Образец агентского договора на коммунальные услуги с арендатором



Образец агентского договора на коммунальные услуги с арендатором

Как правильно заключить договор на оплату коммунальных услуг с арендатором и какие моменты необходимо учесть?


» » » На чтение 5 мин. Просмотров 539 Опубликовано 09.05.2018 Обновлено 08.04.2021 При сдаче нежилых помещений в квитанции за коммунальные услуги поступают на имя собственника таких помещений. Избежать ежемесячных колебаний общей прибыли от аренды и перерасхода коммунальных ресурсов арендатором можно путем заключения с ним отдельного договора на оплату коммунальных услуг. Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте.

Это бесплатно. Под на оплату коммунальных услуг понимается соглашение, обязывающее арендатора нежилого помещения самостоятельно оплачивать потребляемые ресурсы – водоснабжение, электричество, работы по вывозу мусора, уборки территории и т.

д. В большинстве случаев цена аренды помещения включает расходы собственника на оплату коммунальных услуг, но в ряде случаев стоимость таких услуг нельзя рассчитать заранее, или она может существенно меняться каждый месяц. Колебание стоимости услуг может происходить:

  1. при аренде крупных торговых площадей.
  2. при аренде помещений под новое производство;
  3. при переоборудовании помещений под субаренду;

Если несколько нежилых помещений, находящихся в жилом здании, сдаются в аренду одному лицу для целей , то в таком случае неизбежно ведутся работы по переустройству систем инженерных коммуникаций. Изменение способа эксплуатации торговой или производственной площади также приводит к изменению уровня потребления ресурсов.

Договор на оплату коммунальных услуг удобен арендодателям, сдающим несколько нежилых помещений или проживающим в другом городе, так как избавляет от необходимости самостоятельно оплачивать счета и выполнять . Договор на оплату коммунальных услуг заключается как самостоятельное дополнение к соглашению об аренде и должен содержать следующие разделы:

  1. представление сторон;
  2. предмет договора;
  3. и оплаты коммунальных услуг;
  4. права и обязанности сторон;
  5. дополнительные условия.
  6. порядок решения споров и расторжения договора;
  7. описание объекта недвижимости;
  8. ответственность за нарушение условий;

Образец документа: бланк договора на оплату коммунальных услуг можно скачать .

В представлении сторон указываются ФИО и паспортные данные для каждой из сторон, являющейся физическим лицом, а для организаций нужно привести полное наименование, адрес расположения, а также банковские реквизиты и ФИО ответственного руководителя. Предметом договора является передача обязанности по оплате потребляемых услуг от владельца помещения к арендатору.

Для объекта недвижимости нужно указать не только адрес и кадастровый номер, но и подробно описать состояние всех инженерных коммуникаций, используемых для обеспечения помещения коммунальными ресурсами. К обязанностям арендатора нужно отнести:

  1. проведение текущего ремонта ;
  2. своевременное информирование собственника об авариях и иных внештатных ситуациях.
  3. регулярную оплату счетов за коммунальные услуги;

Обязанностями арендодателя при этом являются переадресация за коммунальные услуги арендатору, а также передача сведений обо всех скрытых особенностях и дефектах коммуникационных систем, влияющих на объем потребляемых услуг.

К таким особенностям могут относиться отсутствие , протечка воды и т.

д. Кроме того, арендодатель должен информировать арендатора об изменениях базовых тарифов на услуги. Порядок расчета стоимости услуг описывается в соответствии с принятыми в регионе нормативами, а также с правилами, определенными в . Ответственность арендатора за просрочку платежей или услуг устанавливается в виде обязанности самостоятельно уплачивать пеню, начисляемую управляющей организацией, кроме того, при регулярных просрочках собственник имеет право расторгнуть договор аренды в одностороннем порядке и потребовать возмещения убытков.

Расторжение договора на оплату услуг происходит также автоматически при прекращении действия основного договора аренды.

Важно распределить обязанности собственника и арендатора по проведению разных видов ремонтных работ – чаще всего проводит арендатор, а крупные неполадки, возникшие не по вине арендатора, организует и оплачивает собственник помещения.

В дополнительных условиях следует указать, есть ли у арендатора право делегировать полномочия по оплате коммунальных услуг третьим лицам, а также условия такого делегирования.

Владелец сдаваемого в аренду помещения несет обязанность по поддержанию такого помещения в надлежащем состоянии, а также по оплате потребляемых ресурсов. Собственник заключает с местной управляющей компанией договор на нежилым помещением. По условиям такого договора УК самостоятельно организует поставку услуг, ремонт коммуникаций, вывоз мусора и т.

д., выставляя собственнику счета. При сдаче помещения в аренду с передачей обязанности по оплате коммунальных счетов арендатору управляющая организация может переадресовывать счета арендатору. Если у собственника нет договора на обслуживание помещения, то он должен заключать другие соглашения:

  1. с ресурсоснабжающими организациями (РСО);
  2. с подрядчиками.

Поставщики занимаются предоставлением услуг по водоснабжению, , газификации и отоплению.

Подрядные фирмы организуют:

  1. ремонт коммуникаций;
  2. сбор и вывоз отходов.
  3. ремонт и уборку доли собственника в общих помещениях и ;

Часть таких работ собственник может выполнять своими силами или нанимать самозанятых лиц.

При передаче здания в аренду при отсутствии договора управления договор с арендатором на оплату коммунальных услуг должен содержать дополнительные сведения:

  1. перечень постоянно действующих подрядчиков.
  2. перечень работ по содержанию помещения, организовать которые должен арендатор;
  3. перечень поставщиков ресурсов с указанием реквизитов счетов;

Если нежилое помещение расположено в многоквартирном доме, то минимальный перечень работ по содержанию помещения и общего имущества приведен в . Договор на оплату коммунальных услуг позволяет собственникам делегировать обязанности по содержанию помещения и оплате потребляемых ресурсов арендатору.

Чтобы предотвратить расторжение договора и перерасход ресурсов, необходимо тщательно прописывать порядок вычисления ежемесячного платежа с использованием действующих тарифов.

Рейтинг автора39

Автор статьиЮристНаписано статей92 Не нашли ответа на свой вопрос?

Звоните на телефон горячей линии.
Это бесплатно. ( Пока оценок нет )

Уплата коммунальных платежей через агентский договор как вариант оптимизации налогообложения в арендных отношениях

25 февраля 2021 г.

14:22 Автор: Жигачев Александр Викторович, кандидат юридических наук, налоговый юрист, доцент ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», г. Саратов При аренде зданий, строений, помещений для предпринимательских целей стороны нередко предусматривают обязанность арендатора возмещать арендодателю стоимость потребленных коммунальных ресурсов и услуг (электроэнергия, вода, газ, тепло и др.).
Саратов При аренде зданий, строений, помещений для предпринимательских целей стороны нередко предусматривают обязанность арендатора возмещать арендодателю стоимость потребленных коммунальных ресурсов и услуг (электроэнергия, вода, газ, тепло и др.).

В договоре аренды эта обязанность арендатора может быть выражена в виде компенсационных платежей или в виде переменной части арендной платы (размер которой как раз и зависит от стоимости потребленных коммунальных ресурсов и услуг). Но если, например, арендодатель применяет УСН с объектом налогообложения «доходы» (а это весьма распространенный вариант в арендном бизнесе), то при возмещении арендатором стоимости коммунальных ресурсов и услуг возникают сразу два аспекта, которые условно можно определить как налоговые «потери» в цепочке «поставщик коммунальных ресурсов (услуг) – арендодатель – арендатор»: 1.

Уплачиваемое арендатором возмещение арендодатель вынужден включать в качестве доходов в налоговую базу по УСН, поскольку к числу неучитываемых доходов (п. 1.1 ст. 346.15, НК РФ) такое возмещение не отнесено (эта позиция подтверждена, например, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.07.2011 № 9149/10, Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.02.2013 по делу № А78-2586/2012, Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.12.2018 № Ф04-5241/2018 по делу № А75-738/2018, Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.12.2019 № Ф07-15815/2019 по делу № А05-5434/2019, Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 05.07.2017 № Ф09-3869/17 по делу № А76-16850/2016, Письмах Минфина России от 05.12.2012 № 03-11-06/2/142, от 17.04.2013 № 03-11-06/2/13097, от 17.04.2013 № 03-11-06/2/13101, от 09.08.2013 № 03-11-11/32283, от 12.05.2014 № 03-11-11/22068, от 21.03.2017 № 03-11-11/16222, от 19.12.2017 № 03-11-06/2/84953, от 15.01.2018 № 03-11-11/995 и др.). Но оплату коммунальных ресурсов (услуг) их поставщику арендодатель в расходы включить не может (поскольку при объекте налогообложения «доходы» учет расходов в принципе не предусмотрен).

Эта налоговая «потеря» приводит к тому, что арендодатель, являясь своего рода лишь «ретранслятором» между арендатором и поставщиком коммунальных ресурсов (услуг), теряет на этом налог в рамках УСН (по общему правилу, по налоговой ставке 6%). Соответственно, арендодатель вынужден либо за свой счет дофинансировать оплату коммунальных ресурсов (услуг), либо предусматривать в отношениях с арендатором некий «компенсационный» платеж сверх стоимости коммунальных ресурсов (услуг). 2. Если поставщики коммунальных ресурсов (услуг) предъявляют НДС (а это стандартная ситуация), то арендодатель не принимает этот «входящий» НДС к вычету, а далее, соответственно, не предъявляет НДС арендатору.

В результате в этом случае НДС как бы «теряется» в отношениях «поставщик коммунальных ресурсов (услуг) – арендодатель – арендатор». Понятно, это имеет значение, когда арендатор – плательщик НДС. Вышеуказанные аспекты не проявляются, например, когда арендодатель – организация или индивидуальный предприниматель, применяющие ОСН (поскольку они учитывают как доходы, так и расходы; принимают к вычету «входящий» НДС от поставщика коммунальных ресурсов (услуг) и при выставлении переменной части арендной платы предъявляют «исходящий» НДС арендатору).

Но похожие налоговые «потери» частично имеют место также и в ситуации, когда арендодатель – физическое лицо без статуса индивидуального предпринимателя (про эту ситуацию мы далее еще вспомним). Пытаясь как-то избежать налоговых «потерь», контрагенты, естественно, ищут варианты оптимизации налогообложения.
Пытаясь как-то избежать налоговых «потерь», контрагенты, естественно, ищут варианты оптимизации налогообложения. В качестве одного из таких вариантов в некоторых случаях используется .

Рассмотрим далее уплату коммунальных платежей через агентский договор в качестве варианта оптимизации налогообложения в арендных отношениях.

Конкретное оформление рассматриваемого варианта может отличаться, но, как правило, в общих чертах структура отношений выглядит так (рассмотрим применительно к арендодателю на УСН с объектом налогообложения «доходы»): 1. В договоре аренды стороны предусматривают, что арендатор самостоятельно обеспечивает и оплачивает снабжение объекта аренды коммунальными ресурсами (услугами). 2. Арендатор заключает с арендодателем отдельный агентский договор, по которому арендатор (уже в статусе принципала) поручает арендодателю (в статусе агента):

  1. организовывать и совершать необходимые действия для снабжения объекта аренды коммунальными ресурсами (услугами), заключать и оформлять необходимые для этого документы;
  2. получать (аккумулировать) от принципала денежные средства в счет оплаты коммунальных ресурсов (услуг) и перечислять (ретранслировать) их поставщикам таких ресурсов (услуг);
  3. участвовать в качестве представителя принципала при разрешении спорных, конфликтных, аварийных ситуаций, при проведении проверок, поверок, связанных со снабжением объекта аренды коммунальными ресурсами (услугами).
  4. получать и передавать принципалу и (или) поставщикам коммунальных ресурсов (услуг) информацию и документы по снабжению объекта аренды коммунальными ресурсами (услугами) – первичные документы, счета, счета-фактуры, показания приборов учета и др.;
Рекомендуем прочесть:  Топ лучших городов россии 2021

В качестве агента может выступать и иное лицо (не арендодатель).

Но, как правило, агентом выступает сам арендодатель, при этом от своего имени (для того, чтобы не «выпускать из своих рук» снабжение объекта и не перезаключать потом, при смене арендатора, соответствующие договоры с поставщиками коммунальных ресурсов (услуг)).

3. За выполнение посреднических функций принципал уплачивает агенту некое агентское вознаграждение, которое может быть не очень высоким (согласно ст.ст. 1005, 1006 ГК РФ агентский договор обязательно должен быть возмездным).

В приведенной ситуации получаемые агентом от принципала денежные средства в счет оплаты коммунальных ресурсов (услуг) не являются доходом агента в целях налогообложения, поскольку агент получает их как посредник – для последующего перечисления (ретранслирования) таких денежных средств поставщикам ресурсов (услуг) (пп.

9 п. 1 ст. 251, НК РФ). Доходом агента для целей налогообложения будет являться только агентское вознаграждение. В свою очередь, для принципала (арендатора) агентский договор не препятствует учету в расходах платежей за коммунальные ресурсы (услуги).

Понятно, если применяемая арендатором система налогообложения в принципе позволяет учитывать расходы; при этом по общему правилу учитываемые расходы должны быть обоснованными (экономически оправданными), документально подтвержденными и направленными на получение дохода – НК РФ. Таким образом, с точки зрения «доходов-расходов» вариант с агентским договором решает вопрос с налоговыми «потерями» у арендодателя, сохраняя расходную часть у арендатора.

Единственный момент – агентское вознаграждение, включаемое в доходы агента, но, повторимся, в такой ситуации оно не обязательно должно быть большим. С точки зрения «входящего» НДС от поставщиков коммунальных ресурсов (услуг) тоже все хорошо, поскольку, даже если агент применяет УСН и действует от своего имени, арендатор получает перевыставленный счет-фактуру с «входящим» НДС ( НК РФ). Конечно, рассматриваемый вариант с агентским договором требует надлежащего документального оформления: 1.

Необходимо правильно выстроить договор аренды, возложив на арендатора обязанность по самостоятельному обеспечению и оплате снабжения объекта аренды коммунальными ресурсами (услугами). 2. Понятно, потребуется сам агентский договор с соответствующим функционалом агента. Примерный функционал агента мы изложили выше.
Примерный функционал агента мы изложили выше.

3. Агент должен выполнять целый ряд действий и учитывать некоторые особенности при перевыставлении счетов-фактур принципалу (см., например, особенности, предусмотренные в НК РФ, пп.

«а», «в», «г», «д», «е», «ж», «и», «к», «л» п.

1, пп. «а» п. 11 Правил заполнения счета-фактуры, пп. «а» п. 7, пп. «а» п. 11 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, пп. «г» п. 19 Правил ведения книги покупок, п.

3 Правил ведения книги продаж, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 (ред. от 19.01.2019)). 4. Агенту необходимо представлять принципалу отчеты с подтверждающими «входящими» документами от поставщиков коммунальных ресурсов (услуг) ( ГК РФ) и отдельно акты по своему агентскому вознаграждению.

Но в целом оформление при рассматриваемом варианте с агентским договором не является очень сложным. Один из важных вопросов по рассматриваемому варианту с агентским договором – не признает ли налоговый орган (а в последующем и суд) такой вариант недопустимым способом оптимизации (минимизации) налогообложения? НК РФ признает недопустимой минимизацию налогообложения, являющуюся результатом искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика ( НК РФ), или являющуюся результатом сделок (операций), преследующих такую минимизацию налогообложения в качестве основной своей цели ( НК РФ).

Нельзя забывать и о выработанных в судебной практике доктринах о реальной деловой цели операции и преобладании содержания (существа) над формой, по смыслу которых действительная деловая суть отношений и подлинные (фактические) обстоятельства хозяйственной деятельности имеют преимущество над их оформлением в документах (см., например: п.п.

3, 7, 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 № 53

«Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»

). При этом не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели (п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 № 53).

Иными словами, налоговая выгода может быть только попутной, «побочной» целью.

Но у любой сделки, у любой операции в предпринимательской сфере должна быть и основная – подлинно деловая – цель. Здесь уместно вспомнить также и доктрину добросовестности/недобросовестности налогоплательщика, нашедшую свое отражение в ряде решений Конституционного Суда РФ (см., например: Постановления Конституционного Суда РФ от 12.10.1998 № 24-П, от 19.01.2017 № 1-П, Определения Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 № 138-О, от 10.01.2002 № 4-О, от 14.05.2002 № 108-О, от 22.01.2004 № 41-О, от 08.04.2004 № 168-О), исходя из которой при выявлении недобросовестности, злоупотреблений в действиях налогоплательщика ему может быть отказано в признании и реализации тех или иных прав, в том числе по минимизации налогообложения, и в удовлетворении даже формально законных требований.

Из Определений Конституционного Суда РФ от 08.04.2004 № 169-О и от 04.11.2004 № 324-О следует также, что оценка добросовестности налогоплательщика предполагает оценку заключенных им сделок на предмет их действительности. Заключенные сделки должны не только формально соответствовать законодательству, но и не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав налогоплательщиком.

В случае, когда единственным результатом гражданско-правовой сделки или совокупности таких сделок является умышленное занижение налогов, цели налогоплательщика не могут быть признаны добросовестными (такое толкование указанных решений Конституционного Суда РФ содержится, например, в судебно-арбитражной практике: Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 08.07.2009 по делу № А11-1893/2008-К2-21/93, Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.07.2012 по делу № А78-7422/2011, Постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.08.2019 № Ф03-3555/2019 по делу № А04-6254/2018, от 14.08.2019 № Ф03-3141/2019 по делу № А51-17928/2018, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 04.07.2019 № Ф05-9310/2019 по делу № А40-202848/2018, Постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 14.06.2019 № Ф06-46926/2019 по делу № А55-14956/2018, от 10.06.2019 № Ф06-46925/2019 по делу № А55-13849/2018, Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.12.2016 № Ф07-9878/2016 по делу № А56-95484/2015, Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.09.2019 № Ф08-6891/2019 по делу № А25-2124/2018, Постановлениях Арбитражного суда Уральского округа от 02.07.2019 № Ф09-3413/19 по делу № А50-31979/2018, от 18.03.2019 № Ф09-171/19 по делу № А76-284/2018, Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 27.12.2016 № Ф10-5163/2016 по делу № А68-12091/2015 и др.).

Соответственно, любые договорные конструкции, равно как и иные гражданско-правовые инструменты, не должны быть искусственными (фиктивными, номинальными), направленными только лишь на получение налоговой выгоды. В противном случае такие договорные конструкции (инструменты) могут быть квалифицированы как недопустимая схема по минимизации налогообложения.

Рассматриваемый вариант с агентским договором (при его правильном оформлении) на первый взгляд вроде бы не приводит к искажению реальных взаимоотношений сторон:

  1. при рассматриваемом варианте правоотношения в рамках агентского договора обособлены от собственно арендных правоотношений, т.е. агентские правоотношения являются в достаточной степени реальными и самостоятельными (конечно, если они сопровождаются надлежащими документами), протекают параллельно с арендными правоотношениями.
  2. в законности самого по себе агентского договора сомневаться не приходится; в том числе, ничто не запрещает арендатору использовать агентский договор для обеспечения и оплаты снабжения объекта аренды коммунальными ресурсами (услугами);

Таким образом, нельзя сказать, что вариант с агентским договором как-то явно искажает реальные взаимоотношения сторон.

Возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной (п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 № 53

«Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»

; аналогичная позиция закреплена в НК РФ).

Иными словами, целенаправленный выбор сторонами более выгодного с точки зрения налоговой оптимизации варианта снабжения объекта аренды коммунальными ресурсами (услугами) – через агентский договор – сам по себе не делает полученную налоговую выгоду необоснованной или недопустимой.

С другой стороны, если в качестве агента выступает сам же арендодатель, то в той или иной степени может проявиться другой «плохой» признак – как главная цель заключения агентского договора.

Этот признак тоже делает налоговую оптимизацию недопустимой ( НК РФ, п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 № 53). Как мы уже упоминали выше, налоговая оптимизация не должна являться главной целью сделки (операции).

Она может быть только попутной, «побочной» целью совершаемых в предпринимательской сфере сделок и операций, при том, что у них обязательно должна быть и основная – подлинно деловая – цель. Понятно, что многое зависит от оценки и усмотрения правоприменителя в каждом конкретном случае, но, полагаем, можно выделить следующие обстоятельства и ситуации, при которых в рассматриваемом варианте с агентским договором в большей мере проявляется налоговая оптимизация в качестве главной цели: 1.

Первоначально договор аренды предусматривал оплату арендатором потребленных коммунальных ресурсов и услуг непосредственно через арендодателя (в виде компенсационных платежей арендодателю или в виде переменной части арендной платы). И лишь через какое-то время стороны изменили свои договорные взаимоотношения, предусмотрев, что арендатор самостоятельно обеспечивает и оплачивает снабжение объекта аренды коммунальными ресурсами (услугами). Для исполнения своих новых обязанностей арендатор привлек агента по агентскому договору – арендодателя.

Т.е. «исторически» агентский договор был «придуман» арендодателем и арендатором уже в процессе сложившихся между ними отношений. 2. Договоры с поставщиками ресурсов (услуг) заключены арендодателем до появления агентского договора. А после перехода на рассматриваемый вариант с агентским договором арендодатель (уже в статусе агента) взаимодействует с поставщиками ресурсов (услуг) в рамках тех же самых договоров.

Про эту ситуацию мы еще упомянем ниже. 3. Агент фактически не выполняет никаких других функций, кроме как:

  1. ретранслирование платежей от принципала (арендатора) поставщикам коммунальных ресурсов (услуг);
  2. передача принципалу (арендатору) документов от поставщиков коммунальных ресурсов (услуг).

Т.е. появление агентского договора не «облегчило» деятельность принципала (арендатора) и не освободило его от сколь-нибудь существенных действий и функций.

Во всех перечисленных случаях реальную деловую цель заключения агентского договора обосновать будет непросто и, соответственно, может проявиться другая главная цель заключения агентского договора – налоговая оптимизация.

Рекомендуем прочесть:  Приказ по аптекам действующий

В этом случае налоговый орган (а затем, возможно, и суд) могут признать, что:

  1. псевдоагент ретранслировал платежи от арендатора поставщикам коммунальных ресурсов (услуг) фактически в статусе арендодателя.
  2. реальная деловая цель у агентского договора отсутствовала;
  3. реальных агентских отношений фактически не было;

Понятно, при таком развитии событий платежи по коммунальным ресурсам (услугам) будут включены в налогооблагаемую доходную часть у арендодателя (с налоговыми пенями и штрафами), а перевыставленные псевдоагентом счета-фактуры от поставщиков ресурсов (услуг) будут признаны ненадлежащими для вычета «входящего» НДС у арендатора. Минфин РФ на удивление лоялен к описанному варианту с агентским договором. Ссылаясь на НК РФ и НК РФ, Минфин России в своих разъяснениях указывает, что при данном варианте в состав доходов агента (даже если он совпадает с арендодателем) подлежит включению только размер агентского вознаграждения.

Уплачиваемые арендатором (принципалом) агенту суммы в счет возмещения стоимости потребленных коммунальных ресурсов и услуг в доходы агента (арендодателя) не включаются (Письма Минфина России от 17.09.2012 № 03-11-06/2/126, от 18.09.2012 № 03-11-11/277, от 05.12.2012 № 03-11-06/2/142, от 21.01.2013 № 03-11-06/2/07, от 24.01.2013 № 03-11-06/2/12, от 17.04.2013 № 03-11-06/2/13097, от 17.04.2013 № 03-11-06/2/13101, от 09.08.2013 № 03-11-11/32283, от 19.12.2017 № 03-11-06/2/84953, от 15.01.2018 № 03-11-11/995 и др.). Имеется и судебная практика, подтверждающая такой подход (например, Постановление ФАС Московского округа от 15.10.2009 № КА-А41/10689-09 по делу №А41-2078/09, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 № 07АП-4121/2015 по делу № А03-23093/2014).

В то же время из ряда писем Минфина России следует, что использование рассматриваемого варианта возможно только в том случае, если договоры на снабжение объекта коммунальными ресурсами и услугами заключены агентом после заключения с принципалом (арендатором) агентского договора. В противном случае они не могут считаться заключенными во исполнение агентского договора (Письма Минфина России от 17.09.2012 № 03-11-06/2/126, от 18.09.2012 № 03-11-11/277, от 21.01.2013 № 03-11-06/2/07, от 24.01.2013 № 03-11-06/2/12). Такой вывод Минфина России основывается на правовой позиции, закрепленной в п.

6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.11.2004 № 85, по смыслу которой сделка, совершенная до установления отношений по посредническому договору, не может быть признана заключенной во исполнение поручения в рамках данного посреднического договора. Выше мы уже упомянули, что при рассматриваемом варианте факт заключения агентского договора после заключения договоров с поставщиками ресурсов (услуг) может негативно сказаться и при определении основной цели заключения агентского договора (основной целью может быть признана налоговая оптимизация).

Но главное финансовое ведомство здесь делает акцент на другом: агент не может ссылаться на возмещение принципалом (арендатором) стоимости потребленных коммунальных ресурсов и услуг через агентский договор (с неучетом их в доходах на основании пп. 9 п. 1 ст. 251, НК РФ), если агентский договор заключен после заключения договоров с поставщиками соответствующих ресурсов и услуг. И все же, на наш взгляд, этот «плохой» признак нельзя считать абсолютно критичным.

Многое зависит от определения предмета агентского договора.

Из ГК РФ следует, что предметом агентского договора может являться не только заключение агентом по поручению и в интересах принципала каких-либо договоров, но и, возможно, совершение агентом по поручению и в интересах принципала других юридических и иных действий. Соответственно, в агентском договоре может быть предусмотрено, что агент совершает от своего имени и в интересах принципала только следующие юридические и иные действия:

  1. разрешение с поставщиками коммунальных ресурсов (услуг) всех спорных и аварийных ситуаций;
  2. оплата поставщикам ресурсов (услуг) стоимости потребленных коммунальных ресурсов (услуг) за счет принципала (т.е. аккумулирование и ретранслирование соответствующих сумм);
  3. участие в фиксации показаний приборов учета, при необходимости – организация замены и поверки этих приборов;
  4. обеспечение бесперебойного снабжения объекта коммунальными ресурсами и услугами (т.е. без акцентирования внимания на том, по каким договорам будет происходить такое «обеспеченное» снабжение – по вновь заключенным или по ранее заключенным агентом-арендодателем договорам);
  5. получение и проверка счетов от поставщиков ресурсов (услуг);
  6. перевыставление принципалу счетов и иных документов по потребленным ресурсам и услугам.

Т.е.

по такому агентскому договору принципал конкретно не поручает агенту заключить договоры с поставщиками коммунальных ресурсов (услуг). Факт заключения договоров на снабжение объекта коммунальными ресурсами и услугами до заключения агентского договора можно несколько «сгладить» включением в агентский договор следующего положения: «В отношении договоров с поставщиками коммунальных ресурсов (услуг), заключенных до заключения настоящего агентского договора, стороны пришли к соглашению, что такие договоры также могут быть использованы (задействованы) агентом для исполнения своих обязанностей по настоящему агентскому договору.».

При изложенном варианте все основные действия и операции в рамках предмета агентского договора начинают осуществляться агентом уже после его заключения, т.е.

логичная последовательность

«сначала агентский договор, затем действия (операции) в рамках него»

– соблюдается. Хотя, повторимся, Минфин РФ все же настаивает на том, что при использовании рассматриваемого варианта договоры на снабжение объекта коммунальными ресурсами и услугами должны быть заключены агентом после заключения с принципалом (арендатором) агентского договора. Как мы отметили выше, при возмещении арендатором стоимости коммунальных ресурсов и услуг некоторые налоговые «потери» в цепочке «поставщик коммунальных ресурсов (услуг) – арендодатель – арендатор» могут возникнуть и в случаях, когда арендодателем является физическое лицо без статуса индивидуального предпринимателя.

Возмещение арендатором стоимости коммунальных ресурсов и услуг, которая не зависит от их фактического использования (потребления) и фактического использования арендуемого объекта (т.е. это коммунальные ресурсы и услуги без фиксирования по приборам учета (счетчикам)), влечет возникновение у физического лица (арендодателя) облагаемого НДФЛ дохода (см.: Письма Минфина России от 29.04.2019 № 03-04-07/31733, от 23.03.2018 № 03-04-05/18556, от 12.11.2013 № 03-04-06/48313, от 16.05.2013 № 03-03-06/1/17011, от 17.04.2013 № 03-04-06/12985, от 07.09.2012 № 03-04-06/8-272, от 03.05.2012 № 03-04-05/3-587, от 16.12.2011 № 03-04-05/3-1050, от 24.12.2008 № 03-04-05-01/470, от 05.12.2008 № 03-11-04/2/191, от 09.07.2007 № 03-04-06-01/220, от 11.07.2008 № 03-04-06-01/194, от 14.11.2007 № 03-04-05-01/366 и др.).

Но оплату коммунальных ресурсов (услуг) их поставщику физическое лицо (арендодатель) без статуса индивидуального предпринимателя не может учесть при определении налоговой базы по НДФЛ (поскольку гл.

23 НК РФ этого не предусматривает). Появляются налоговые «потери».

Соответственно, возникает вопрос: применим ли рассмотренный выше вариант с агентским договором в ситуации, когда арендодателем является физическое лицо без статуса индивидуального предпринимателя? На первый взгляд, принципиальной разницы с арендодателем на УСН нет и, соответственно, вроде бы можно и в указанной ситуации использовать вариант с агентским договором (при котором получаемые и ретранслируемые агентом от принципала денежные средства в счет оплаты коммунальных ресурсов (услуг) не являлись бы налогооблагаемым доходом агента, а доходом признавалось бы только агентское вознаграждение).

Но агенту необходимо за вознаграждение осуществлять активную регулярную деятельность, что само по себе не свойственно для физического лица без статуса индивидуального предпринимателя. Это все-таки существенный момент. Подтверждений рассматриваемого варианта с агентским договором применительно к арендодателю – физическому лицу (без статуса индивидуального предпринимателя) в правоприменительной и праворазъяснительной практике нам обнаружить не удалось.

Поэтому вряд ли этот вариант можно считать приемлемым в указанной ситуации (даже если договоры на снабжение объекта коммунальными ресурсами и услугами заключены агентом после заключения с принципалом (арендатором) агентского договора).

Чтобы снять здесь налоговые риски нужно привлечь в качестве агента иное лицо (не арендодателя) с предпринимательским статусом.

К видам деятельности, в отношении которой может применяться ЕНВД, относится, в том числе, оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест (пп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). ПСН может применяться, в том числе, в отношении сдачи в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности ( НК РФ). Применительно к ПСН, Минфин России разъясняет, что доход арендодателя в виде денежных средств, поступивших от арендатора в счет возмещения коммунальных ресурсов и услуг (по договору аренды), является частью дохода в рамках ПСН, т.е.

дополнительными налогами он не облагается (Письма Минфина России от 20.05.2016 № 03-11-12/28930, от 14.05.2013 № 03-11-12/16633). Похожая логика о необложении дополнительными налогами доходов, «сопутствующих» основной деятельности, прослеживается в разъяснениях Минфина России и в отношении ЕНВД (правда, применительно к другим операциям, не связанным с возмещением стоимости коммунальных ресурсов (услуг) в рамках договора аренды) – Письма Минфина России от 06.11.2008 № 03-11-04/3/495, от 26.12.2011 № 03-11-11/321, от 01.06.2012 № 03-11-06/3/40, от 08.08.2012 № 03-11-11/234, № 03-11-06/3/57, от 25.10.2012 № 03-11-06/3/73, от 21.02.2013 № 03-11-11/78, от 03.03.2014 № 03-11-06/2/8836, от 12.05.2014 № 03-11-06/2/22114, от 13.11.2018 № 03-11-11/81505 и др. Этот подход, по нашему мнению, применим и к возмещаемой арендатором стоимости коммунальных ресурсов и услуг.

Таким образом, в ситуации, когда арендодатель применяет ЕНВД или ПСН, в части «доходов-расходов» (по суммам в счет возмещения стоимости коммунальных ресурсов и услуг) вариант с агентским договором для целей налоговой оптимизации неактуален. А вот в части «входящего» НДС от поставщиков коммунальных ресурсов (услуг) вариант с агентским договором может быть использован, поскольку агент, действующий от своего имени, сможет перевыставить арендатору счет-фактуру с «входящим» НДС (понятно, это имеет значение, когда арендатор – плательщик НДС).

Но нужно учитывать, что агентское вознаграждение по агентскому договору в любом случае нельзя будет отнести на ПСН или ЕНВД, т.е.

его придется облагать дополнительными налогами в рамках какой-то иной системы налогообложения (в рамках ОСН или, если применяется, – в рамках УСН).

Подводя итог, следует сказать, что возмещение арендатором стоимости коммунальных ресурсов и услуг через агентский договор в некоторых случаях может являться законным и допустимым вариантом оптимизации налогообложения. В настоящей статье мы постарались рассмотреть важные нюансы и «подводные камни» этого варианта.

Но, всегда нужно помнить, что даже законная и обоснованная налоговая оптимизация, если она достигается с отклонением от «стандартных» договорных моделей и конструкций, сопряжена с некоторыми налоговыми рисками, коренящимися в плоскости субъективной оценки конкретных правоприменителей.