Мероприятия способствующие развитию предпринимательства



Мероприятия способствующие развитию предпринимательства

Государственная программа поддержки малого бизнеса


› › › Автор статьи: Представители власти заинтересованы в продвижении предпринимательских идей, поскольку полученный доход от деятельности облагается налогами, которые лежат в основе пополнения государственной казны. Это является причиной оказания разнообразной помощи представителям . Она выражается в оказании информационной помощи, в дополнительном финансировании, а также в применении льготных схем налогообложения.

Помощь государства Ведение предпринимательской деятельности требует соблюдения законодательных норм, а также вложения большого количества денежных средств.Требования, ограничения и обязательства возникают у субъекта предпринимательства в процессе функционирования бизнеса, а также при взаимодействии с уполномоченными органами. Для облегчения ведения предпринимательской деятельности государство предлагает помощь, которая может способствовать продвижению бизнеса.

Руководители субъектов хозяйствования в статусе юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, производственные объёмы и денежные обороты которых позволяют отнести их к категории малого и среднего бизнеса, могут рассчитывать на помощь, оказанную в соответствии с федеральными или региональными программами.

Критерии, по которым субъект предпринимательства относится к малому или среднему бизнесуОказание информационной помощи заключается в проведении обучения в сфере нюансов делопроизводства, ведения бухгалтерской документации, а также составления и подачи отчётности. Разъяснительные работы проводятся в виде тематических семинаров и специализированных курсов. Немаловажное влияние на познавание особенностей ведения хозяйственной деятельности оказывают обучающие материалы в виде буклетов и видеообзоров отдельных разделов функционирования бизнеса.Поддержка инфраструктурного типа в виде предоставления возможностей оформления выгодных займов из фондов развития предпринимательства и оказания помощи в подборе кадровых специалистов.

Предоставляются услуги бизнес-инкубатора, предполагающие организацию предпринимательства с нуля, и сопровождение ведения хозяйствования в новой компании до первых успешных результатов.Для продвижения предпринимательской идеи важно грамотно заявить о себе.

Это возможно путём предоставления на рассмотрение потребителей своей продукции на таких массовых мероприятиях, как выставки и ярмарки. Определённому кругу субъектов предпринимательства, представители власти помогают в выделении мест для участия и предоставления выставочного оборудования по льготной цене или бесплатно.

Виды государственных поддержекПри внедрении в технологию производства инновационных новшеств, обусловленных научно-техническими разработками специалистов компании, государство готово оказать помощь в получении разрешений на ввод в эксплуатацию оборудования, на ведение деятельности, на получение патента и других разрешительных документов.

Помощь обусловлена возможностью бесплатного проведения экспертизы с целью получения нужного документа.

Возможно оказание поддержки, предполагающей организацию бесплатного обучения сотрудников, без которого невозможно ведение деятельности на инновационном оборудовании или по новой технологии.На начальном уровне функционирования субъектам хозяйствования часто проблематично решить, казалось бы, простые вопросы, касающиеся организации и ведения бизнеса. На государственном уровне предусмотрено оказание помощи специализированными компаниями в сфере:

  1. бухгалтерского сопровождения.
  2. лицензирования;
  3. оформления разрешительной документации;
    • юридических вопросов;
    • оформления разрешительной документации;
    • лицензирования;
    • бухгалтерского сопровождения.
  4. юридических вопросов;

Проблемы, с которыми может столкнуться субъект предпринимательстваБез финансирования сложно представить гармонично развивающегося субъекта предпринимательской деятельности.

Деньги нужны на всех этапах развития бизнеса. Проекты, закупка сырья, оборудования, оформление разрешительной документации – все требует конкретных статей расходов.

Государство вправе оказать такую финансовую поддержку, как субсидирование, гранты, компенсации и льготы. Возможно оформление льготных кредитов, получение скидок на оплату аренды помещения и оборудования, а также коммунальных платежей.
Для некоторых категорий предпринимателей предусмотрена даже безвозмездная помощь.

Функции государственного центра развития малого бизнесаДля развития предпринимательства, предлагает предпринимателям льготное кредитование.

Деньги, полученные в займ, можно расходовать только в соответствии с их целевым назначением. У бизнесменов, только открывших бизнес, ввиду недостаточного денежного оборота, могут возникнуть проблемы, связанные с возвратом кредита.Для оказания помощи в старте, федеральные власти предусмотрели возможность выделения финансовой помощи, являющейся безвозмездной.

У бизнесменов, только открывших бизнес, ввиду недостаточного денежного оборота, могут возникнуть проблемы, связанные с возвратом кредита.Для оказания помощи в старте, федеральные власти предусмотрели возможность выделения финансовой помощи, являющейся безвозмездной.

Она не подлежит возврату, однако расходовать её необходимо только по целевому назначению. В противном случае, вся переданная в пользование сумма, должна быть возвращена с учётом штрафных санкций за нарушение договорных условий.Гранты предназначены для только что зарегистрированных субъектов предпринимательской деятельности. Ими могут воспользоваться представители бизнеса, осуществляющих хозяйствование не более двух лет.

Помощь государства заключается в частичной оплате по статьям расходов, предназначенных для осуществления требований бизнес-плана. Заявитель должен внести в проект до 5- процентов от его оценочной стоимости. Оставшуюся сумму оплачивают государственные власти, однако денежная величина поддержки не должна превышать 300000 рублей.На развитие бизнеса предоставляются безвозмездные субсидии.

Получатель должен иметь опыт ведения деятельности. Средства выделяются на приобретение основных средств. Государство готово оплатить до 90 процентов от стоимости покупки, при условии, что её цена не превышает сумму в 10000000 рублей.Грант для самозанятости является актуальным способом поддержки для безработных граждан.

Если их статус официально подтверждён, то на открытие своего дела можно добиться выделения денежных средств, в размере, соответствующем расходам на реализацию бизнес-плана, с учётом действующих денежных ограничений.Если для реализации предпринимательской идеи необходимо приобрести оборудование или технику, а денег в полном объёме у предпринимателя нет, то он может оформить кредит в банковских структурах или лизинг в лизинговых организациях. Государство готово компенсировать начисления процентов за пользование денежными средствами. Размер компенсации соответствует .

Она перечисляется на расчётный счёт предприятия по факту, после предоставления платёжной документации о внесении взносов по кредиту или лизингу.Участие в массовых мероприятиях, позволяющих заявить о результатах своей деятельности, является необходимым для продвижения бизнес-идеи. Однако, стоимость аренды места, оборудования, региональных взносов и транспортных расходов на доставку собственной продукции, часто являются неподъёмной суммой для субъекта хозяйствования.

Помощь от государства для коммерческих и некоммерческих организаций практически не отличаетсяГосударственная поддержка малого бизнеса готова оплатить большую часть затрат на представление своей продукции на выставке или ярмарке, проходящей на территории Российской Федерации или иностранного государства в размере, не превышающем 300000 рублей. Предприятия, имеющие статус сельскохозяйственных, могут рассчитывать на дополнительную поддержку при приобретении оборудовании и техники, а также семян культурных растений и племенного молодняка.

проводится тем субъектам хозяйствования, которые заявили о себе властям как получатели помощи.Новым представителям малого бизнеса для оформления дополнительного финансирования своей деятельности предстоит участие в конкурсном отборе. Для проведения мероприятия необходимо предоставить на рассмотрение уставные и регистрационные документы, а также заполнить заявку, информация в которой и будет являться основанием для проведения отбора субъектов. Заявка составлена по принципу анкетирования, ответ на каждый вопрос в котором предполагает начисление определённого количества баллов.

Их суммирование и сравнение с данными конкурентов позволяет представителям уполномоченных органов определить достойных кандидатов госпрограммы для малого бизнеса.Основными критериями оценки соответствия считаются параметры бюджетной эффективности, зависящие от размеров уплаченных налогов и сборов, а также от количества созданных рабочих мест и планирования расширения предпринимательской деятельности при предоставлении финансовой помощи.

При тестировании учитываются и специфические параметры, которые можно применить к конкретному виду деятельности. Для предпринимателей, которые только что зарегистрировались, а также для субъектов, планирующих производственное расширение или модернизацию, необходимо предоставить бизнес-план.Программа развития малого бизнеса разрабатывается на региональном уровне. С её помощью можно быстро стартануть за счёт инвестированных в дело государственных средств, которые предоставляются в безвозмездное пользование.FacebookTwitterВконтактеОдноклассникиGoogle+Рекомендуем статьи по теме

Стратегия развития

В соответствии с губернатора Пермского края от 20 апреля 2021 г.

N 42 «Об образовании Агентства по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края и о внесении изменений в Указ губернатора Пермского края от 19 января 2017 г. N 8

«Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти Пермского края и состава Правительства Пермского края»

образовано Агентство по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края.

В соответствии с настоящего Указа переданы Агентству по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края функции Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

Среди основных мероприятий — дальнейшее развитие и внедрение механизма субконтрактинга, а также усиление кооперационных связей малого и крупного бизнеса. Применение механизма субконтрактинга, способствует развитию, специализации и кооперации малых, средних и крупных предприятий в сфере промышленного производства.

Применение механизма субконтрактинга, способствует развитию, специализации и кооперации малых, средних и крупных предприятий в сфере промышленного производства. Такое кооперационное взаимодействие позволит крупным предприятиям сконцентрировать свои ресурсы на важнейших направлениях и развивать ключевые компетенции, а значительную часть производственных функций передать малым и средним предприятиям на субконтракт и аутсорсинг. Развитие предпринимательства в таких сферах, как здравоохранение, образование, социальные и жилищно-коммунальные услуги.

В последние годы в Пермском крае увеличивается количество частных детских садов, медицинских лабораторий, врачей общей практики, клининговых компаний.

При этом водоснабжение, энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство – сферы, в которых также необходимо увеличить роль и присутствие малого и среднего бизнеса. Дальнейшая модернизация и совершенствование существующей инфраструктуры поддержки предпринимательства в крае, в том числе и на уровне муниципальных образований.

Среди основных мероприятий, стоит отметить повышение эффективности деятельности центров поддержки предпринимательства в муниципальных образованиях Пермского края, совершенствование системы информационного обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставление правовой поддержки, а также обучение сотрудников организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, осуществление оценки и мониторинга их работы.

Реализация мероприятий, направленных на развитие предпринимательской грамотности и повышение компетенций субъектов малого и среднего бизнеса.

При этом главная задача – создать систему непрерывного качественного образования предпринимателей и их сотрудников, охватывающую все муниципальные образования Пермского края. Реализация данного мероприятия возможна путем проведения краткосрочных и углубленных программ обучения, тренингов, мастер-классов с участием успешных предпринимателей, семинаров и иных мероприятий. Реализация предложенных мероприятий будет способствовать развитию малого и среднего предпринимательства на территории Пермского края, позволит увеличить число конкурентоспособных малых и средних предприятий, объем налоговых отчислений от их деятельности, создать новые рабочие места, а также вовлечь населения в предпринимательскую деятельность.

Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края при разработке форм государственной поддержки предпринимателей руководствуется следующими нормативными актами:

  1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.03.2007 № 209-ФЗ
  1. Постановление Правительства РФ «О распределении и предоставлении субсидий… » от 30.12.2014 № 1605
  1. Закон Пермского края «О развитии малого и среднего предпринимательства в Пермском крае» от 26.02.2009 № 392-ПК

Документы для скачивания Постановление Правительства Пермского края от 03 10 2013 № 1325п Об утверждении государственной программы Экономическое развитие и инновационная экономика (docx, 231.67 Кб) Дата публикации 03 октября 2013 Дата изменения 03 октября 2013 Постановление Правительства от 21 01 2014 № 9-рп Об утверждении плана реализации государственной программы Пермского края Экономическое развитие и инновационная экономика (docx, 41.25 Кб) Дата публикации 21 января 2014 Дата изменения 21 января 2014 ОТЧЕТ О РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ СТРАТЕГИЯ МСП ЗА 2017 ГОД (docx, 134.56 Кб) Дата публикации 03 сентября 2018 Дата изменения 03 сентября 2018 Распоряжение Правительства Пермского края от 17.02.2017 № 41-рп Стратегия МСП (pdf, 1.9 Мб) Дата публикации 03 сентября 2018 Дата изменения 03 сентября 2018 Отчет о реализации плана мероприятий по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае до 2030 года в 2018 году (doc, 466.5 Кб) Дата публикации 09 сентября 2021 Дата изменения 09 сентября 2021

Развитие предпринимательства в малых городах и на сельских территориях

в Летом 2018 года Экспертный совет по малым территориям провел серию стратегических обсуждений, посвященных представлению интересов малых городов и сельских территорий в федеральной повестке. Одна из ключевых дискуссий была посвящена бизнесу.

В настоящем материале суммируются предложения Экспертного совета, сформированные по итогам работы. Утверждение о том, что никакие институты поддержки малых городов не работают, несостоятельно. Практика государственной помощи моногородам демонстрирует успешный опыт взаимодействия федеральной власти, институтов развития, региональной власти, местного самоуправления и бизнеса по выведению избранного списка городов и поселков городского типа из депрессивного состояния.

Эту практику целесообразно масштабировать на все малые территории страны, чему способствуют предпосылки: преобразование Фонда развития моногородов в Фонд современной городской экономики и обращение вице-премьера по экологии к президенту РФ с предложением создать новый нацпроект – «Развитие сельских территорий». Для малых территорий нужны специальные меры активизации в них предпринимательства, въездной миграции, туризма, местной промышленности.

Предложение 1 Сформировать реестр территорий и городов, требующих специальных мер поддержки, вплоть до дифференциации налогового, контрольного, и миграционного законодательства. Создать для таких территорий и городов специальные режимы благоприятствования бизнесу, учитывающие их географическое и логистическое положение, а также местные традиции. На сельских территориях и в малых городах необходимо стимулировать развитие современных типов экономики и форм предпринимательства.

Предложение 2 Создать систему обучения местных предпринимателей современным методам хозяйствования, максимально приближенную к местам развития предпринимательства и учитывающую местную специфику.

Такая образовательно-проектная система должна быть не только основана на качественных примерах, но и обеспечивать обучающимся упрощенные процедуры получения финансовой поддержки разработанных бизнес-проектов. Коллективные формы организации в селах и малых городах также могут быть источниками предпринимательской активности.

Например, развитие Территорий общественного самоуправления (ТОСов) способствует появлению услуг для жителей. Предложение 3 Наделить ТОСы правами на оказание жителям платных услуг без регистрации специальных юридических лиц с упрощенной формой налогообложения.

Несмотря на усилия государства и местной власти по легализации предпринимательства и самозанятости граждан, на сельских территориях и в малых городах многие предприниматели предпочитают оставаться в «сером» секторе экономики, ибо создание предприятия или покупка патента сразу с момента регистрации ведет к избыточному вниманию контролирующих органов.

По словам опрошенных в ряде исследований граждан, занимающихся легальным предпринимательством, современный налоговый контроль перестал быть очевидной причиной для ухода в серый сектор. Сегодня основным источником бюрократической нагрузки являются МЧС, Росприроднадзор, Россельхознадзор, предъявляющие к малому бизнесу те же требования, что и к крупным предприятиям.

Например, проще построить якобы личную баню у воды (а на Севере все бани строятся у воды) и оказывать туристам нелегальные услуги, чем зарегистрировать банный сервис. Коммерческую баню сразу же обложат непомерными требованиями и экологическими сборами. Предложение 4 Предусмотреть упрощение требований к контрольным проверок малых и индивидуальных предприятий для всех контролирующих инстанций.

Во многих случаях муниципалитеты не заинтересованы в развитии и легализации малого предпринимательства, потому что усилия и бюджетные расходы на такое развитие превышают налоговую отдачу. Малые предприятия пополняют местный бюджет лишь арендной платой за муниципальные земли и имущество, налогом на имущество и частью НДФЛ.

Все остальные сборы уходят в регион и в федерацию.

Хуже того, часто невозможно стать резидентом малого поселения, в котором предприниматель осуществляет деятельность, и даже те немногие налоги, которые он платит, уходят в районный, а то и областной центр – по месту регистрации.

Предложение 5 Передать все налоги, собираемые на малых территориях по упрощенным схемам, в местные бюджеты. Обеспечить возможность малым предприятиям и самозанятым гражданам приобретать патенты на право предпринимательства в конкретном поселении. Ввести для этого специальную категорию местных патентов.
Ввести для этого специальную категорию местных патентов.

Доходы от местных патентов должны оставаться в бюджете данного поселения.

Целесообразно сформировать несколько моделей стандартизации условий для малого предпринимательства и предоставить регионам право выбора конкретных моделей для конкретных территорий. Предложение 6 Исследовать реализуемые в разных странах модели и стандарты организации местного предпринимательства и местной торговли с целью определения типологии региональных стандартов местного малого предпринимательства.

Предоставить регионам законодательное право на установление таких стандартов на определенный срок. Развитие предпринимательства на малых территориях – это не столько льготы и помощь предпринимателям, сколько элементарное удобство жизни и деятельности.

Для повышения привлекательности малых территорий для предпринимательской деятельности необходимо обеспечить хотя бы минимальное благоустройство. В часовой доступности от любого поселения должно располагаться современное общественное пространство, включающее культурно-образовательный и оздоровительный центры, а окружающие его дороги, площадь, паркинг и тротуары должны быть благоустроены.

Реализация таких минимальных норм должна рассматриваться регионом совместно с местными жителями, и главное, местными предпринимателями на условиях софинансирования или норматива минимальных выплат по местным патентам за определенный срок (как нормативы капремонта домов в системе ЖКХ). Общественные центры способны стать точками роста социально-экономической активности. Предложение 7 Сформировать географическую сеть общественных центров с радиусами в часовой доступности от поселения.

Определить стандарт минимального благоустройства и функционала таких общественных центров, разработать условия частно-государственного партнерства, определяющие требования к софинансированию строительства и эксплуатации общественного центра с участием местных предпринимателей и жителей. В последнее десятилетие активно развивается внутренний туризм, и для малого бизнеса на сельских территориях и в малых городах это одна из важнейших статей дохода.

Но в Федеральной целевой программе развития туризма малого бизнеса нет. Стартовая цена интереса государства к туристическому бизнесу – 2 миллиарда рублей. Приветствуется кластерный подход, но малые территории, как правило, не имеют возможности создавать такие кластеры и побеждать в федеральных конкурсах на их финансирование, потому что на этих территориях нет, и не может быть в обозримой перспективе требуемого программой туристического потока.

Малый туристический бизнес на сельских территориях и в малых городах может и должен стать фактором развития.

Появляющиеся гостевые дома, уютные гостиницы, качественные развлечения, оригинальная местная кухня, экскурсии и сервисы для неорганизованных туристов повышают привлекательность места, увеличивают шансы на выживание и развитие малых бизнесов. Таким образом, малый туристический бизнес требует системного федерального внимания. Предложение 8 Предоставить каждому гражданину РФ право один раз в 5 лет бесплатно или по льготной цене (за счет государственных субсидий) получить путевку в удаленную от его места жительства малую территорию (например, более чем на 1000 км).

Путевки гражданин может выбирать из реестра аккредитованных в Программе турпродуктов.

Несмотря на множество конкурсов на различные формы государственной поддержки малого предпринимательства для большинства малых предпринимателей они недоступны из-за дорогой логистики. Предложение 9 Создать механизм дистанционного участия в государственных конкурсах. Обеспечить устойчивый высокоскоростной интернет во всех общественных центрах.
Обеспечить устойчивый высокоскоростной интернет во всех общественных центрах.

Федеральные правила регулирования предпринимательской деятельности очень часто меняются, что особенно болезненно для малого бизнеса.

Предложение 10 Для малого предпринимательства установить нормативные сроки перехода на государственные новации (изменения норм законодательства, введение технических и фискальных требований) – 3 года с момента введения новации в действие. В течение этого срока к предпринимателям не могут применяться никакие санкции. При разработке государственных новаций дифференцировать требования к различным масштабам бизнеса.

Универсальный подход к развитию малых территорий не рационален.

Необходимо предоставлять муниципалитетам больше возможностей по выстраиванию эффективной предпринимательской среды, в т.ч.

и в части контрольных функций.

Предложение 11 Разрешить органам местного самоуправления вводить местные поправки к федеральным режимам регулирования и контроля предпринимательской деятельности в пределах, установленных законодательством. Развитие предпринимательства на местах в большей степени связывается как региональными, так и местными властями с привлечением внешних инвесторов, нежели с выращиванием местных предпринимателей и их взаимодействий.

Прежде всего, из-за низкой налоговой отдачи для местных и региональных бюджетов в сравнении с бюджетными доходами от среднего и крупного бизнеса. Но если требования к инвестиционному климату для крупных инвесторов сформированы Агентством стратегических инициатив, то «климатических» моделей, систем и стандартов для малого предпринимательства на местах, федерация эффективно создать не может. Поэтому развитие малого предпринимательства и условия его сосуществования со средним и крупным – зона ответственности регионов и муниципалитетов.

Очень часто приход крупного инвестора на сельскую территорию или в малый город приводит вместо прироста к сокращению общего числа рабочих мест, и обрекает малое предпринимательство на вымирание или миграцию. Но в мире есть множество примеров того, как региональные и местные власти реализуют политику взаимоучета интересов малого и крупных бизнесов на конкретных территориях.

Так в финансовой сфере в Австрии и ряде соседних стран банки сосуществуют с народными сберегательными кассами («баушпаркасс»), и сеть таких касс вполне эффективно конкурирует с банковской системой, обеспечивая взаимное кредитование.

Винные кооперативы Франции, Испании и Италии вполне эффективно конкурируют в торговле с крупными винными корпорациями. Этот баланс выстраивался долго и сложно при активном посредничестве властей.

И в России необходимо всеми средствами избегать дисбалансов и монополизации тех или иных видов предпринимательства на малых территориях. Для малых территорий понятия «средний» и «крупный» бизнес фактически идентичны, любое предприятие с инвестициями или годовой выручкой свыше 100 млн. рублей – это уже очень большой бизнес по местным меркам.

И если на территории есть такое предприятие, то как оно чувствует себя доминирующим, так и местная администрация на него возлагает избыточные надежды и старается возложить социальные обязательства.

Есть пока немногие примеры, когда предприятия, заинтересованные в качественных работниках, стараются поддерживать социальную сферу, коммунальные инфраструктуры, образование и культуру в месте своего расположения. Иногда это оговаривается инвестиционными соглашениями, иногда является предметом корпоративной социальной ответственности. Предложение 12 Ввести в систему оценок эффективности администраций наличие и качество соглашений с бизнес-сообществами о взаимоподдержке, создании местных деловых экосистем, нацеленных на: валовое увеличение числа рабочих мест, производственную, заготовительную и торговую кооперацию, приоритет использования в производстве и торговле местной продукции, совместные социальные проекты по развитию территорий.

На основании мониторинга таких соглашений и их реализации сформировать публичный каталог лучших моделей взаимодействия бизнеса, местной и региональной администраций, систематизировать их до модельных решений и рекомендовать местным администрациям.

Региональные и местные администрации стимулируют ярмарочное движение. Доходит до того, что ярмарки обязывают проводить регулярно в каждом поселении.

Это, казалось бы, благое намерение приводит к излишним обременениям малого предпринимательства. Предложение 13 Разработать стандарты региональных передвижных ярмарок, мелкооптовых монопродуктовых межрайонных бирж (например, рыбных), с упрощенным допуском на них продукции постоянных продавцов с устойчивым реноме по качеству местной продукции.

Применять эти стандарты при наличии достаточного количества производителей. О продвижении продукции местных производителей.

У малых предпринимателей на сельских территориях и в малых городах мало ресурсов для маркетинга, внешней (региональной, федеральной) рекламы, в т.ч.

для демонстрации своей продукции на выставках.

Нет средств на качественную упаковку, рекламные стенды. Предложение 14 Разработать и утвердить порядок дотационной поддержки участия местных производителей в региональных, федеральных и международных выставках/ярмарках по результатам ежегодных региональных конкурсов.

О местных брендах. Многие регионы, не говоря уже о сельских территориях и малых городах, не могут похвастаться хотя бы десятком узнаваемых туристических брендов.

В Европейских странах распространена практика присвоения товарным знакам местных признаков (пармская ветчина, коньяк), помимо собственных названий, товарам присваивается наименование местности происхождения или местной, широко узнаваемой достопримечательности. Так образуются двух-, а то и трехуровневые названия, позволяющие обособить товары по географическому признаку.

Эту практику пора повсеместно внедрять и в регионах Российской Федерации, например, регистрируя в собственность муниципалитетов «зонтичные» бренды (например, в Верхнеуфалейском городском округе было принято решение зарегистрировать в муниципальную собственность товарный знак «Уфалейский гранит»). Вторым аспектом развития местных брендов является стимулирование к росту внутреннего потребления производимых на местах товаров. У населения есть предрасположенность к покупке местной продукции («гастропатриотизм»), брендирование и экосертификация способны вернуть местной продукции приоритетный спрос.

Предложение 15 Разработать правила регулярных региональных конкурсов местных брендов с вознаграждением победителей грантами на масштабирование производства, упаковку и продвижение продуктов.

Об оказании консультационных услуг местным предпринимателям.

Очень часто местный, особенно начинающий, предприниматель слабо ориентируется в мерах содействия, нормах и требованиях к предпринимательству. Но и обратиться за консультационной помощью либо не понимает куда, либо не может просто из-за удаленности администраций и служб.

И винить предпринимателей «в незнании законов» нерационально, т.к. они пытаются, сильно рискуя, наладить производство и торговлю, что само по себе заслуживает уважения, и предложения помощи. Необходимо всемерно приближать не только консультационные пункты, но и разрешающие, контрольные, сертифицирующие службы к местам предпринимательской деятельности.

Предложение 16 Сформировать корпус региональных и муниципальных консультантов, оказывающих выездные консультационные услуги предпринимателям в местах наилучшей доступности для приезда.

Консультанты должны иметь опыт работы в реальном бизнесе. Об инновационном и экспортном потенциалах. Считается почему-то, что инновационная экономика присуща только крупным городам и специальным технопаркам (Сколково, Иннополис).

Однако, в мире все чаще центры инноватики формируются на малых территориях и в удалении от мегаполисов. Региональным администрациям следует поощрять инновационные и экспортные инициативы предпринимателей, способствовать концентрации стартапов в высокотехнологических кластерах малых городов. Региональная поддержка предпринимателей для выхода на иностранные рынки явно недостаточна.

По мере формирования местных брендов, инновационных продуктов, экопродуктов мирового качества, новых турпродуктов, регион совместно с местными администрациями и союзами производителей, может формировать каталоги и сайты экспортно-ориентированной продукции, собирать делегации производителей на иностранные выставки. Обеспечивать по запросам союзов предпринимателей маркетинговые исследования иностранного спроса на продукцию, производимую в регионе.

Предложение 17 Стимулировать регионы к разработке и реализации экспортных стратегий, учитывающих продвижение местных брендов и турпродуктов. В настоящее время на сельских территориях и в малых городах малыми предприятиями и самозанятыми производится очень мало продукции полного цикла. Как правило, предпринимательская деятельность обходится одним-двумя переделами (например, в лесопромышленном комплексе или в сельском хозяйстве).

Советские формы производственной, сельской и потребительской кооперации разрушены или деградировали.

На малых рынках господствуют скупщики сырья, скупающие его по крайне низким ценам, из-за чего основная прибавочная стоимость уходит в центры конечной переработки и продаж, расположенные обычно в крупных городах или окружающих их агломерациях. Производить сырье на местах в малых объемах становится невыгодно, на создание комплексных производств у мелких предпринимателей нет денег, получить оборудование в лизинг или долгосрочный кредит в банках на развитие производств фактически невозможно из-за отсутствия соответствующих залогов.

В узкоотраслевых секторах, как правило, заготовительных, малые бизнесы конфликтуют с аналогичным за местные микрорынки или дефицитные каналы сбыта. Крупные предприятия редко вступают в кооперации с местными предпринимателями, предпочитая либо захватывать сырьевую базу и обеспечивать себя самостоятельно, либо, что еще хуже, завозят сырье со стороны. В России созрела острая необходимость возрождения кооперативных форм производства и торговли, в т.ч.

с целью установления баланса сил с крупными предприятиями и финансовыми институтами. Предложение 18 Рекомендовать региональным администрациям содействовать институализации союзов кооперативов, объединяющих потребительские, производственные и сельскохозяйственные кооперативы первого уровня, вырабатывающих совместные правила и стандарты, маркетинговые стратегии, создающих системы закупок, логистики и торговли, совместные фонды страхования и залогового обеспечения.

Несмотря на различные государственные программы финансовой поддержки предпринимательства средств на развитие местной промышленности, на продвижение и современную упаковку локально производимой продукции, на формирование оборотных капиталов для развития и технологического совершенства малых предприятий почти нет.

Кредитно-финансовые организации предъявляют к малому бизнесу, как правило, неприемлемо жесткие требования при оформлении кредитов, лизинга. Выше процентные ставки, требования к залоговому обеспечению, поручительствам, чем к крупным предприятиям. Финансово-кредитная система сознательно подталкивает местных предпринимателей искать альтернативные схемы финансирования своей деятельности и развития, в т.ч.

кооперативные и цифровые. Примеры Михаила Шляпникова (Колионово), и кооператива «Лавка.Лавка» привлекают все больше сторонников.

В то же время в России достаточно примеров эффективной кредитно-потребительской кооперации, которую государство слабо поддерживает.

Вероятно потому, что она способна стать эффективным дополнением к банковской системе. Предложение 19 Разработать меры федеральной и региональной поддержи кредитных кооперативов, в частности распространить на кредитные кооперативы правила системы страхования вкладов.