Пенсионные системы зарубежных стран кратко



Пенсионные системы зарубежных стран кратко

Таблица размера пенсий в различных странах мира


Житель любого государства, достигнув установленного возраста, имеет право на получение материальной поддержки от государства, называемой пенсией. Величина пенсионного обеспечения в различных государствах разнится. На размер выплат влияет рабочий стаж, средняя зарплата, средняя величина пенсионного обеспечения на территории государства.

Правительство множества развивающихся государств Евросоюза является заинтересованным в том, чтобы пенсионеры получали выплаты, которых достаточно для удовлетворения всех потребностей.Основное направление множества реформ, связанных с пенсиями, в странах Европы – это повышение пенсионного возраста.В этом присутствует рациональное зерно, потому что многие пожилые европейцы, невзирая на собственный возраст, работают, а значит, имеют стабильный источник средств к существованию.

Справка! Многие наниматели предпочитают содержать в штате лиц пенсионного возраста, а не молодых работников, потому что пожилые люди, как правило, располагают большим опытом, всеми необходимыми для эффективной трудовой деятельности умениями и знаниями.На уровень жизни пожилых людей влияет следующее:

  1. возраст выхода на пенсию. Он зависим от средней длительности жизни, а также от потребительской корзины.
  2. индексирование пенсионного обеспечения с учетом инфляции в государстве;
  3. льготы для пенсионеров;
  4. минимально установленная величина пенсий;

Лучше всего система пенсионного обеспечения развита в таких государствах:

  • Норвежское. Тут установлен самый высокий пенсионный возраст (67 лет). Однако величина выплат компенсирует подобный «недостаток».

    Уровень жизни в норвежском государстве достаточно высокий, даже если учесть большие налоги, выплачиваемые рабочими и бизнесменами.

  • Французское. Здесь пенсии полностью зависят от стажа и зарплаты.

    Пенсионерами французы становятся с 60 лет.

  • Чешское.

    Здесь можно получать пенсию с 58 лет. Средняя величина выплат – 1 тыс.

    долларов.

  • Датское. Дания считается «Меккой» для стариков. Граждане других государств Европы хотят работать именно в Дании, чтобы в дальнейшем получать выплаты, средний размер которых – 2.8 тыс. долларов ежемесячно.
  • Финское.

    Средняя величина выплат в Финляндии –1.9 тыс. долларов. Размер пенсионного обеспечения зависим от наработанного стажа и зарплаты.

  • Германское.

    Примерно 25 процентов немцев получают пенсионные выплаты, средний размер которых составляет 850 евро. Кроме того, каждый пенсионер может рассчитывать на поддержку от государства, заключающуюся в возможности не платить за коммуналку.

Средний размер пенсионного обеспечения в Соединенных Штатах Америки составляет 1.2 тыс.

долларов. Стать пенсионером можно с 62 лет. При этом уйти на пенсию можно и позже, вплоть до 67 лет. Чем позже человек перестает работать, тем больше денег он будет получать в дальнейшем.

Средняя длительность жизни в Америке – 78 лет. Справка! Всего с заработной платы гражданина удерживается 15.3 процента на социальные нужды.

50 процентов от этой суммы уплачивает сам гражданин, 50 процентов – наниматель.Кроме того, в Америке действует множество программ, которые позволяют гражданам самим копить на свою жизнь в старости. К примеру, существуют особые накопительные счета, освобожденные от налогообложения.Одиноким пожилым людям государство ежемесячно выплачивает примерно 0.5 тыс. долларов. Семьи из 2 человек получают 0.9 тыс.

долларов на двоих. Средняя заработная плата в государстве – 4.5 тыс. долларов. Как и остальные социальные выплаты, пенсионное обеспечение каждый год индексируется из-за повышения цен.Не все граждане получают приведенные выше суммы. Если у австралийца имеется жилье, стоящее дороже 160 тыс.

долларов, величина пенсионного обеспечения понижается. На все остальные виды собственности установлено ограничение в 280 тыс.

долларов. Гражданин может совсем остаться без пенсионных выплат, если является собственником дорогостоящего имущества.Люди, которые имеют большие доходы, стремятся не переходить за установленный законодательно предел. Разумеется, им важна не столько сама пенсия, сколько льготы для пенсионеров.Отличительной чертой пенсионной системы китайского государства является то, что работники сельскохозяйственной сферы не получают никакого материального обеспечения.Получать пенсию в Китае вправе только менеджеры, государственные служащие и сотрудники заводов.Лица мужского пола начинают получать выплаты в 60 лет, женского – в 50.

Женщины, работавшие менеджерами, становятся пенсионерками в 55 лет.В общем, невзирая на значительный подъем экономики, который показывает государство в последние 30 лет, большинство вопросов, касающихся пенсий, остаются неразрешенными. Средний размер пенсионных выплат в китайском государстве – всего 80 долларов. Подобная ситуация обусловлена большим количеством стариков в Китае, эта нация признана стареющей.

В течение своей трудовой деятельности гражданин перечисляет государству 11 процентов собственной заработной платы.

При этом 4 процента отчисляются автоматически, а остальные 7 процентов вносит компания-наниматель.Чтобы приобрести возможность оформления базовой пенсии, требуется проработать в фирме, которой владеет государство, больше 15 лет.В Японии дела обстоят совершенно иначе.

Средняя величина пенсионных выплат в Японии – примерно 700 долларов. Это дает возможность пожилым японцам не испытывать недостатка в деньгах и жить комфортной жизнью. Данной суммы хватает и на еду, и на внесение платежей по коммуналке, и на отдых.

Справка! Стать пенсионером в Японии можно в 65 лет. Кроме того, начать получать пенсию можно и раньше, с 60 лет.

Однако в таком случае размер выплат будет уменьшен на 25 процентов. Наоборот, если стать пенсионером в 70 лет, размер выплат повысится на 25 процентов.Соответственно со статистическими данными, в Японии самая высокая продолжительность жизни.

Количество японцев, которые старше 100 лет, больше 60 тыс. человек. Средняя длительность жизни в Японии равняется 84 годам.Эксперты полагают, что жить долго японцам помогает здоровое питание. Они употребляют много риса, сои, рыбы.

Также, становясь пенсионером, японский гражданин не перестает жить активно.

Пенсионеров из Японии возможно встретить в любой части мира.Приведем цифры размера пенсий в Российской Федерации и европейских странах по состоянию на 2018 год:СтранаСредняя пенсия, долларыРоссия285Германия1200Испания1190Швеция833Италия583Венгрия400Становится ясно, что в европейских странах пенсии гораздо выше, чем в России. Даже в Венгрии пожилые люди получают больше, чем в РФ, что уж говорить о таких странах, как Германия и Испания.

Однако нужно учитывать, что цены в европейских странах, как и налоговые взносы, достаточно высокие, особенно если сравнивать с Российской Федерацией.Предлагаем посмотреть видео-сюжет с полезной информацией:Может быть полезно:

Пенсионные системы мира: европейские страны, США, Япония и другие

Член Союза Журналистов России.

Победитель конкурса «Золотое перо» Недавно появилась информация, согласно которой российским гражданам придется отчислять часть заработка на создание индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Содержание статьи [развернуть] Затем Министерством финансов разработан новый законопроект . Инициатива связана с разработкой новой системы накопительной пенсии, условиями которой предполагается, что отчисления на будущую пенсию могут быть только на добровольной основе.
Инициатива связана с разработкой новой системы накопительной пенсии, условиями которой предполагается, что отчисления на будущую пенсию могут быть только на добровольной основе. ИПК же предполагал “отчисления по умолчанию”.

Федеральная власть занимается модернизацией системой дополнительного пенсионного обеспечения.

Правда, о каких-то принципиально новых изобретениях в этом речь можно не вести. В настоящее время за рубежом существуют различные пенсионные системы. Значительная их часть основывается на государственных выплатах и накоплениях, созданных людьми.

Интересно: Страны, где отсутствуют пенсии по старости: Вьетнам, Гондурас, Индия, Ирак, Китайская Народная Республика, Нигерия, Пакистан, Таиланд, Танзания, Филиппины.

У американцев существует возможность для получения двух пенсий. Размер государственной – в среднем 1400 долларов (в месяц).

Ее размер зависит от штата, где живет пенсионер. Размер выплат, которые делаются работодателем за сотрудника, составляют 6,2% от его заработка. К этому добавляется еще 1,45% в качестве возмещения расходов на медицинскую страховку в старости.

Пенсионный возраст в Соединенных Штатах – 67 лет. На пенсию можно выйти раньше, но тогда размер пенсии окажется меньше.

Если же человек становится пенсионером позже установленного возраста, ему полагается доплата.

В случае, когда человек не доживает до пенсии, часть накопленных за время его работы денег достается супругу. Если человек не смог заработать пенсию (к примеру, нет минимального десятилетнего стажа), он получает социальное пособие.

Это около 40% от среднего заработка в США.

Интересно: для мужчин и для женщин с указанием средней продолжительности жизни и средней пенсии. Вторая пенсия – накопительная. В числе самых известных программ добровольного страхования – IRA (Individual Retirement Account) и план 401к.

При последнем варианте счет открывает не гражданин, а работодатель.

Он, как и сам гражданин, могут делать отчисления для будущей пенсии. Любые пенсионных взносы освобождаются от налогов. Кроме того, они застрахованы Benefit Guaranty Corporation.

Каждый американец имеет право управлять пенсионным счетом.

Он может вкладывать деньги инвестиционные фонды, в ценные бумаги.

А еще пенсионные накопления человек может использовать для оплаты обучения, получения или выплаты кредита. В этой стране возраст выхода на пенсию – 65 лет. Ее размер не зависит от стажа и отчислений.

Главным является наличие гражданства и проживания на территории Новой Зеландии в течение минимум десяти лет. Размер пенсии зависит от средней зарплаты в стране и от таких факторов, как состоит ли пенсионер в браке, размер пособий и компенсаций, получаемых супругом. Одинокие пенсионеры получают больше всего.

Их месячное пособие – 1400 – 1800 новозеландских долларов (800 – 1200 долларов США).

Кроме того, при необходимости государство предоставляет пенсионерам некоторые льготы. А еще у граждан есть возможность участия в системе, предусматривающей накопительное страхование. Существует несколько ее схем.

Отдавать на будущую пенсию надо от 3% до 10% от заработка. Вклад в будущую пенсию человека делают также работодатели (минимум 3%) и государство. Финансирование последнего находится в прямой зависимости от уровня взносов работодателя и гражданина. Управляющий пенсионными счетами предлагает различные схемы инвестирования.
Управляющий пенсионными счетами предлагает различные схемы инвестирования. Они отличаются степенью риска.

Но сбережения можно вкладывать и в различные фонды.

Человек, владелец счета, может воспользоваться деньгами для приобретения первого жилья в том случае, если он оказался в затруднительной финансовой ситуации. Отказаться от уплаты взносов в KiwiSaver можно только на основе собственного письменного заявления. В Японии пожилые люди – это почти третья часть жителей страны.

Минимальный размер пенсии – 600 долларов, размер средней – 1500 долларов.

Поскольку население страны стареет, власть намерена повысить пенсионный возраст до 70 лет.

Сейчас он 65 лет. Однако у японцев есть право выходить на пенсию раньше, но в таком случае размер пенсии окажется на треть меньше. Выплаты для будущей пенсии должны делать все, живущие в Японии. Это касается и иностранцев, и студентов. Платить следует после достижения 20-летнего возраста. Каждый участвует или в государственной пенсионной системе, или в профессиональной.
Каждый участвует или в государственной пенсионной системе, или в профессиональной.

Все зависит от сферы, в которой он работает.

Если фонд государственный, то деньги поступают в пенсионный фонд Японии (GPIF).

Базовая пенсия выплачивается этим фондом всем пенсионерам, в том числе предпринимателям, фермерам и прочим, именуемым в настоящее время в России .

Главное – человек должен каждый месяц перечислять взносы. Их размер фиксированный. Это 150 долларов.

Чтобы получить право на пенсию, человек должен проработать 25 лет. Чтобы получать трудовую (профессиональную) пенсию, японцу, работающему по найму, нужно делать взносы в размере 18,3% от получаемого дохода. При этом половина суммы выплачивается работодателем. В числе десяти пенсионных систем, признанных лучшими в мире, существующая в Швейцарии.

В числе десяти пенсионных систем, признанных лучшими в мире, существующая в Швейцарии.

Причина не только в том, что она лидер по доходам пенсионеров, поскольку государственные выплаты – 1200 долларов. Значительная часть пенсионеров в стране получают от 60% до 80% от зарплаты, которая им выплачивалась. Пенсионное обеспечение находится на высоком уровне и считается лучшей пенсионной системой в мире за счет того, что в Швейцарии существует трехуровневая пенсионная система.

Это базовая государственная пенсия, трудовая пенсия и частичное добровольное пенсионное страхование. Государством гарантируется жителям страны, находящимся на пенсии, прожиточный минимум, в том случае, когда они достигают пенсионного возраста: 65 лет – мужчины и 64 лет – женщины или инвалиды.

При необходимости производится индексация выплат. После достижения 18-летнего возраста все граждане должны выплачивать взносы в систему государственного пенсионного страхования AHV.

Итоговые выплаты зависят от общей суммы взносов, а также от стажа. Одновременно государством пенсии софинансируются. Взносы на будущие пенсии сотрудников выплачивает и работодатель.

Он участвует с ними в равных пропорциях в BVG (Berufliche Vorsorge) – система профессионального страхования. Однако на трудовую пенсию могут накопить лишь те граждане, годовой доход которых – более 21,3 тысячи франков (21,7 тысячи долларов). Все поступления размещают в фондах, инвестируют в акции, облигации и недвижимость.

Третьим этапом пенсионной системы в Швейцарии является уровень, основанный на добровольности. Взносы оплачиваются гражданами самостоятельно (до 20% от дохода). Программы для пенсионеров предлагаются частными фондами, крупными страховыми компаниями, банками.

Отдельные из них предоставляют бонусы. Они предлагаются в виде страхования жизни, здоровья, гарантированных выплат.

Кроме того, человек может использовать деньги для приобретения жилья или открытия бизнеса. Самым лучшим примером высокой пенсии, при условии, когда на нее не делаются отчисления, является пенсионная система в Норвегии. Размер пенсий в этой стране уступает лишь тем пенсионным выплатам, которые получают в Дании.

Благодаря государственным дотациям средняя пенсия может доходить до 2800 долларов.

Как следует из данных Норвежской ассоциации пенсионеров, в настоящее время минимальной пенсией в стране является сумма в 1500 долларов, средняя пенсия – 2300 долларов. Причина такого успеха простая.

Норвегия – нефтедобывающая страна. Деньги, которые поступают в суверенный фонд (Government Pension Fund Global, GPFG), руководством Норвегии используются для инвестиций.

В отличие от российских , норвежский пенсионный фонд вкладывает деньги в ценные бумаги и недвижимость в зарубежных странах. Как следует из данных Norges Bank, 70% всех средств, имеющихся в фонде, вложены в акции.

Актив фонда – это более триллиона долларов. По итогам 2018 года доходность управляющих GPFG составила 6,1%.

В 2017 году показатель составлял 14%. Для получения права на полное пенсионное обеспечение жители Норвегии должны иметь стаж 40 лет. Пенсионный возраст – 67 лет. Размеры взносов в систему национального страхования находятся в зависимости от работы гражданина: по найму или самозанятый.

Платить нужно от 8% до 11,5%. А еще жители страны участвуют в профессиональных пенсионных программах (принцип софинансирования) или копят деньги самостоятельно.

В Италии жесткие требования к пенсионерам смягчены.

Это одна из небольшого списка стран, пошедших таким путем. Пенсионная реформа здесь проведена в 2011 году. Пенсионный возраст (право на государственную пенсию по старости) – это 67 лет.

В августе 2021 года в силу вступила еще одна поправка, предоставляющая различные варианты выхода на пенсию ранее названого возраста.

Социальная пенсия в Италии – это 448 евро в месяц. Если есть минимальный трудовой стаж (25 лет), то размер выплаты увеличивается и достигает 542 евро. Если человека – 42 года и 10 месяцев, ему начисляют трудовую пенсию. Необходимый стаж для женщин – 41 год 10 месяцев. В настоящее время трудовая пенсия – это (в среднем) 71% от средней зарплаты.
В настоящее время трудовая пенсия – это (в среднем) 71% от средней зарплаты.

В пенсионной реформе 2011 года предусмотрен полный переход к накопительной системе. Ежемесячные взносы, отчисляемые работниками, называются «контрибуты».

Они поступают в Национальный институт соцобеспечения (INPS). Второй вариант – «профессиональные кассы».

Перечисленные средства расходуются не только на будущие пенсии, но и на выплаты по больничным листам и компенсаций, если человек потерял работу (до двух лет). «Контрибуты» рассчитываются по довольно сложной системе. Учитывается профессия, позиции и вид занятости.

Размеры их ежегодно изменяются.

Выплаты за наемного работника делаются работодателем. Указаны значения средней пенсии в национальной валюте страны и в долларах США.

  1. Канада 573 канадских долларов – 6095 $
  2. Португалия 540 евро – 647 $
  3. Австрия 2 260 евро – 2 700 $
  4. Кипр 1 300 евро – 1 358 $
  5. 50 евро – 1 018 $
  6. Германия Для мужчин – 1 013 евро (1 214$); Для женщин – 591 евро – 708 $
  7. Соединённые Штаты Америки 1 160 долларов – 1 160 $
  8. Турецкая Республика 500 турецких лир – 112 $
  9. Мексика 1 000 долларов – 1 000 $
  10. Норвегия 15 000 норвежских крон – 1 842 $
  11. Дания 2 800 евро – 3 356 $
  12. Нидерланды 2 292 евро – 2 700 $
  13. Чили 157 952 чилийских песо – 250 $
  14. Аргентина 2 757 песо – 110 $
  15. Великобритания 610 фунтов стерлингов – 830 $
  16. Эстония 410 евро – 491 $
  17. Япония 166 022 японских йен – 1 500$
  18. Болгария 200 левов – 122 $
  19. Азербайджан 216 азербайджанских манатов – 127 $
  20. Иран 4410008 иранских риалов – 105 $
  21. Швейцария 2 000 франков – 1 112 $
  22. Кувейт 906 кувейтских динаров – 3 000 $
  23. Чехия 420 евро – 503 $
  24. Испания 908 евро – 1 088 $
  25. Хорватия 1 340 кун – 214 $
  26. Объединенные Арабские Эмираты 10 200 дирхамов – 2 780 $
  27. Бразилия 75 000 форинтов – 665 $
  28. Словакия 385 евро – 461 $
  29. Италия 1 000 евро – 1 198 $
  30. Франция 1 000 евро – 1 198 $
  31. Белоруссия 398 белорусских рублей – 250 $
  32. Корея 204 952 корейских вон – 190 $
  33. Венгрия 75 000 форинтов – 285 $
  34. Ирландия 1 600 евро – 1 918 $
  35. Израиль 6 800 шекелей – 1 890 $
  36. Румыния 640 леев – 163 $
  37. Новая Зеландия 400 новозеландских долларов – 276 $
  38. Польша 382 евро – 450 $
  39. Литва 255 евро – 305 $
  40. Россия 13000 рублей – 200 $
  41. Швеция 1 697 шведских крон – 2 000 $
  42. Сингапур 336 сингапурских долларов – 250 $
  43. Казахстан 66 050 тенге – 201 $
  44. Финляндия 1 210 евро – 1 450 $
  45. Австралийский Союз 1 800 австралийских долларов – 890 $

000000 Читайте также Россия и мир 216 Все о пенсии 16 Все о пенсии 69 Все о пенсии 74 Россия и мир 680 Все о пенсии 37 Все о пенсии 15 Все о пенсии 15 Все о пенсии 40

Пенсионные системы зарубежных стран

Раскрыть понятие пенсионной системы; ·Изучить пенсионные системы Великобритании, ФРГ, Франции, Нидерланд, Швеции и США; ·Определить особенности пенсионной системы за рубежом.

В большинстве стран мира до сих пор преобладает пенсионная система, основанная на принципе «солидарности поколений», когда пенсии выплачиваются из обязательных платежей, которые в настоящее время платят работающие граждане. Эта система на Западе именуется «Pay as You Go» (PAYG), что можно перевести как «выплата по ходу». Это так называемая первая опора существующих в разных странах пенсионных систем.

Однако эта «первая опора» становится все более шаткой. Она подтачивается старением населения развитых стран, в результате чего уменьшается соотношение числа работающих и количества пенсионеров. Рост среднего уровня жизни требует установления все более «щедрых» пенсий.

Это приводит к увеличению обязательств государства перед пенсионерами, к вынужденному росту обязательных пенсионных отчислений, к росту расходов на финансирование пенсионной системы PAYG, которые даже в самых благополучных странах достигают 10% ВВП Решением проблемы является переход к более современным и эффективным системам — «второй опоре», основанной на взносах предприятий и возможности инвестирования этих активов, а также к добровольным пенсионным накоплениям граждан — так называемой третьей опоре пенсионной системы. ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В современном мире любая пенсионная система — это система социальной взаимопомощи. Сама идея пенсионного обеспечения в свое время возникла как ответ на одну из вечных проблем человечества: как обеспечить средствами к жизни человека в старости, когда он утрачивает доходы от трудовой деятельности, ранее получаемые им [1, с 175].

Таким образом, в центре пенсионной системы, как правило, находится трудовая пенсия, выполняющая функцию переноса дохода людей из трудоспособного этапа жизни на период, когда человек теряет способность к труду. Поэтому пенсия — это, прежде всего, социальная компенсация тому, кто не может получать зарплату в связи с достижением пенсионного возраста и уходом с рынка труда. Однако на этом социальная функция пенсии не исчерпывается — она должна обеспечивать не только необходимые, но и достойные условия жизни для тех, кто не получал высоких зарплат и не смог заработать большую пенсию.

Существуют два основных механизма финансирования трудовой пенсии. Перераспределительный механизм основывается на принципе солидарности поколений, что означает осуществление расходов на выплату пенсий действующим пенсионерам за счёт занятого населения, предполагая, что ныне трудоспособные граждане смогут в будущем рассчитывать на трудовые пенсии, оплачиваемые из доходов следующего поколения трудящихся.

Это означает зависимость устойчивости подобной пенсионной системы от соотношения числа получателей пенсии и числа плательщиков взносов в систему [1, с 178].

Накопительный механизм финансирования пенсии предполагает создание в течение трудоспособного периода жизни человека сбережений, впоследствии использующихся для выплаты пенсий в пользу данного лица. Во второй половине XX века основную роль в национальных системах пенсионного обеспечения развитых стран играли государственные пенсионные системы, основанные на перераспределительном механизме. В среднесрочном аспекте, исключающем колебания уровня занятости, основным фактором, определяющим устойчивость перераспределительных пенсионных систем, является возрастная структура населения, точнее, соотношение численности населения, находящегося в трудоспособном возрасте, и численности населения, находящегося в возрасте старше трудоспособного.

Современная общемировая демографическая тенденция старения населения, проявляющаяся особенно отчётливо в развитых странах, приводит к росту нагрузки на население трудоспособного возраста в рамках перераспределительных пенсионных систем.

Это обстоятельство стало причиной волны реформ пенсионной системы, начавшейся в развитых странах в 1980-х гг. Проблема соответствия пенсионной системы демографической структуре населения широко обсуждается в исследованиях.

Большое внимание проблеме реформирования пенсионных систем уделяют международные организации, в частности, Всемирный банк.

Под его эгидой был разработан и регулярно обновляется комплекс рекомендаций [1, с 195].

На этом можно сделать вывод, что существуют два основных механизма финансирования трудовой пенсии. Перераспределительный механизм основывается на принципе солидарности поколений, что означает осуществление расходов на выплату пенсий действующим пенсионерам за счёт занятого населения, предполагая, что ныне трудоспособные граждане смогут в будущем рассчитывать на трудовые пенсии, оплачиваемые из доходов следующего поколения трудящихся [1, с 196].

ГЛАВА 2. ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА В ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ 2.1 Пенсионная система Великобритании Система государственного пенсионного обеспечения Великобритании — одна из старейших в мире. Первые государственные пенсии здесь начали выплачиваться в 1908 году, когда был принят закон «О пенсии по возрасту».

Современная пенсионная система в Великобритании, как и во многих других развитых странах, многоуровневая.

Причем по международным меркам она чрезвычайно сложна, даже в рамках обязательного пенсионного обеспечения предлагается широкий выбор вариантов [5].

Его основным элементом является базовая государственная пенсия (Basic State Pension, BSP). Ее получают мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет[5], выплачивавшие необходимое число лет страховые взносы.

Если доход работника выше установленной величины, он выплачивает эти взносы и таким образом зарабатывает специальный страховой стаж.

В зависимости от этого стажа и определяется размер базовой пенсии.

Базовая пенсия не может быть выше определенного уровня [5]. Долгое время размер базовой государственной пенсии индексировался в соответствии с ростом цен, что привело к уменьшению ее доли в совокупных пенсионных выплатах. В рамках базового уровня возможно также получение пенсионного пособия, или минимального гарантированного дохода (Minimum Income Guarantee, MIG), который финансируется из общих налогов.

Пособие назначается на основании проверки доходов пенсионера. Если размер получаемых государственных, частных пенсий и размер сбережений ниже определенной величины, то дополнительно назначается пособие в установленном размере.

Это пособие может выплачиваться начиная с 60-летнего возраста. С 2003 года минимальный гарантированный доход трансформируется в пенсионный кредит (Pension Credit, PC).

Главной отличительной особенностью пенсионного кредита является то, что выплаты такого пособия начинаются с 65-летнего возраста. Второй обязательный уровень. Также является распределительным и финансируется за счет взносов работника. В отличие от пенсии, выплачиваемой на базовом уровне, здесь существует прямая связь между размером пенсии и размером уплачиваемых взносов.

По умолчанию (при отсутствии выраженных предпочтений) второй уровень обеспечивается государственной пенсионной программой, предусматривающей выплаты, пропорциональные заработкам. Работник, не желающий участвовать в государственной пенсионной программе, может выйти из нее, однако в этом случае он обязан участвовать в какой-либо схеме дополнительного пенсионного обеспечения.

Государственная пенсионная программа (State Earnings Related Pension Scheme, SERPS) была создана для того, чтобы обеспечить пенсию, привязанную к заработку, тем, кто не участвовал в профессиональных пенсионных системах. Начиная с 2002 года эта пенсионная программа постепенно заменяется программой «вторая государственная пенсия» (State Second Pension, S2P), которая должна обеспечить достойный уровень пенсий для лиц с малым доходом и инвалидов [5].

Практика показывает, что молодые люди и граждане с высоким доходом охотней переходят из государственной пенсионной системы в дополнительную, тогда как граждане с малым доходом преимущественно остаются в государственной пенсионной программе. В среднем коэффициент замещения, обеспечиваемый обязательными пенсионными схемами, составляет 47,6%. Дополнительное пенсионное обеспечение В Великобритании существует множество различных способов накопления частных пенсий.

Наибольшее распространение получили профессиональные пенсионные системы. Работники заключают коллективный договор с работодателем, на основании которого он отчисляет взносы на пенсионное обеспечение и формирует пенсионные выплаты.

Большинство профессиональных пенсий используют механизм установленных выплат, т.

е. размер выплат соответствует определенной доле последней заработной платы.

Также используются схемы с установленным размером взносов — в них уровень пособий становится известным только при фактическом оформлении пенсии и зависит от размера взносов, инвестиционного дохода, возраста выхода на пенсию и т. д. Гражданин может также копить пенсию с помощью системы персональных пенсий, действующей на основе индивидуальных пенсионных сберегательных счетов с установленным размером взносов.

Немаловажную роль в системе пенсионного обеспечения Великобритании играют страховые компании, предоставляющие множество услуг по дополнительному пенсионному обеспечению населения, начиная от личного страхования служащих и заканчивая пенсионным обеспечением по профессиональным схемам.

Дополнительное пенсионное обеспечение существенно дифференцирует пенсии: суммарный коэффициент замещения по обязательной и добровольной схемам для самых богатых пенсионеров («верхние» 5%) составляет 87%, а для самых бедных («нижние» 5%) — лишь 21%. 2.2 Пенсионное страхование в Федеративной Республике Германии Модель пенсионной системы, сложившейся в ФРГ, характерна для Австрии, Италии, Франции и большинства других стран Западной Европы. В целом система защиты старости в ФРГ характеризуется сосуществованием ряда различных отдельных систем.

В настоящее время эти отдельные системы значительно отличаются друг от друга, например, по кругу застрахованных лиц, по принципам финансирования и предоставления услуг и пособий, по организационным структурам, а также по уровню защиты, к которой стремятся эти структуры. Несмотря на существующие значительные различия, вся система предоставления защиты старости в Федеративной Республике Германии характеризуется как «система трех уровней» [3, с 36]. К первому уровню защиты в старости относятся все те отдельные системы, которые функционируют на основе законодательных норм и являются обязательным для определенного круга лиц.

В целом в ФРГ существуют четыре «обязательные системы» такого типа: ·установленное законом пенсионное страхование, которое является обязательной системой для рабочих и служащих, а также для некоторых особых категорий самозанятого населения (например, деятели искусств и публицисты; лица, имеющие ремесленные специальности; надомники и т.д.); ·пенсионное обеспечение чиновников, которое является обязательной системой для госаппарата; ·помощь по старости для фермеров, представляющая собой обязательную систему для всех фермеров, а также для членов их семей; ·пенсионное обеспечение по профессиональным группам, которое представляет собой обязательную систему для так называемых лиц свободных профессий (врачи, аптекари, ветеринары, архитекторы, адвокаты, нотариусы и другие) [3, с 36]. Ко второму уровню защиты в старости относится обеспечение по старости от предприятий.

Многие предприятия выплачивают своим бывшим сотрудникам при выходе на пенсию по возрасту так называемые пенсии от предприятий дополнительно к пенсиям, заработанным в системе установленного законом пенсионного страхования. Однако в ФРГ эта форма защиты в старости не является обязательной, она добровольная. В конечном итоге предприятие само решает, будет ли оно предоставлять пенсии от предприятия, и если да, то в каком объеме.

Система оформления предоставления пенсий от предприятий может быть оговорена в тарифном соглашении между профсоюзами и ассоциациями работодателей.

Эта форма защиты в старости также является добровольной. В данном случае каждый может сам принимать решение, будет ли он что-то предпринимать для обеспечения своей старости, и если да, то в каком виде и в каком объеме. Для этого приемлемы все формы создания частного капитала.

Типичной формой создания частного капитала является заключение договора о страховании жизни с целью накопления средств или заключение индивидуального договора о пенсионном страховании. Особое значение в общей системе предоставления защиты в старости имеет установленное законом (обязательное) пенсионное страхование. % всего населения в возрасте от 15 до 65 лет являются застрахованными лицами.

Объем выплат в системе установленного законом пенсионного страхования составляет около 63% от объема услуг и пенсий, предоставляемых всей системой защиты в старости [1, с 398]. Основным принципом для исчисления индивидуального размера пенсии является принцип зависимости размера пенсии от размера заработной платы и факта уплаты страховых взносов. Смысл данного принципа заключается в том, что размер пенсии застрахованного лица, в основном, зависит от того, как долго данное лицо было застраховано в системе пенсионного страхования и какую по размеру зарплату застрахованный получал в период уплаты страховых взносов.

Другим составным элементом установленного законом пенсионного страхования является динамика увеличения размера пенсий. Это означает, что после назначения пенсии приобретенные на пенсию права в течение жизни индексируются в зависимости от изменения размера средней заработной платы, с тем чтобы пенсия лица, получавшего среднюю зарплату в течение 45 лет, равнялась бы на момент выхода его на пенсию по достижении возраста 65 лет 70% «чистой» средней зарплаты работающих по найму.

При этом подразумевается, что в дальнейшем пенсия будет ежегодно индексироваться (динамизироваться) в той же степени, в какой будут меняться размеры средней заработной платы лиц, работающих по найму. Таким образом, гарантируется то, что пенсионеры принимают участие в реальном приросте дохода лиц, работающих по найму. Государственная пенсионная система Германии до сих пор одна из самых консервативных.

Пенсионный возраст в Германии общий для мужчин и женщин — 65 лет (с 2012 до 2030 гг. будет 67 лет). Пенсия имеет распределительный характер и зависит от уровня зарплаты и трудового стажа. Работник и работодатель отчисляют в государственный пенсионный фонд одинаковый процент, который в сумме составляет 19,4% от фонда оплаты труда [1, с 402].

2.3 Пенсионное страхование во Франции Пенсионная система Франции включает в себя большое количество различных пенсионных схем, зависящих от профессиональной группы работника.

Наиболее значимы две схемы: ‘общая охватывающая наемных работников частного сектора, и ‘специальная предназначенная для работников государственного сектора.

Управление схемами осуществляется на паритетных началах ‘социальными партнерами’, т.

е. представителями профсоюзов или ассоциаций работников, с одной стороны, и работодателей — с другой (под контролем государства) [5]. Современная пенсионная система Франции состоит из трех уровней.

Первый уровень — это схема, основанная на распределительном принципе (PAYG) и финансируемая за счет взносов работника и работодателя.

Она рассчитывается как на основе формул с установленными выплатами, так и на основе формул с установленными взносами. Предусмотрен также минимальный уровень пенсий для пенсионеров старше 65 лет с низким уровнем доходов.

Такие пенсии финансируются из общих налогов. В настоящее время минимальные пенсии получают 8,1% граждан старше 65 лет. Для наемных работников частного сектора пенсия первого уровня состоит из двух частей: базовой и дополнительной.

Базовая пенсия рассчитывается как часть средней заработной платы за лучшие годы трудовой деятельности. Дополнительная часть функционирует на основе принципа PAYG и является схемой с установленными взносами. Второй уровень — это профессиональные добровольные схемы (Plan Partenarial DEpargne Salariale Volontaire pour la Retraite, PPESVR), которые могут основываться на принципе PAYG или быть полностью накопительными (в зависимости от профессиональной группы работника).

Третий уровень — это индивидуальные добровольные пенсионные планы (Plan DEpargne Individuelle pour la Retraite, PEIR).

В 2010 году около 46% домохозяйств Франции участвовали хотя бы в одной частной пенсионной программе [1, с 493].

В заключении можно сказать, что зарубежный опыт в области пенсионного обеспечения позволяет извлечь немало полезных уроков, главный из которых заключается в том, что любое механическое заимствование моделей и механизмов социальной защиты населения, даже хорошо зарекомендовавших себя в других странах, без учета конкретных социально-экономических, политических, социокультурных и социально-психологических особенностей и условий нежелательно и невозможно.

Общемировой опыт показывает, что накопительные системы формируются и получают значительное распространение, уровень жизни престарелых поддерживается за счет государственных распределительных пенсионных программ, введенных в более ранний период. Таким образом, основным методом финансирования является так называемый метод pay-as-you-go system (PAYGS), основанный на финансировании текущих выплат текущими доходами. 2.4 Пенсионная система в Нидерландах Первый закон о социальном страховании в Нидерландах был принят в 1901 г.

В нем речь шла о страховании от потери доходов в случае утраты трудоспособности вследствие несчастного случая на рабочем месте. Это было скромное начало: страхование действовало только в отдельных отраслях с большим количеством несчастных случаев. До 1940 г. система социального обеспечения развивалась очень медленно.

Причина этого заключалась в постоянных политических разногласиях по вопросу о том, кто должен быть исполнителем социального страхования, государство или социальные партнеры (работодатели и организации работников).

·обеспечить каждому жителю Нидерландов с 65-летнего возраста пособие на уровне социальных минимальных выплат.

Для этого в 1957 г. был издан закон о всеобщем пенсионном обеспечении по старости, всеобщем страховании; ·дать каждому работнику возможность накопления средств на дополнительную пенсию с тем, чтобы конечный результат являлся отражением уровня доходов, получаемых человеком; ·с помощью благоприятных налоговых условий предоставить возможность каждому покупать различного рола услуги по социальному обеспечению [4].

Последнее особенно важно для лиц, занятых малым предпринимательством.

Эти цели кажутся очевидными, однако они существенно отличаются от принципов, реализуемых, например, в Великобритании или Германии. В результате многолетнего правления консерваторов в Великобритании вмешательство государства в систему пенсионного обеспечения сведено до минимума.

Работник вынужден сам о себе заботиться. Даже в том случае, если работодатель предложит ему стать участником пенсионной системы, работник не обязан соглашаться на это. В Германии же пенсия является делом работодателя.

Пенсионное обеспечение в этой стране — средство «привязки» работника к предприятию: если человек уходит с предприятия, то он не может взять с собой средства, накопленные на пенсию. В то время как в Нидерландах это гарантируется законом. Преимущество нидерландского подхода заключается в том, что вопрос пенсии не препятствует мобильности на рынке труда.

Три цели пенсионной политики в Нидерландах привели к образованию системы, которую мы называем «системой трех основ».

Первая основа — выход на пенсию в 65 лет — предусмотрена законом о всеобщем пенсионном обеспечении по старости, принятым в 1957 г. Прожив 50 лет в стране, человек получает право на пенсию по старости: для женатых 100% месячной зарплаты (нетто 27 тыс. гульденов), для одиноких 70% месячной зарплаты.

Кроме этого выплачиваются отпускные в размере 8%. Закон о всеобщем пенсионном обеспечении по старости финансируется на основе распределения; источник выплачиваемых пенсий в текущем году — взносы, уплачиваемые работающими в этом же году. Затраты на обеспечение по старости достигли 36 млрд.

гульденов. В настоящее время, согласно закону о все общем пенсионном обеспечении по старости, право на пенсию по старости имеют 2,2 млн.

человек. Недавно было решено зафиксировать процент суммы взноса и покрывать дефицит из государственного бюджета. Одновременно будет создан накопительный фонд, чтобы в будущем (с 2010 г.) справиться с ситуацией, связанной со старением населения [4].

Вторая основа. Более 80% семейств в Нидерландах наряду с правом на пенсию по старости имеют право и на дополнительную пенсию. Речь идет о системах социального обеспечения отдельного предприятия или отрасли, о которых договорились между собой работодатели и работники.

Роль государства при этом ограничивается в основном утверждением нескольких положений, направленных на защиту работников. Если внутри отрасли стороны договариваются о пенсионном обеспечении, то министр социального обеспечения по просьбе социальных партнеров может обязать каждого работодателя и работника внутри этой отрасли стать участником данной системы пенсионного обеспечения. При исчислении размера пенсии исходят из суммы 70% (брутто) от последней зарплаты (при сроке участия 40 лет), включая базовую пенсию.

Дополнительные пенсии должны финансироваться на основе полного покрытия. Каждый, участвуя в трудовом процессе, как бы делает свои собственные накопления. Только маленькую часть этого капитала можно вложить в предприятие работодателя [1, с 465].

Пенсионные фонды в Нидерландах обладают огромным капиталом — в целом около 650 млрд.

гульденов размещенного капитала. Взносы частично оплачиваются работодателями, частично работниками (соответственно 2/3 и 1/3).

При формировании фондов исходят из стандартной доходности 4% (актуарный процент). Фактическая доходность обычно значительно выше, в последние два года в среднем около 16%.

Пока дела идут отлично, но будет ли так продолжаться до 2010 г.? Этого никто не знает в результате растущей инфляции административные расходы могут так вырасти, что и размеры взносов станут очень высокими.

Поэтому государство старается побудить работодателей и работников внести поправки в систему пенсионного обеспечения. Например, не брать больше за основу последнюю зарплату, а исходить из размера средней зарплаты. Это имеет преимущество и с точки зрения справедливости: люди с более или менее ровной карьерой смогут меньше отчислять на пенсию, чем те, кто быстро продвигается по службе.

Такой призыв государства должен быть очень убедительным.

Правительство в Нидерландах не имеет почти никаких средств принуждения, хотя сокращение налоговых льгот и отмена обязательного участия могли бы использоваться как средства нажима. Третья основа — индивидуальные виды страхования жизни и капитала, предлагаемые страховыми компаниями, где вмешательство государства ограничивается введением налоговых льгот на взносы до определенных размеров.

  1. Скачать документ Информация о работе
  2. Скачать документ Информация о работе
  3. Скачать документ Информация о работе
  4. Скачать документ Информация о работе
  5. Скачать документ Информация о работе
  6. Скачать документ Информация о работе
  7. Скачать документ Информация о работе

Не нашел материал для своей работы?