Подростковый возраст в россии



Подростковый возраст в россии

кого мы называем подростком и как им живется среди нас


10 марта 2021368 прочитали1,5 мин.847 просмотров публикацииУникальные посетители страницы368 прочитали до концаЭто 43% от открывших публикацию1,5 минута — среднее время чтенияПодростковый возраст –это понятие существовало не всегда.В Европе до XIX века отсутствовало понятие той возрастной категории, которую сегодня принято называть отрочеством.

Это понятие появляется лишь в конце XIX века, когда юность становится основной темой в литературе, к ней проявляют внимание моралисты и политики.Это этап подготовки к взрослому возрасту.

Периодизация подросткового возрастаВ нашей стране выделяют два периода в эпохе подростничества: · младший подростковый возраст (12—14 лет) · старший подростковый возраст (ранняя юность) (15—17 лет).Согласно терминологии (ЮНФПА), подростки — лица в возрасте 10—19 лет (ранний подростковый возраст — 10—14 лет; поздний подростковый возраст — 15—19 лет).

По данным ООН, на 2011 год в мире насчитывалось более миллиарда подростков.Распространённое сейчас слово тинейджер происходит от teen — составной части в названиях чисел от 13 до 19, и age — возраст, то есть тинейджер — буквально, лицо в возрасте 13—19 лет.Подростковый возраст полон противоречий. Желание быть взрослым вызывает сопротивление со стороны окружающих. Ребёнком он уже себя не ощущает, а взрослым пока тоже не может стать.В этот период перед подростком стоит задача самосознания и самоопределения в системе и отношений между людьми.В связи с быстрым ростом и развитием возникают трудности в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга.

В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности.

Формируется новый образ физического «Я»[2]В этом возрасте на первый план выходит общение со сверстником.

Именно в общении формируются основные новообразования: возникновения , переосмысление , усвоение социальных норм.

В этом возрастном периоде оценка сверстника становится важнее оценки учителей и родителей[10] Повышаются требования как в школе, так и в семье. Однако часто подросток продолжает восприниматься в семье как ребёнок. От этого многие конфликты. У подростка возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.Подростковые страхиУ подростков имеются детские (возрастные) страхи.

Детский психолог А. И. Захаров отмечал, что по данным специального опроса среди подростков в возрасте 10—12 лет абсолютно преобладали природные страхи, а затем доминировали социальные страхи (их пик пришёлся на возраст 15 лет). Выделяют 5 видов социальных страхов у подростков в возрасте от 10—11 лет до 15 лет (или в возрасте от 11—12 лет до 16—17 лет):1. Страх «быть не собой», то есть стать кем-то другим;2.

Страх провала, осуждения, наказания.

Причина — или подростка, который склонен из единичного факта делать общие выводы без учёта индивидуальных особенностей человека и наклеивать «ярлык» «поражения» или «успеха» вне зависимости от затраченных усилий;3.

Страх физических уродств. Подросток очень сильно переживает из-за постоянных изменений своей внешности в связи с и ;4.

Страх одиночества;5. Страх бесперспективности и невозможности самореализации.Подросток в современном миреПодростковый возраст — важный этап развития человека. Ведь именно во втором десятилетии жизни ярко проявляются и .

У молодых людей из бедных слоев общества меньше шансов на получение .

Они чаще подвергаются . Они привлекаются к тяжёлому труду, их принуждают к ранним бракам. В развивающемся мире у девушек вероятность выйти замуж в возрасте до 18 лет в три раза выше, чем в богатых странах. Ранние браки сопровождаются высокой материнской и детской смертностью, а также нищетой и бедностью.

Большинство сегодняшних подростков — 88 % — живут в развивающихся странах.

Многие из них сталкиваются с огромными трудностями.Согласно отчёту о состоянии здоровья подростков в разных странах мира, молодые люди из этой возрастной категории чаще всего сталкиваются с , именно поэтому третьей наиболее распространённой причиной смерти подростков является , который опережают только и /.

Депрессия также является ведущей причиной подростковой заболеваемости и нетрудоспособности. В отчёте отдельно отмечается, что в тех странах, где наиболее развит , выявлена прямая связь между самоубийствами подростков и так называемым — жёсткой травлей в интернете, которая регулярно уносит жизни все большего числа школьников и студенто.Так что, товарищи , быть подростком это сложно

Этот трудный возраст: как помочь детям и родителям пережить подростковый период?

0

0 «Колючие», обидчивые, ранимые, дерзкие – это всё о них, о подростках.

О тех, кто вступил в трудный переходный возраст. О тех, кто находится на пути от детства к взрослости. О тех, кому сложно понять и принять всё то, что с ними происходит.

Именно подросткам и посвящена данная статья.

В ней вы узнаете, что представляет собой подростковый возраст, какие опасности подстерегают детей и родителей на этом этапе взросления и что нужно делать мамам и папам, чтобы помочь своему ребёнку пережить это непростое время. Чтобы удовлетворить необходимость ребёнка в самостоятельности и независимости, но продолжать заботиться об его безопасном передвижении, установите приложение Где Мои Дети из магазинов и .

Вы всегда будете знать, где ваш ребёнок без надоедливых вопросов, звонков и СМС.

Психологи уже давно отмечают тенденцию «омоложения» подросткового возраста.

Дети теперь вступают в переходный период гораздо раньше, чем их родители, – в 10-11 лет.

Также отмечено «продление» подросткового возраста до 18-19 лет, когда ребёнок достигает совершеннолетия и отделяется от родителей не только психологически, но и материально, финансово. Все мы переживаем переходные периоды, которые можно охарактеризовать так: младенец, ребёнок, подросток, юноша (девушка), взрослый.

На каждом уровне взросления происходят физиологичесике процессы.

Также происходит формирование эмоционального поля, социальной адаптации, выстраивается система ценностей и своих личных принципов личности, – Оксана Тумадин, психолог-эксперт, автор уникальной методики по раскрытию потенциала личности и уникальности. В границах подросткового возраста выделяют два этапа: младший подростковый возраст (10-12 лет) и старший подростковый возраст (начиная с 13 лет и до завершения переходного периода).

  • В младшем подростковом возрасте ребёнок уже начинает ощущать свою взрослость, у него усиливается потребность в общении со сверстниками, его организм готовится к изменениям.
  • К 13-14 годам гормональная перестройка достигает своего пика. Ребёнок становится раздражительным, обидчивым, у него часто меняется настроение.
  • Переходный период завершается вступлением ребёнка во взрослую жизнь. У юношей и девушек стабилизируется эмоциональное состояние, появляются зрелые, взвешенные решения. Наступает время для полного отделения от родительской семьи.

Сколько продлится подростковый возраст у вашего ребёнка, точно неизвестно.

Поскольку, созрев физически, подросток может ещё долгое время оставаться психологически не подготовленным к самостоятельной организации своей жизни.

Почему этот период называется переходным? Потому что в развитии ребёнка совершается переход от детства к взрослости.

И главная задача для подростка – осознать себя и отделиться от родителей. Переходный период начинается, когда начинает выделяться гормон, который приводит в действие гипофиз и половые железы, – Оксана Тумадин, психолог-эксперт. Подростковый возраст – это испытание как для детей, так и для родителей.

Подростковый возраст – это испытание как для детей, так и для родителей.

Сейчас видны две тенденции: 1) тенденция нежелания рано взрослеть, заводить семьи и детей как минимум до 24-28 лет. С этим показателем снижается и ответственность по отношению к своей жизни во всех сферах. Более поздние сроки наступления финансовой самостоятельности приводят к полузависимости от взрослых.

Именно здесь происходят конфликты родителей и детей. Подростки с одной стороны жаждут самостоятельности и всеми поступками показывают это, исходя из гормонального развития, как и заложено природой.

С другой стороны бессознательно подростки сами тормозят переход во взрослую жизнь, не желая брать ответственность. 2) Вторая тенденция – желание быстрее выйти на своё предназначение и менять мир. Всё больше становится таких детей.

Они рождаются уже взрослыми и им очень тяжело внести все уровни физиологического взросления – им хочется быстрее повзрослеть и, не обращая внимание на все подростковые выбросы в характере, они идут к своим целям, чтобы делать дела.

Они понимают, что хотят, куда идут и как правило с детства заняты размышлениями и изучением мира далеко не как ребёнок, – Оксана Тумадин, психолог-эксперт.

  1. Хотят самостоятельности и независимости, но не могут её получить, поскольку ещё не несут полной ответственности за свои поступки.
  2. Хотят быть принятыми в обществе, чувствовать себя значимыми. Вместо этого могут встретить насмешки, агрессию со стороны сверстников или стать жертвой травли.
  3. Они меняются внешне и внутренне. И, порой, им сложно принять эти изменения и контролировать их.
  4. Ждут понимания от родителей и принятия всех их особенностей. Вместо этого сталкиваются с тотальным контролем, критикой и запретами.

Чтобы удовлетворить необходимость ребёнка в самостоятельности и независимости, но продолжать заботиться об его безопасном передвижении, установите приложение Где Мои Дети из магазинов и .

Вы всегда будете знать, где ваш ребёнок без надоедливых вопросов, звонков и СМС.

  1. Привыкли быть авторитетом для своего ребёнка.
  2. Не знают, как вести себя с повзрослевшими детьми.
  3. Не готовы отпустить от себя сына или дочь.

Что происходит с девочками в подростковом возрасте:

  1. стремятся к самостоятельному разрешению проблем без помощи взрослых.
  2. появляется интерес к мальчикам как к объектам противоположного пола, возникает первая влюблённость;
  3. часто возникают перепады настроения: безудержное веселье сменяется глубокой тоской;
  4. появляется повышенная тревожность, связанная со школьной успеваемостью, ответами у доски, отношениями с одноклассниками;
  5. ищут себя, свой стиль, экспериментируют с внешностью и одеждой, стремятся привлечь к себе внимание;

Что происходит с мальчиками в подростковом возрасте:

  1. пробуют алкоголь, сигареты, курительные смеси;
  2. озабочены своей внешностью,
  3. , грубыми, злыми из-за повышенной выработки мужского гормона – тестостерона;
  4. нередко демонстрируют протестное поведение: прогуливают уроки, сбегают из дома;
  5. стремятся принадлежать к «группе», быть её частью.
  6. стремятся поразить окружающих смелыми поступками, склонны к позёрству;

Половое созревание (пубертат) у подростков связано с активной выработкой половых гормонов как у мальчиков, так и у девочек. Гормональная перестройка влечёт за собой изменения и в телосложении, и в личности, и в поведении ребёнка.

Чем характеризуется пубертатный период:

  1. активная работа сальных желёз, которая нередко вызывает появление прыщей;
  2. усиление работы потовых желёз и как следствие – появление резкого, неприятного запаха пота.
  3. появление волос на подмышечных впадинах и половых органах;
  4. развитие молочных желёз и округление бедер у девочек;
  5. появление первых менструаций у девочек и ночных поллюций у мальчиков;
  6. изменение роста и веса;
  7. развитие мускулатуры у мальчиков;

«Буря гормонов» влечёт за собой такие симптомы подросткового возраста, как:

  1. агрессивность, раздражительность, вспышки гнева.
  2. переживания по поводу внешности;
  3. повышенный интерес к противоположному полу, в том числе и эротический;
  4. перепады настроения;

Родителям важно в этот период:

  1. не высмеивать переживания ребёнка, касающиеся его внешности. Лучше ещё раз напомнить сыну или дочери, что все гадкие утята когда-нибудь превращаются в прекрасных лебедей, нужно лишь немного подождать;
  2. отбросить стыдливость и обговорить все вопросы, касающиеся полового созревания.

    Лучше, если мама или папа затронут эти «щекотливые» темы, нежели если ребёнка «просветит» интернет;

  3. если подростка сильно беспокоят прыщи и избыточный вес, стоит посетить врача-эндокринолога.
  4. ни в коем случае не стоит стыдить сына или дочь за повышенный интерес к половой сфере.

    Многие родители приходят в ужас, застав сына за мастурбацией или дочь за просмотром порнофильма. В этом ничего ужасного нет. Ваш ребёнок растет.

    Если раньше он интересовался машинами, куклами и конструкторами «Лего», сегодня ему интересны отношения между мужчиной и женщиной;

Теперь давайте поговорим о тех вещах, которые усугубляют прохождение ребёнком подросткового периода и на которые стоит обратить особое внимание родителям: Замкнутый и застенчивый ребёнок может стать объектом травли, жестокий и агрессивный – выступить в роли буллера. И абсолютно все подростки могут выступать в роли наблюдателей. Социальные сети – то, без чего современные дети не могут представить себе свою жизнь.

Но они также несут в себе определённую угрозу.

Ребёнок может столкнуться как с интернет-травлей, так и с предложениями вступить в «группы смерти» или поучаствовать в игре. В последнее время в социальных сетях получила распространение чрезвычайно опасная игра «Беги или умри».

Смысл её заключается в следующем: один подросток должен перебежать дорогу перед движущимся транспортом, причём сделать это максимально близко, а второй должен снять этот момент на видео.

После этого ролик выкладывается в соответствующую группу, и участник получает оценку своего «подвига». Подростки стремятся быть причастными к группе, стать в компании сверстников «своим человеком».

Поэтому велика опасность, что ваш ребёнок попадет в «неподходящую» компанию, где молодые люди совершают противоправные действия, употребляют алкоголь, наркотики или курительные смеси. Убедитесь, что ваш ребёнок не связался с плохой компанией и не причиняет вред своему здоровью.

Установите приложение Где Мои Дети из магазинов и .

Повышенный интерес к противоположному полу, любопытство и гормональные «всплески» нередко способствуют ранним сексуальным контактам в подростковой среде. Сталкиваясь с непониманием родителей и отсутствием друзей, ребёнок всё больше и больше замыкается в себе.

Погружение в виртуальную реальность для него – защита от внешнего мира. В компьютерных играх подросток «реализует» себя: совершает «подвиги», «зарабатывает деньги», становится успешным. Появление у подростков мыслей о смерти связано с конфликтами в семье, травлей в школе, первой любовью, отсутствием дружеских отношений с одноклассниками.

На фоне гормонального всплеска и перестройки работы организма у подростков часто наблюдается снижение познавательных способностей и потеря интереса к обучению. В тяжелых случаях может развиться астенический синдром – повышенная утомляемость, нарушения сна, частые головные боли, вегетативные нарушения. Как мы уже говорили, родителям тоже непросто пережить период взросления их сына или дочери.

Поэтому многие, часто неосознанно, своими фразами или действиями разрывают те нити любви и доверия, которые связывают их с ребёнком. Что не рекомендуется делать родителям подростков:

  • Сравнивать со сверстниками, одноклассниками, детьми знакомых («А вот Настя из вашего класса на одни пятерки учится и маме по дому помогает, а у тебя на уме только одни мальчики»).
  • Игнорировать переживания подростка («Что ты там опять рыдаешь в спальне? Иди лучше уроки делай»).
  • Относиться как к маленькому ребёнку («Тебе ещё рано знать об этом. Вот вырастешь, тогда и поговорим»).
  • Чрезмерно контролировать все сферы жизни ребёнка («Кто тебе сейчас звонил? Ну-ка, быстро покажи мне телефон»).
  • Критиковать и запрещать общение ребёнка с друзьями («Мне не нравится этот твой Вася, он и учится плохо, и одевается неряшливо. Я не хочу, чтобы ты с ним дружил»).
  • Высмеивать внешность и одежду («Ты зачем так накрасилась в школу? Выглядишь как клоун»).

Психология подростка такова, что он будет отстаивать своё мнение в любых ситуациях, даже если не прав. Поэтому старайтесь разговаривать с ребёнком в спокойном тоне, не срываясь на крик и обвинения.

Выслушайте его точку зрения и вместе с ним найдите подходящий вариант разрешения конфликта. Позиция родителей важна, нужно понять ребёнка как себя самого в этот период. Задача – незаметно трансформировать отношения в дружеские.

Поговорить по душам как друзья – единственно верный путь, и потихоньку. искренне рассказывая о своём детстве, вы найдете обоюдный интерес к общению об этом периоде с переходом во взрослую жизнь.

Задача – наладить внутреннюю связь, которую, я думаю, важно сохранить всем родителям, – Оксана Тумадин, психолог-эксперт.

  1. Частые конфликты с ребёнком в большинстве случаев возникают из-за чрезмерного контроля и когда родители слишком активно начинают лезть в его жизнь.
  2. Поддерживайте ребёнка в любых начинаниях и увлечениях (кроме тех, которые могут нанести ему вред). Даже если они вам кажутся глупыми и несерьезными. Необязательно их разделять, главное – уважайте выбор ребёнка.
  3. Обратите внимание на то, чем занимается ваш ребёнок в социальных сетях. Не стоит читать его переписку – это дело личное. Но знать, в каких он состоит группах и сообществах и нет ли в них опасности, вы имеете полное право.
  4. Чаще разговаривайте с ребёнком обо всех изменениях, которые с ним происходят. Большинство родителей этого не делают, оставляя подростка один на один с его переживаниями. Затроньте темы первой влюбленности, начала половой жизни, употребления алкоголя и психотропных веществ. Объясните ему, что не всё, что пробуют или советуют попробовать друзья, безопасно и не принесёт вреда.
  5. Перейдите из позиции «над» в позицию «рядом». Станьте для ребёнка другом, старшим товарищем.
  6. Относитесь к подростку как к взрослому, пусть даже и не считайте его таковым. Дайте свободу в принятии решений, но пусть не забывает и об ответственности за свои поступки.
  7. Ваш ребёнок взрослеет и отдаляется от вас. Не пытайтесь остановить этот процесс запретами и чрезмерным контролем за его жизнью.

Для того, чтобы избавиться от чрезмерного контроля и перестать конфликтовать с подростком, предоставьте ему свободу передвижения. А чтобы не переживать за ребёнка и знать, где он находится, когда не берёт трубку, установите приложение Где Мои Дети из магазинов и .

  1. Если все ваши разговоры с ребёнком сводятся к обсуждению оценок в школе и критике за бардак в комнате и невымытую посуду, вы рискуете потерять доверительные отношения с сыном или дочерью.
  1. Совместные прогулки, поездки, походы, разговоры по душам помогут наладить отношения с подростком гораздо быстрее, нежели нравоучительные беседы.
  2. Да, вам могут не нравиться друзья вашего ребёнка. Но критиковать или запрещать общаться с ними – не самый лучший выход из ситуации.

    Подросток воспримет это как очередное покушение на его независимость и самостоятельность в выборе приятелей.

Поступки определяют людей.

Ни слова, ни мысли, а поступки, и когда подростки о ком-то делают заключение, они исходят из поступков людей. Они, как сканеры, определяют, искренний ли человек или фальшивый. Из-за ясного видения и острых ощущений реальности, они конфликтуют с людьми и противятся идти туда, куда им не нужно.

Они сопротивляются осознанно и нужно только через наблюдение и разговоры понять своего ребёнка, ведь именно в подростковом возрасте строится система ценностей и принципов, по которым потом ему жить, – Оксана Тумадин, психолог-эксперт.

  1. Если подростковый возраст вашего ребёнка протекает особенно тяжело, сын или дочь всё больше отдаляется от вас, ходит подавленный и часто плачет – обязательно обратитесь за помощью к психологу! Это могут быть признаки травли в школе, конфликтов со сверстниками, появления у подростка депрессивных и суицидальных мыслей.
  1. Попробуйте заинтересовать подростка другими увлекательными вещами: спортом, музыкой, программированием.
  2. Если вы узнали, что ваш ребёнок состоит в религиозной секте или связался с криминальной группировкой, ни в коем случае не медлите!

    Смените школу, район проживания или город, чтобы у ребёнка не было соблазна вернуться к прежним «друзьям».

  3. Не впадайте в панику. Задайте себе вопрос: эта компания плохая для меня или для моего ребёнка?

    Если подросток получает там уважение, признание и поддержку, он будет всеми силами стремиться быть в этой компании и дальше.

  4. Познакомьтесь с друзьями сына или дочери поближе, пригласите их в гости или на природу.

    Возможно, ваше мнение о них изменится.

  5. Если ваши худшие опасения подтвердились, и ребёнок действительно связался с плохой компанией, ваша главная задача – вернуть доверительные отношения с сыном или дочерью и постараться выяснить причину, по которой эта компания так его привлекает.
  6. Запомните: запреты и угрозы не помогут! Ребёнок все равно будет общаться со своей компанией, но уже втайне от вас.

Оксана Тумадин, психолог-эксперт, автор уникальной методики раскрытию потенциала личности и уникальности: Для большего понимания, что происходит с подростками, рассмотрим внутренние возраста. Г. Гурджиев сформулировал более 100 лет назад семь внутренних уровней человека.

Многие родители поймут своих детей, помогут им пройти подростковый период без стресса для обеих сторон и перейти в осознанный взрослый мир, не теряя своей детской непосредственности. Именно эта детская непосредственность в жизни дает успех, удачу, радость жизни, радость от своих достижений.

«Младенец» – человек, который не хочет брать ответственность и живет только ради удовлетворения своих потребностей.

Наверное, вы все видели пожилых людей, которые требуют сверх внимания к себе, превращая жизнь окружающих в ад. Это как раз уровень младенца, а значит человек, пройдя всю жизнь, так и не повзрослел. «Ребёнок» живёт уже для семьи, но живёт по схемам, рекомендациям, правилам – для него всё должно быть понятным и расставлено по полочкам.

Как раз «Ребёнок» и заботится о взрослых «Младенцах», исходя из заложенных правил в поколениях. «Подросток» хочет достигать новых высот, выделяться из толпы, познавать жизнь. Подросток старается развивать свои наиболее сильные стороны и способности. Но часто у него ещё не хватает осознанности в этичности и правилах человеческого общения и взаимоотношений, из-за этого способы достижения своих целей порой не экологичны.
Но часто у него ещё не хватает осознанности в этичности и правилах человеческого общения и взаимоотношений, из-за этого способы достижения своих целей порой не экологичны. Подростки не признают авторитетов.

В отношениях могут показывать своё превосходство. Часто взрослые так и остаются «Подростками» – это выражается в насильном подчинении окружающих своим правилам.

Следом идёт уровень «Юноша». Человек начинает думать о смысле жизни, часто уходит от материальной зависимости, чтобы познать другие ценности. Если произошло правильное усвоение предыдущих уровней, то юноша (девушка) осознаны во всех сферах жизни, понимают всё, что им делать, куда идти и зачем.

Если предыдущие уровни не пройдены, то подростки становятся ленивыми, перестают делать обыкновенные задачи по отношению к семье, работе, учёбе.

«Взрослый» соединяет все предыдущие уровни и умеет ими управлять.

Он ответственен за свою жизнь, за семью, отношения, работу. Может направить подростка и юношу идти в правильном направлении. Во «Взрослом» ещё есть эгоизм, и порой он осуждает всех, кто безответственен или не понимает элементарных вещей по отношению к жизни.

«Старец» живёт ради самой жизни.

Он видит причины всех действий и не совершает поступков, которые приводят к разрушению. Созидает всё вокруг. Когда в школе, семье, встречаются такие люди, дети автоматически вырастают «Старцами», так как впитывают основы живой гармоничной жизни с рождения. Коротко изучив внутренние уровни и искажения, можно точно определить внутренний уровень своего ребёнка, подростка.

Нужно понаблюдать за ним в повседневной жизни, понять, к кому он тянется из взрослых, а с кем-то неумолимо агрессивен, поговорить «по душам» об учёбе, поведении, мыслях. Из-за незнания тонкостей внутреннего мира и типов личности, многие родители теряют связь с ребёнком. А ведь всего лишь и нужно понять, что ребёнок стал другим: у него появилась своя уникальность, свои принципы, свои границы и нужно, исходя из позиции друга, найти контакт.

Для этого следует уйти с позиции родителя «что хочу, то и делаю», и перейти в позицию друга.

Друг – это поддержка, умение слушать, умение слЫшать и находить компромисс, чтобы снова и снова общаться, встречаться, ждать встреч. Ещё один важный момент – не нужно всегда чего-то хотеть от ребёнка. Когда он закрывается и хочет побыть в одиночестве – не мешайте ему, это пройдет.

Вообще, нужно взять на вооружение фразу «и это тоже пройдет» – это как когда мы пропускаем волны на море сквозь себя. Они просто уходят – их невозможно контролировать, задерживать на месте. Встаньте и почувствуйте движение волн и вам сразу станет легче.

Следующие волны принесут вам с детьми: радость, взаимопонимание, обнимашки, благодарность, уважение, терпение, более крепкую связь – пусть невидимую, но совершенно необходимую. Запомните, дорогие родители: подростковый возраст вашего сына или дочери – не навсегда, рано или поздно он закончится. Постарайтесь сохранить хорошие, доверительные отношения с ребёнком, не оттолкните его запретами и осуждением.

Подростку очень нужна ваша любовь и поддержка, хотя он всеми силами пытается доказать обратное. Автор статьи – Нина Сускина, педагог-психолог. 2 Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту Получить материалы Письмо отправлено!Проверьте электронный ящик Закрыть Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android Мобильное приложение «Где мои дети» Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом.

Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас. Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android Подписывайтесь на нас, чтобы получать новости о сервисе Для нас важна конфиденциальность ваших данных и данных ваших детей © FindMyKids 2017 — 2021 Для нас важна конфиденциальность ваших данных и данных ваших детей © FindMyKids 2017 — 2021 Присылаем статьи, которые помогают родителям. Польза и ничего кроме!

Подросток: от «А» до «Я».

Подростковый возраст: пятая алая ступенька.

Саморазрушение или Поиск себя? Этот вопрос изматывает родителей, наблюдающих поведение подростка.Для ответа на этот вопрос обратимся к 8 возрастным нормативным кризисам. У кризиса два полюса: негативный и позитивный.

В результате выхода из кризиса – вырабатывается качество личности. Если кризис пройден по негативному полюсу – качество будет одно.

А если по положительному – иное. Подростковый возраст – пятый кризис. До него было 4, которые, как фундамент у здания, заложили основы Личности.

Если у ребенка 4 кризиса, предшествовавшие подростковому, пройдены в положительном ключе. Будут заложены задатки или сформированы качества: — Доверие к миру, — Надежда, — Автономия, — Инициатива, — Компетентность, — Ценность себя, — Трудолюбие. Это – прекрасный фундамент для «здания» Личности ребенка.

У такого ребенка к концу подросткового возраста будет сформирована ясная, а не размытая Идентичность.

Ребенок, проходящий возрастные кризисы в положительном полюсе – не пай-мальчик. Протестует, настаивает, хамит родителям, которые стремительно теряют авторитет в его глазах. Но пойти по пути саморазрушения.

Зачем ему это? Он себя любит, уважает, ценит.

Вот если у ребенка первые 4 кризиса пройдены в негативном ключе. И сформированы качества: — Недоверие к миру, — Эмоциональная Зависимость, — Токсический Стыд себя, -Токсическая Вина, — Комплекс Неполноценности, — Неценность себя, — Перфекционизм.

Это – шаткое основание для растущей Личности ребенка. У такого подростка велика вероятность саморазрушительных тенденций и попадания под влияние. По какому пути развития следует Ваш ребенок?.

Подросток: выход в Мир. Подростка важно ввести во взрослую жизнь.

Девочку — в женский мир, а мальчика – в мужской.

Задача возраста: становление сексуально-ролевой идентичности.

Эта инициация принадлежит авторитетным лицам, которые становятся для взрослеющего человека образцом для подражания. Часто это – папа, мама. Однако и другие лица, которыми подросток восхищается и на кого хочет быть похож.

Мужская инициация происходит в группе – будущего мужчину испытывают на возможности.

Для мужской инициации – необходима мужская эмоциональность (кричат, орут). Если в мужской мир мальчика выводит мама, то он станет «вечным сыном». Происходит это потому, что мама не была мальчиком, парнем, мужчиной и не носитель Мужской Личности.

Соответственно, передать сыну мужскую идентичность не в состоянии.

Не мама, а папа помогает освоить подрастающему сыну мужскую социально-ролевую идентичность и «выводит» юношу в мужской мир. Женская инициация происходит индивидуально.Если в женский мир девочку выводит папа, то девочка вырастет «Лолитой» — «вечной папиной дочкой».

Это притормозит психологическое развитие и приведет к спутанности ощущения себя.

Кто выводит в мир вашего ребенка?.Подростки: группирование в стаю.

Ребенок из узкого мира семьи шагает в бурный поток подростков. . В компании подростки:

  • Обнаруживают и осваивают собственную Идентичность;
  • Увеличивают дистанцию с родителями;
  • Ощущают Принадлежность.

.

В группе ребенок пробует взрослые формы поведения – строить отношения; пить; курить. Взрослые формы больше нигде невозможно применить, так как если рядом взрослый – ответственность на нем. Подросток получает опыт равных отношений с ровесниками в отличие от вертикальных отношений с родителями. Приобретается опыт власти, подчинения, сотрудничества, конкуренции.
Приобретается опыт власти, подчинения, сотрудничества, конкуренции.

Нарабатывается Социальная компетенция – умение завязывать эмоционально-значимые отношения, сохранять и завершать.

Родители боятся, что ребенок попадет в плохую компанию. Однако, если нормативные возрастные кризисы пройдены ребенком в положительном ключе – велика вероятность попадания в нормальную подростковую тусовку. Если у вас девочка, а в компании ребята намного старше + алкоголь, возможен ранний секс.

С дочерью важно разговаривать, как со взрослой и объяснять последствия поведения.

Подросткам кажется, что плохое обойдет стороной, ведь жизненный опыт маленький. Начните разговор: «Дочь, если начнешь заниматься сексом, возможно, парень исчезнет и будешь чувствовать себя использованной.

Девочки в этом возрасте хотят романтики, а у мальчиков бушуют гормоны и нужен только секс». Возможно, дочь не услышит. Однако, если столкнется с такой ситуацией — вспомнит эти слова. Пробиться сквозь броню подросткового возраста сложно. Однако, если ребенку угрожает опасность – найдете слова, чтобы достучаться и уберечь.
Однако, если ребенку угрожает опасность – найдете слова, чтобы достучаться и уберечь. У Вас большой интерес к подростковому возрасту.

На что это влияет в вашей жизни?.Подростковый мир аффекта. В подростковом возрасте бурно развивается эмоциональная сфера. Контроль эмоциональных переживаний снижен.

Ребята не в состоянии в полном размере контролировать чувства, которые иногда переходят в аффект. Это – норма возраста. Аффе́кт — лат.

«affectus» — страсть, душевное волнение. Это — эмоциональный процесс взрывного характера, кратковременный и интенсивный. При аффекте эмоция больше человека и захлестывает его. Подросток живет в мире многочисленных аффектов: уносящая «крышу» злобища или резкая влюбленность или ненависть космических размеров.

Подросток живет в мире многочисленных аффектов: уносящая «крышу» злобища или резкая влюбленность или ненависть космических размеров.

Подростка обуревают мощные переживания, неведомые ранее.

Задача возраста – научиться управлять сильными чувствами.

Подростки часто влюбляются. В этом возрасте преобладают фантазии. Отсюда, стремление к романтике.

Жизненного опыта мало. Реальность не замечается и не тестируется.

Желаемое выдается за действительное. В романтическом проекте много драйва и облома. Подросток обжигается и уходит внутрь себя.

Постепенно происходит взросление. Вы озабочены сложным возрастом ребенка?. Подростковое экспериментирование.

Задача возраста – Поиск себя. Бессознательно подросток ищет ответы на вопросы: Кто Я? Какой Я? Кто и что мне подходит?

А что губительно для меня? Это – серьезный процесс, в котором присутствует много сомнений и неуверенности. Чтобы найти ответы на сложные вопросы, подросток много и часто экспериментирует. К концу подросткового возраста накапливается много представлений о себе, которые соединяются друг с другом в причудливой форме.

Что часто шокирует окружающих.

У некоторых — подростковый возраст протекает тихо и гладко. Однако лучше, когда этот кризисный возраст шумно бурлит.

Когда подросток протестует и отвергает навязанные клише и стандарты, начинает лучше понимать себя. Подростковый возраст – бурный процесс, так пусть фонтанирует. Образно в 12 лет ребенок заходит в «торговый центр».

Видит понесли «желтую кофточку» – ему тоже нужна «желтая кофточка». А подходит ли по цвету, размеру, фасону не важно. Задача подростка: выйти из «магазина» в том, что подходит ему: что интересно, является ценностью, с осознанием: это — мое и отличает меня от других людей.

. Говорят о Спутанности идентичности, если молодой человек не знает: кем быть, что хочет, с кем дружить, кто подходит. Если в этих вопросах человек полагается на окружающую среду – он не обрел себя.А Вы обрели себя?.Подростковое обесценивание.

Подросток испытывает на любящем и преданном родителе силу собственных психических возможностей.

Чем надежнее родитель – тем сильнее «удар». Отец или мать сталкивается с беспочвенными претензиями ребенка, пренебрежением и агрессией. Подросток оттачивает на надежном родителе умение общаться с людьми.

Например, учится размещать в контакте такие отрицательные эмоции, как возмущение, негодование, ярость и ненависть. Ведь любящий родитель поймет и простит.

Кроме того, задача подросткового возраста – отделение от родителей.Например, в детстве у мальчика была близкая психологическая связь с мамой – доверял, делился сокровенными тайнами. Как сыну отделиться от такой ангельской мамы? Вот и звучат необоснованные претензии к матери, в истинность которых взрослеющее чадо свято верит.

Это – неосознаваемый процесс, но ребенку так проще отделяться. И двигаться вперед навстречу следующей задаче: поиску Себя.

Не за горами взросление, которое потребует реализовать обретенную Идентичность и строить собственную жизнь.

Подростковый возраст — сложности взросления

» Опубликовано 16.01.2021 Подростковый возраст называют самым сложным периодом в жизни человека. В течение нескольких лет молодой организм претерпевает кардинальные физиологические изменения, формируется мировоззрение и представление о себе, как о личности. Нелегко приходится в период взросления самому ребенку и его родителям.

Но, зная обо всех нюансах возраста, когда человек еще не взрослый, но уже и не маленький, можно избежать многих проблем. Период полового созревания, или пубертат, длится несколько лет. Классик отечественной психологии Д.

Б. Эльконин писал, что возраст подростков распространяется на период с 11 до 17 лет. Всемирная организация здравоохранения расширяет рамки с 10 до 19 лет. Многие современные психологи считают, что критический период в жизни человека длится еще дольше.

Первые его проявления можно заметить у детей уже с 8-9 лет. Завершается же взросление у некоторых людей ближе к 22-23 годам.

Специалисты выделяют 3 этапа взросления. В этот период в организме ребенка начинается активное физиологическое развитие.

На фоне интенсивной выработки гормонов становятся заметными вторичные половые признаки.

Изменения у девочек начинаются с перепадов настроения, повышенной эмоциональности. Девичье тело приобретает более округлые формы, вырисовывается талия, бедра, на лобке, под мышками появляется растительность.

Признаком наступления половой зрелости считаются первые месячные. В норме они приходят в период с 11 до 13 лет.

У мальчиков изменения наступают на 1-1,5 года позже. Признаком начавшегося взросления у будущих мужчин считается:

  1. рост волос на лобке, под мышками;
  2. рост яичек, увеличение размера пениса;
  3. поллюции.

Гормональные перепады провоцируют у мальчиков такие же эмоциональные перепады, как и у девочек. К 15-17 годам период первых серьезных физиологических изменений завершается.

Тело приобретает взрослые формы, стабилизируется работа гормональной системы. Физиологически подросток уже готов к продолжению рода.

Но психологическое взросление еще продолжается. Психика подростков очень нестабильна, что отражается в поведении.

Молодые люди импульсивны, категоричны, склонны к необдуманным поступкам.

С одной стороны, они ощущают в себе силу действовать по-взрослому. С другой, еще не умеют предвидеть последствия своих поступков.

Значимыми людьми в этот период подросткового возраста становятся сверстники.

Юноши и девушки прислушиваются к их мнению, отвергая и считаются устаревшими взгляды родителей.

Начинаясь в 17-18 лет, поздний подростковый период завершается к 20-23 годам.

К этому времени человек приобретает умение рационально мыслить, становится независимым от родителей, часто уже владеет профессией и знает, чего хочет от жизни. Повзрослевший человек уже , становится авторитетом сам для себя. Родителям, учителям необходимо знать, в чем отличия подросткового возраста от других периодов жизни.

Понимание процессов, которые происходят на физиологическом и психическом уровне, позволяет более спокойно, без серьезных потрясений , сохранить теплые отношения с ребенком. Гормональные бури и психологическое взросление, стремление к отделению от семьи создает большую нагрузку. Она становится причиной особого поведения и реакций у подростков.

Они смущаются пристальных взглядов.

Смущение связано с чрезмерно критичным отношением к собственной внешности, болезненным восприятием критики. Взрослеющие дети зависят от мнения друзей, одноклассников.

Под влиянием сверстников могут причинить себе вред.

Подросткам важно показать свою силу и бесстрашие, не “опозориться”.

Особенно опасным считается отрезок времени с 13 до 15 лет. Именно тогда дети часто совершают необдуманные, опасные для себя и окружающих поступки.

Активная гормональная перестройка дает о себе знать не только перепадами настроения, но и снижением памяти.

Детям 13-15 лет часто бывает трудно удерживать внимание на уроках, запоминать новый материал.

Подростки задумываются о своем предназначении в жизни, изучают, что им нравится, а что — не подходит. Это проявляется как в мировоззрении, так и во внешности. Именно поэтому часто можно увидеть подростков в необычной одежде, с пирсингом и татуировками, с окрашенными во все цвета радуги волосами.

Подростками когда-то были все взрослые люди.

Воспоминания о себе в переходный период, о своих поступках, пережитых эмоциях могут помочь родителям понять причины непростого поведения детей. Но сравнивать сына или дочь с собой — не лучшее решение.

Ребенок — совсем другой человек, с собственной психической реальностью и видением мира. Чтобы не потерять контакт с ребенком, стоит:

  • Интересоваться и поддерживать его увлечения. Если не удается заниматься интересным делом вместе, то не критикуйте и не обесценивайте заинтересованность чада.
  • Внимательно слушайте и меньше говорите — правило, которое помогает родителям сохранять доверительные отношения с детьми. Не старайтесь поучать, давать советы до тех пор, пока ребенок сам не попросить об этом. Не забывайте интересоваться его мнением по разным вопросам. Эта придаст подростку ощущение собственной значимости.
  • Обнимайте свое дитя. Подростки, как и раньше, нуждаются в заботливом и теплом отношении. Но нежность стоит проявлять к месту — вряд ли 16-летний юноша или девушка с восторгом воспримет идею пообниматься с мамой на глазах у друзей.
  • Проявить внимание к физическим изменениям, но постарайтесь вести себя деликатно, не акцентировать внимание на внешности ребенка. Стоит подбадривать его, напоминать о том, что вы любите его. Важно помочь справиться с проблемными моментами, которые беспокоят подростка. Если нужно сбросить несколько килограммов, займитесь физкультурой вместе с ним. При необходимости обновить гардероб, помогите с этим.

Примите своего ребенка таким, какой он есть. Не старайтесь сделать из него свою копию или слепить несуществующий идеал.

Ваш ребенок — личность, которой не нужна маска.

Психологический дискомфорт в период активного взросления испытывают не все, но большинство подростков.

Причин для ломки немало — это и физиологические изменения, и неприятие со стороны родителей, отвержение сверстниками, непонимание собственных задач и места в мире. На фоне психологической нестабильности подростковый период становится временем появления серьезных нарушений — депрессии, повышенной тревожности и более тяжелых расстройств психической сферы.

В подростковом возрасте ребенок начинает ощущать себя не как часть родителя, а как отдельную, полноценную личность. Это проявляется в демонстрации своего несогласия с родителями, конфликтах с ними.

Ребенок настаивает на своем мнении — именно его он считает самым правильным.

Не все мамы и папы готовы принять и понять такое поведение еще вчера такого послушного малыша. Подобное неприятие влечет за собой проблемы в отношениях внутри семьи, отстраненность и недоверие со стороны подростка.

Но он нуждается в том, чтобы делиться и получать эмоции, в понимании, чувствовать свою причастность к группе. Находит подросток это в компании сверстников — одноклассников, или друзей со двора. Быстрые изменения в подростке и статичность родителей, их неготовность к изменениям — главная причина проблемы.

Если же мать с отцом проявляют гибкость, не стремятся демонстрировать свой авторитет и с уважением относятся к ребенку, ломка проходит мягко. Основное противоречие, которое не дает покоя подросткам — несоответствие между “” и “мне нельзя”.

Действительно, подросток уже физиологически созрел для продолжения рода, достаточно силен чтобы работать, считает, что так же умен, как взрослые. Но поступать, как взрослые, нельзя.

Ограничение не только в том, что у подростка нет тех прав, которые предоставлены совершеннолетним людям. Особенности строения мозга в возрасте 14-17 лет таковы, что подросткам сложно прогнозировать последствия своих действий.

Отсюда возникает тревожность, страх будущего и неуверенность в своих силах.

Средний подростковый период — время отрицания. Негативизм возникает на фоне того, что ребенок дезориентирован во внутреннем и внешнем мире. Он больше не видит в зеркале знакомого человека, воспринимает окружающий мир не так, как раньше.

Это создает в его душе раздрай, непонимание ситуации. Переход из детства в состояние взросления сопровождается ломкой устоявшихся интересов, разрушением привычных схем поведения.

Для подростка особую трудность представляет соприкосновение с различными психологическими установками, что создает почву для внутреннего и внешнего протеста, отрицания всего и вся. Проявления кризиса независимости Проявления кризиса зависимости

  1. грубость;
  2. желание поступать по-своему;
  3. стремление защищать личное пространство.
  4. негативизм;
  5. отрицание авторитетов;
  1. отсутствие самостоятельности;
  2. избыточное послушание;
  3. возврат к детскому поведению;
  4. подчинение мнению большинства.
  5. зависимость от мнения взрослых;
  6. желание не выделяться, быть “как все”;

Выдержка, спокойствие и понимание требуется от родителей ребенка в период отрицания.

Такое состояние ребенка большинство психологов считает необходимым элементом взросления, а отсутствие отрицания — неблагоприятным признаком.

Завершение пубертата (переходного возраста) приходится на 16-19 лет. В это время оргнизм юношей и девушек сформирован по маскулинному или феминному типу.

Они имеют четкие представления о себе, зачастую уже успевают закончить учебу в школе, определиться с будущей профессией. Пубертат сопровождается активными изменениями в организме.

В большом количестве вырабатываются половые гормоны, развиваются мускулы, меняется голос. Юноша становится сильным, выносливым.

На лице, груди и других частях тела появляется растительность. Трудностью завершающей стадии пубертата может стать повышенная половая активность.

На фоне гормональных перепадов юноши часто проявляют нетерпение, грубость, неуправляемое поведение. Снять эмоциональное и физическое напряжение в этом возрасте подросткам помогают регулярные занятия спортом, посещение группы психологической помощи. В период окончания пубертата важной фигурой в жизни мальчика становится отец, дедушка, тренер или другой уважаемый им мужчина.

Старший товарищ имеет возможность влиять на юношу, передать ему свой опыт, сформировать гармоничную личность. Период полового развития у девушек завершается в 15-16 лет, иногда немного раньше.

Девушки имеют женственную внешность, готовы к воспроизведению потомства. Большинство девушек привлекательны, но сами этого не осознают.

Они уделяют большое внимание изъянам внешности (высыпаниям на лице, лишним килограммам), гиперболизируют их.

Одновременно девушки активно интересуются представителями сильной половины человечества.

Первая влюбленность, желание доказать свою взрослость, часто заставляют девушек совершать необдуманные поступки. Задача родителей подростков — сохранить доброжелательные, доверительные отношения со своими детьми. Тогда подростковый возраст не станет проблемой, а будет восприниматься как ступенька к зрелой, ответственной жизни.