укрытие этого факта от надзирающего органа.
  8. Директор школы – за фиктивное трудоустройство рабочего по ремонту и присвоение впоследствии начисленной ему заработной платы.
  9. Бывший заместитель начальника отдела уголовного розыска одного из районных отделов полиции осужден за передачу сведений, к которым он имел доступ, своему знакомому.
  10. Сотрудник исправительного учреждения – за непринятие мер по изъятию средств связи у осужденного и обеспечению установленного законом порядка отбывания наказания.

Эти примеры в основном имели место до начала практики освобождения от уголовной ответственности с судебным штрафом.

В настоящее время этот институт применяется все чаще.