Костя вышел в коридор тряхнул авторучкой



Костя вышел в коридор тряхнул авторучкой

Педагогические ситуации и их разрешение


Содержание страницы: Марина Стадник Педагогические ситуации и их решение Предлагаю вам рассмотреть проблему социального развития дошкольников. Когда мы смотрим на образовательные Госстандарты, видим, что на каждой странице говорится о социальном развитии дошкольников.

С чем это связано? Попробуем разобраться.

Сегодня ребенок поставлен в ситуацию разорванных связей и хаотичного потока информации без структурно-логических связей.

А ведь еще 20 лет назад социализация дошкольников носила спонтанный характер, ребенок развивался в условиях малого социума: семьи, дворовой компании, пионерской организации, свободно общался со сверстниками.

Сейчас же многое изменилось – исчезли естественные факторы социализации. Значимое семейное воспитание приобрело иной характер: современные родители работают много больше, чем раньше; зачастую они увлечены своим личностным развитием в ущерб детско-родительским отношениям.

Детям самостоятельно гулять во дворе без родителей почти невозможно, а при родителях дети ведут себя иначе, потому что взрослые постоянно вмешиваются в процесс общения, навязывая свои поведенческие формы – социализации не происходит, общение перестает быть спонтанным. Дворовые социализации исчезли.

Основным фактором современной цивилизации, оказывающим колоссальное влияние на содержание современного детства, стал стремительный рост новых технологий, в первую очередь – информационных.

Огромное число дошкольников пользуется интернетом, проводит много времени с различными гаджетами, которые во многом заменяют им игры со сверстниками и в то же время поглощают время для самостоятельных игр.

Известно, что социализация происходит в основном тогда, когда ребенок проявляет собственную инициативу, когда имеет место непрогнозируемая ситуация.

Поэтому дошкольное учреждение не может не заниматься именно социализацией современных дошкольников.

Задача дошкольного учреждения – дать детям возможность проживания различных социальных ролей (член семьи, член коллектива, житель города, мальчика или девочки и т. д.) для того, чтобы создать некий фундамент для будущей жизни.

Когда ребенок проживает определенную социальную роль, то у него развиваются различные личностные качества и формируется первоначальное представление о социуме. Давайте проанализируем сложившиеся педагогические ситуации и найдём пути их решения: — Предлагаю вам разобрать еще несколько педагогических ситуаций и найти пути их решения.

Работать будем по подгруппам (по 5-6 человек).

Раздаются ситуации Приступая к рассмотрению педагогических ситуаций советуем: • Прежде чем отвечать на вопросы, внимательно прочитать условие, мысленно представить обстановку, действующих лиц.

• Отвечать на вопросы в том порядке, в котором они заданы. • Помните, что почти каждая ситуация предполагает вариативность, гибкость ответов. • Аргументы должны быть подкреплены ссылками на теорию.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ • исследование причин возникновения проблемы (исследовательская задача, • построение прогноза дальнейшего развития системы (прогнозная задача, • поиск решения, выхода из затруднительной ситуации в конкретных условиях (изобретательская задача) Примеры анализа педагогических задач Ситуация «Об отверженном ребёнке» В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает.

Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику.

1. Исследовательская задача: • Что есть?

— есть группа детей и отдельный мальчик, с которым не хотят играть, • Что не устраивает? — дети игнорируют мальчика, не принимают в игры, • Что нужно?

— чтобы дети приняли мальчика в круг общения. 2. Прогнозная задача: помочь мальчику войти в детское общество 3. Изобретательская задача: — выявить способности мальчика, значимые для других детей; — подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети. — поручение одно, но ежедневное и практически необходимое детям.
— поручение одно, но ежедневное и практически необходимое детям.

4. Идеальный конечный результат: научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку. Постоянно подчёркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу.

После снятия основного напряжения дать мальчику задание: научить завязывать шнурки других детей. Ситуация №1. Мальчик 5-ти лет гиперактивен. Он не может заниматься спокойными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей.

1. Исследовательская задача: • Что есть? — гиперактивный ребёнок. • Что не устраивает? — его излишняя подвижность мешает ему выполнять учебные задания, предлагаемые воспитателем.

• Что нужно? — чтобы ребёнок имел возможность выполнять задания для усвоения навыков. 2. Прогнозная задача: «Обратить вред с пользу» 3. Изобретательская задача: — Выработать единый подход к ребенку, который окажется приемлемым и для родителей, и для педагогов.

— Выбрать эффективную стратегию, например, использовать тактильный контакт, т.

е. в детском саду укладывая ребенка спать в тихий час, педагог, садясь рядом с ребенком, поглаживает его, произнося тихие и ласковые слова, снижая напряженность. — излишняя подвижность ребёнка должна стать обязательным условием выполнения задания.

— дать ребенку почувствовать свою успешность в определенной деятельности.

4. Идеальный конечный результат: материал, с которым работает ребёнок, размещается в разных местах комнаты. Выполнив одно задание, ребёнок должен узнать (отгадать, прочитать по схеме и т. д., где «спрятано» следующее задание и переместиться в нужную часть помещения. Ситуация №2 Часто можно видеть, как на занятиях, не успел еще педагог задать вопрос, а ребенок уже тянет руку – готов ответить.

Ситуация №2 Часто можно видеть, как на занятиях, не успел еще педагог задать вопрос, а ребенок уже тянет руку – готов ответить. От нетерпения он трясёт рукой, встаёт с места, выкрикивает. 1. Исследовательская задача: • Что есть?

— нетерпеливый ребенок. • Что не устраивает?

–ребенок часто перебивает педагога и сверстников, давая личные оценки происходящему. • Что нужно? – чтобы ребёнок не мешал образовательному процессу группы.

2. Прогнозная задача: — сформировать моральное и нравственное сознание недисциплинированного ребенка, двигательную и волевую регуляцию.

3. Изобретательская задача: — познакомить детей с правилами этикета с помощью литературных произведений юмористического характера. — тренировать усидчивость и поощрять за спокойное поведение. — отсаживать недисциплинированного ребенка за другой стол таким образом, чтобы он видел своих сверстников за работой.

Такая «изоляция» почти всегда успокоительно действует на ребенка. — установить правила поведения на занятиях и предупредить о последствиях их несоблюдения.

4. Идеальный конечный результат: «Я понимаю, что вам очень интересно и хочется сказать всем. Но чтобы слышать, что говорят товарищи, давайте договоримся, говорить будет тот, у кого в руках микрофон».

В данном случае предмет в руках ребенка несет дополнительный тройной стимул — признак законной очередности, помощник свободного высказывания (мы взрослые сами частенько крутим что-нибудь в руке при важном разговоре) и реализованное право самостоятельно выбрать следующего говорящего Ситуация №3 В любой возрастной группе можно встретить ребенка, который не уверен в себе. Прежде чем приняться за какое-либо дело, он несколько раз переспрашивает или долго смотрит как делают другие.

Начинает он действовать, только когда взрослый подбадривает либо, когда никто не смотрит на него.

1. Исследовательская задача: • Что есть? – робкий ребенок. • Что не устраивает? — заниженное представление о собственных возможностях и способностях.

• Что нужно? – научить справляться с жизненными проблемами на данном возрастном этапе. 2. Прогнозная задача: — научить ребенка не сомневаться в себе, своих возможностях и силах; 3. Изобретательская задача: — выявить причину неуверенности в себе; — научить частично преодолевать свою робость, обдумывая возможные альтернативы своих замыслов и поступков, ставя перед ним выполнимые задачи; — повысить самооценку посредством игр для развития уверенности; — подбадривать ребенка, стимулировать активность, накапливать его «багаж успехов».
Изобретательская задача: — выявить причину неуверенности в себе; — научить частично преодолевать свою робость, обдумывая возможные альтернативы своих замыслов и поступков, ставя перед ним выполнимые задачи; — повысить самооценку посредством игр для развития уверенности; — подбадривать ребенка, стимулировать активность, накапливать его «багаж успехов».

4. Идеальный конечный результат: ребенок проявляет инициативу при выполнении заданий и поручений взрослого. Накапливается «багаж успехов», а, следовательно, повышается самооценка. Ребенок научиться адекватно воспринимать критику.

Станет эмоционально устойчив, может проявить лидерские качества. Закрепится позиция успешности. Особенности развития детей с новым типом сознания свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и образовании, новых компетенций воспитателя.

«Принципы воспитания детей 21 века»: Детям нужны границы дозволенного.

Определить их должны взрослые. Если родители не установят границ, их установят дети, но не для себя, а для родителей.

Однако наличие рамок не должно лишать процесс воспитания творческого подхода. Иногда ребенку следует позволять самостоятельно устанавливать границы, дабы они учились проявлять инициативу.

С детьми необходимо общаться, как с равными, при этом не возлагая на них взрослые проблемы и обязанности.

Объясняйте свои требования, действия и слова, предоставляя право высказать собственное мнение относительно обсуждаемого вопроса. Говоря ребенку о любви, следует проявлять еще и уважение.

В обратном случае слова останутся только словами, в которые ребенок не будет верить. Проявления искренней любви – это то, что необходимо каждому человеку и то, что помогает людям оставаться людьми, даже если это маленькие дети. Дети замечают хитрости и ложь, поэтому не стоит применять их относительно малыша: он умнее, чем кажется.

Дети должны давать выход чрезмерной физической энергии.

Наблюдайте за общением маленьких детей: они многому могут научить! В век модернизаций и инноваций современный воспитатель должен очень многое знать и уметь не только касающееся своей педагогической деятельности, но и любых других отраслей современности, так как вопрос растущего и развивающегося ребенка может быть порой совсем не предсказуем. Роль ребенка, как пассивного объекта педагогического воздействия осталось в прошлом, сейчас используется в работе личностно – деятельностный подход, в котором дети являются активными субъектами и приобретают способность действовать в различных проблемных ситуациях.

Раздел II Педагогическая ситуация № 1.

Ученик не доволен своей отметкой и в качестве протеста влезает во время урока на стол. В классе раздался звонкий жуткий смех детей, что очевидно, повлекло за собой срыв рабочей обстановки. Урок было невозможно продолжить.

Как купировать скандал? Какими путями можно было избежать такой ситуации? Как вернуть рабочую обстановку на урок, если всё же такой случай уже произошел?

Решение. Я считаю, что такая ситуация возникла не просто так, виной всему скорее всего была поставленная ранее оценка, с которой мальчик был категорически не согласен, и так неумело решил выказать свой протест, видимо ничего более умного придумать не смог. Избежать этой ситуации, скорее всего, можно было бы пояснив сразу же и вовремя причину выставления ученику данной оценки, а так же было бы очень хорошо, объяснить ученику какими путями её можно исправить, и в какое время, чтобы он на этом не зацикливал своё внимание. Учителю же не стоит делать акцент на данной ситуации, раз уж она произошла, во время проведения урока, а тем более вступать в перепалку.

Можно было сказать:

«Для того, чтобы исправить оценку не обязательно так высоко забираться»

и попросить спуститься с парты, спокойно продолжая урок, а после урока, естественно, оставить ученика и поговорить. Желать в добавок попросить помыть парту, может больше не захочется так поступать.

Педагогическая ситуация №2. Девочка Маша, ученица 7 «В» класса, постоянно отвлекалась на занятиях со своей подругой.

Учительница это заметила, и, прервав отвечающего ученика, попросила Машу немедленно продолжить ответ.

Девочка совсем не растерялась, очень обстоятельно изложила материал урока, притом, в дополнение, используя в ответе сведения из дополнительной литературы. Но учительница только ещё сильнее раздражилась и поставила «3», объясняя это тем, что Маша разговаривала на уроке.

Оцените, пожалуйста, действия учительницы.

Решение. Учительница явно была не права, поставив Маше незаслуженную двойку. Прежде всего, ей стоило заметить, что, не смотря на то, что девочка отвлекалась, она подробно ответила, за что стоило ей поставить «5».

Конечно, поведение ученицы тоже не правильное, всегда тяжело вести урок, когда в классе стоит шум и гам, можно было бы после ответа сказать:

«Молодец, Маша, что хорошо знаешь данный материал, но всё же тебе стоит вести себя потише, и не мешать и не отвлекать других учеников от работы, иначе, я поставлю тебе в журнал «2»

за поведение.» Так же учительнице не стоило разряжать своё эмоциональное состояние на ребёнке, хотя девочка и вела себя не подобающим образом, оценивать стоило ответ, а если уж так сильно хотелось как то поставить ученицу на место, можно было бы поставить в дневник вторую оценку, но уже за поведение или написать замечание. Педагогическая ситуация № 3. Трое учащихся девятого класса не однократно были замечены в нетрезвом состоянии в одном из развлекательных мест села. Об этом обстоятельстве стало известно педагогам, однако, факт никем из них не проверен и не подтверждён, хотя, по словам родителей некоторых учеников, он имел место.

Указанные родители не хотят выступать источником информации, не желая портить отношения с родителями подростков. Педагоги решили просто не принимать никакого решения и не предавать ситуации значения. Правильно ли они поступили? Решение.

Конечно, оставлять без внимания данный случай не стоит, как минимум следовало бы задуматься о последствия, подростки в этом возрасте очень сильно подвержены постороннему влиянию, чаще всего негативному, и сбить их с истинного пути может любой.

Может развиться алкогольная зависимость, с раннего возраста и детей уже будет не остановить. Педагогам стоило, провести беседу с учениками, поговорить, рассказать о последствиях, прибегнуть к помощи психолога. И конечно же, обязательно, сообщить родителям, чтобы они в свою очередь тоже приняли какие-либо меры.
И конечно же, обязательно, сообщить родителям, чтобы они в свою очередь тоже приняли какие-либо меры.

А то, что оставили без внимания, это халатное отношение к детям.

Педагогическая ситуация № 4. Ученик 7 класса систематически не выполнял домашние задания, даже не пытался притронуться к тетрадям.

Учитель регулярно, каждый день ставил ему двойки в дневник и в журнал. Однажды учитель сказал:

«Саша, у тебя сплошные двойки и сегодня, появится ещё одна, и так будет до тех пор, пока не выполнишь домашнее задание»

.

На что ученик ответил: «Ну и ставьте!» Решение.

Ставить постоянно ученику двойки это не выход из положения, стоило оставить ученика после урока и выяснить причину такого поведения, может всё серьёзнее чем кажется, возможно у него проблемы дома или в школе. Или есть ещё один вариант, позаниматься с мальчиком, помочь ему разобраться в непонятных темах, дать что-то решить дополнительно, чтобы исправить полученные ранее двойки.

А систематически принижать ученика не даст никаких результатов, его самооценка только ещё больше упадёт.

Если не помогут беседы с учеником, можно привлечь родителей, чтобы они тоже приняли участие и поспособствовали в решение данной проблемы. Педагогическая ситуация № 5. «Костя вышел в коридор, тряхнул авторучкой, почему-то переставшей писать, и вдруг на новенькой, свежеокрашенной стене появились чернильные пятна.

Наталья Александровна, видевшая это, подошла и сказала, что придется самому вымыть стену. Костя стал ожесточенно тереть пятна. Скоро они исчезли, но свежевымытая полоса отчетливо выделялась на стене.

Тогда он решил промыть всю стену коридора. За этим занятием его застала классная руководительница. — Решил помочь тете Маше? Костя утвердительно махнул головой.

Обманывать он привык, репутация врунишки шла за ним с III класса. Хотелось сначала сказать правду, но как-то так получилось… Учительница, уже знавшая причину Костиного усердия, промолчала. А вот на классном собрании громко заявила: — Мы от всей души должны поблагодарить Костю за помощь тете Маше, которую он добровольно оказал ей вчера.

Костя видел одобрительные взгляды товарищей. Но по выражению лица учительницы понял, что она знает больше, чем он предполагал. Сам не зная почему, мальчик вдруг встал.

— Я совсем не хотел помочь…— и рассказал, как было дело. — Я всегда. Костя, считала, что ты — честный человек,— заметила учительница.— А с этой минуты буду верить тебе еще больше.

И все ребята будут тебя уважать, если будешь поступать так же честно, как сегодня. Возвращаясь к себе домой, мальчик думал: что бы еще такое сделать, чтобы честно признаться потом ребятам и пережить ту счастливую минуту всеобщего уважения к нему, которое он испытал?» Оцените действия учительницы.

Решение. Учительница поступила правильно, не стала сразу уличать парня во вранье, дала ему шанс исправиться, увидеть ошибки в своём действии, дала возможность объективно оценить всё не хорошее им сделанное, тем самым помогла парню, осознать, что говорить правду, намного лучше, чем постоянно лгать.

Не зря говорят «всё тайное рано или поздно становится явным» Автор Татьяна Попова. Острые и конфликтные педагогические ситуации возникают как у начинающих учителей, так и у достаточно опытных.

Они отражают глубинные психологические процессы во взаимоотношениях учителей и учащихся, педагогического и ученического коллективов. Эти ситуации имеют сигнальный характер.

Исход конфликта очень часто зависит от того, насколько быстро учитель отреагировал на первые сигналы учащихся. Слишком дорого порой платит учитель (да и ученик) за неблагополучный исход конфликтной ситуации.

В любой острой типичной педагогической ситуации каждый учитель поступает по-своему.

Конечно же, все стараются предотвратить конфликтные ситуации. У многих педагогов даже имеются свои «рецепты» профилактики подобных ситуаций, достойного выхода их них.

Давайте представим себе следующую ситуацию.

Войдя в класс на урок, вы обнаружили на доске карикатуру на себя. Ребята рассчитывали, что начнется поиск виновного и урок будет сорван. Что делать? А вот такая ситуация? Ученики собирались уйти с вашего дополнительного урока, причем вам попала в руки записка учащихся, в которой они договариваются уйти с урока и не очень лестно отзываются о вас.

Ученики собирались уйти с вашего дополнительного урока, причем вам попала в руки записка учащихся, в которой они договариваются уйти с урока и не очень лестно отзываются о вас. Что делать? По просьбе завуча вы заменяете заболевшего учителя в чужом классе. Начался урок. Класс совершенно неуправляем.

Вы здороваетесь — никакого внимания. Как быть? В конце статьи будут приведены конкретные решения этих педагогических ситуаций некоторыми учителями.

А пока обратите, пожалуйста, внимание на памятку.

Что следует помнить учителю (воспитателю).

  1. Конструктивное решение конфликтных ситуаций – необходимый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя.
  2. Положительные находки в работе зачастую забываются, промахи же помнятся долго, иногда всю жизнь.
  3. Всякие негуманные действия учителя вызывают противодействие.
  4. Если ученик бросил вызов учителю, значит у него есть на это причина.
  5. Разумнее провести глубокое размышление при первых симптомах неблагополучия, чем начать это после серьезных проявлений конфликта.
  6. Каждая конфликтная ситуация – острый сигнал о неблагополучии в развитии ребенка или целого коллектива.

Конфликт легче предотвратить, чем разрешить!

Целесообразно соблюдать следующие правила педагогического общения

  1. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
  2. Предупредительность и корректность поведения учителя снижает напряжение в общении.
  3. Хорошо организованная совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет.
  4. Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности (об этом будет рассказано в статье «Грамотная оценка»).
  5. Необходимо тщательно готовиться к уроку, чтобы не допустить даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
  6. Не следует за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.

Педагогические ситуации (из опыта некоторых учителей)

  1. Учительница, совершенно не обращая внимания на класс, стала рисовать на доске очень интересную картинку. Разговоры потихоньку прекратились.

    Дети начали внимательно рассматривать рисунок.

    Тогда она спросила, что бы это значило. Некоторые ребята высказали свое мнение Она поблагодарила.

    Начался нормальный урок.

  2. Учительница улыбнулась, подошла к доске, подправила рисунок и начала урок.

    Ребята были огорчены и удивлены. Урок прошел нормально. Больше такого не повторялось.

  3. Учитель демонстративно, на глазах у класса, прочел записку и сказал, что он теперь в курсе их подготовки ухода с урока, что его волнует их мнение о нем, но он не собирается мстить, а хочет разобраться, почему так произошло. Обязательно выслушает ребят, но просит и их выслушать его.

    В итоге ученики и учитель находят взаимопонимание и, довольные друг другом, продолжают урок.

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.

Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте. Рассмотрим педагогические ситуации и пример их решения.

Пожалуй, эти вопросы не могут не волновать практически любого человека. Почему? Все дело в том, что каждый из нас является либо родителем, либо старшим приятелем, либо чьим-то родственником, а значит, время от времени нам приходится сталкиваться с детскими или подростковыми капризами, серьезными обидами или даже жестокими драками. По мнению опытных специалистов, даже если сложные педагогические ситуации (и пример их решения будет показан ниже, кстати) не входят в сферу вашей профессиональной деятельности, справиться с ними все равно возможно.

Для этого нужно всего лишь знать основные законы и правила.

Данная статья расскажет о том, как найти общий язык с подрастающим поколением. Про решение педагогических ситуаций в школе, как, впрочем, и дома, будет рассказано с научной точки зрения.

С появлением ситуативных подходов при воспитании детей все чаще стали звучать такие понятия как «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача».

Что же подразумевают под собой данные термины? Можно ли рассматривать их в составе такого понятия, как учебная проблема?

Прежде всего, попробуем дать определение. Итак, педагогическая ситуация – это, как правило, жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие в процессе профессиональной деятельности учителя или воспитателя и породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения. Некоторые штатные педагогические ситуации, встречающиеся довольно часто, позволяют учителю, воспитателю или родителю быстро проанализировать действия учащихся (домочадцев), определить возникшие задачи и положительно их урегулировать.

Нестандартные (нештатные) педагогические ситуации (и пример их решения, как следствие) бывают сложными, а значит, требуют более длительного периода для устранения, хотя иногда могут быть и совсем неразрешимыми.

Роль таких ситуаций для изучения и оценки образовательного процесса огромна.

Почему? Ответ напрашивается сам собой. Именно через такие проблемы можно увидеть имеющиеся достоинства и недостатки всей деятельности.

Первостепенной причиной данной ситуации служит событие, возникшее в результате каких-либо проблемных факторов в школьной среде. Такие конфликтные ситуации обычно возникают в случае возникновения:

  1. недовольства, выраженного в раздраженности или негативном отношении к человеку или предмету;
  2. разногласий из-за отсутствия согласованности и сходства во мнениях или взглядах;
  3. противостояния в виде соперничества или сопротивления действиям кого-нибудь, чего-нибудь;
  4. разрыва, возникшего в результате нарушения взаимосвязи между кем-нибудь или чем-нибудь.
  5. противодействия – действия, препятствующего проявлению другого действия;

Любое конфликтное событие требует разрешения, и работа учителя заключается в проведении пошаговой детализации всех своих действий.

Такие события могут возникать целенаправленно или случайно.

Но, несмотря на причину, они должны разрешаться обдуманно и взвешенно, с учетом интересов всех участников конфликта. Для этого и предназначены специальные методы решения сложных педагогических ситуаций.

При обнаружении факта необходимо провести описание конкретной педагогической проблемы и определить характер ее содержания.

Проведение анализа и оценки ситуации помогает выявить сущность конфликта и сформулировать наиболее значимые задачи. В соответствии с полученной и проанализированной информацией специалист может подобрать конкретные методы педагогической работы.

Выбор вариантов решений во многом зависит от профессионального опыта учителя, а также от его дополнительной теоретической и практической подготовки. Большое значение для урегулирования конфликта имеет умение учителя правильно провести самоанализ и оценку своих действий и принятого решения.

Учителя, имеющие большой профессиональный стаж и опыт, особо не нуждаются в пошаговой детализации своих действий.

Но молодым педагогам такая методика может помочь в работе с детьми тогда, когда необходимо быстрое и четкое решение педагогических ситуаций в ДОУ, к примеру, или в младших классах средней школы.

В течение учебного дня педагог постоянно взаимодействует с учащимися и сталкивается с различными трудностями. У опытных специалистов методы решения сложных педагогических ситуаций наработаны годами, начинающим же иногда приходится очень нелегко.

Почему же? Все дело в том, что школьникам сложно ежедневно придерживаться правил поведения и выполнять требования учителей, поэтому в школьной среде возможны нарушения порядка, ссоры, обиды и т. д. Первое действие – обнаружение факта. К примеру, учитель увидела, как учащийся младших классов испортил ножом перила на лестнице.

Либо кто-то из учеников подрался с одноклассником на перемене или не выполнил своих обязательств, а педагог также об этом узнал.

Событие лучше детально описать и озаглавить, что в дальнейшем поможет найти суть конфликта. В поиске истины важен диалог и даже спор.

Вот перед нами готовая педагогическая ситуация. Примеры на самом деле можно приводить бесконечно, мы же разберем, например, ситуацию с порчей лестничных перил, которую можно назвать так: «Это же нельзя!» Учитель, спускаясь по ступеням, случайно заметила, как ученик перочинным ножом пытался резать перила лестницы.

Увидев преподавателя, мальчик убежал, забыв даже куртку на площадке. Обо всем случившемся учитель рассказал матери ребенка, которая просто не поверила, что ее сын мог такое совершить.

Она была убеждена в том, что сын ее совершенно не виноват, и это сделали другие ребята, ведь они живут в квартире с идеальным порядком и красивой обстановкой, все в семье бережно и аккуратно относятся к вещам и мебели. На вопрос матери сын признался, что просто хотел попробовать свой ножик в деле.

Каково же было удивление и возмущение мальчика, когда учитель предложила ему порезать у себя дома стол или стул.

Он просто был уверен, что так делать нельзя, ведь этот стол ему купил отец.

После восстановления картины этой ситуации можно перейти к ее анализу.

Готовое решение педагогических ситуаций с ответами на все вопросы найти практически нереально. Ведь даже для каждой возрастной категории характерны свои стандартные случаи.

Для детей младшего школьного возраста, к примеру, свойственны следующие ситуации:

  1. Порча вещей. Многие дети пренебрежительно относятся к личным и чужим вещам, портят их.
  2. Драки, потасовки. Причин агрессивного и жестокого поведения ребенка по отношению к другому лицу множество: из-за разногласий во мнениях и взглядах; из-за желания отомстить, выделиться или утвердиться и т. д. Такое поведение начинает зарождаться и укрепляться еще в младшем школьном возрасте. Впоследствии же могут возникнуть более серьезные психолого-педагогические проблемы.
  3. Обмены. Взаимоотношения детей между собой по принципу «я тебе, ты мне» широко распространены и поддерживаются детьми. Но обмен без правил может спровоцировать ссоры и способствовать развитию амбиций, корысти или обиды, приводящих к конфликтным ситуациям.
  4. Клички и прозвища. В школах дети при общении между собой называют друг друга чаще всего не по именам, а по кличкам, и довольно часто именно с целью унижения достоинства.
  5. Ябедничество, доносительство и жалобы. Дети знают, что сверстники негативно относятся к ябедничеству и доносительству. Однако школьники постоянно жалуются учителям: «А он у меня забрал…»; «А она у меня списывает…»; «А он толкнул меня» и т. д.
  6. Страхи. Дети младших классов подвержены чувству страха. Они испытывают страх перед родителями, учителями, посторонними людьми, животными и т.д.

Такого плана педагогические ситуации (и пример их решения не будет универсальным) можно перечислять до бесконечности.

Чтобы правильно проанализировать вышеприведенный пример педагогической ситуации относительно порчи школьного имущества, необходимо получить ответы на следующие вопросы:

  1. В чем заключается причина конфликта?
  2. Что послужило мотивом этого поступка?
  3. Кто главный участник этого события и диалога?

Главным участником события является ученик. К своим личным вещам он относится бережно, но спокойно портит школьное имущество.

В основе этого конфликта лежит разногласие.

Мальчик уверен, что его поступок не противоречит принятым нормам поведения.

Хотя понятно, что нужно беречь не только свои вещи, но и общественные. Свои действия он совершает неумышленно, так как не осознает, что нарушает правила поведения. Педагогическая проблема, как говорится, налицо.

По всей видимости, отец, подарив сыну перочинный ножик, не объяснил основное предназначение этого предмета.

Анализ события позволяет правильно сформулировать задачи, среди которых следует выделить наиболее значимые. После определения значимости приступают к их решению и урегулированию.

В нашем примере возникают следующие задачи:

  1. донести до понимания родителей, что при воспитании нужно уделять внимание таким качествам, как бережливость и аккуратность: ребенок должен бережливо относиться не только к своим вещам, но и к чужим;
  2. провести беседу с детьми в классе, где учится мальчик, и не оставлять без внимания случаи, когда школьники портят вещи.
  3. помочь ребенку осознать свою ошибку, чтобы в будущем он не совершал подобных поступков;

Самый трудный этап после обнаружения ситуации – это выбор способа решения. Можно с уверенностью сказать, что современному учителю это дается совсем нелегко. Конечно, опыт в решении штатных ситуаций имеется, но он до сих пор мало изучен.

Именно через разрешение педагогических ситуаций происходит взаимодействие учителя с учащимися, где он напрямую контактирует с ребенком по поводу его конкретного действия и поступка. Если вернуться к нашему примеру ситуации, то видно, что родителями в воспитании ребенка были допущены ошибки, повлекшие нарушение им общепринятых норм поведения.

Первая ошибка родителей — они не приучили сына бережно относиться к посторонним вещам. Вторая ошибка – отец, подарив ему ножик, не объяснил его предназначение. В этом случае педагог может посоветовать родителям обсудить с сыном ситуацию, помочь ему понять неправильность своего проступка, рассказать о назначении перочинного ножа и в дальнейшем совместно с отцом отремонтировать лестничные перила.

Дальнейшая воспитательная работа во многом зависит от эффективности примененного варианта разрешения педагогической задачи.

Итак, как говорится, налицо педагогическая ситуация. Примеры решения как этого, так и подобных случаев, рассмотрим ниже.

В чем особенности психики и поведения детей, в частности подростков?

  1. Отрицательное лидерство. С таким ребенком лучше не спорить и не конфликтовать, не делать замечаний в присутствии других. Надо постараться найти с ним контакт и подружиться, подсказать, как стать настоящим лидером, имеющим авторитет.
  2. Проявление тревожности, нестабильного эмоционального состояния, страха, застенчивости или неумения общаться со сверстниками. Что делать? Стараться не сравнивать с окружающими, больше использовать телесный контакт, способствовать повышению самооценки, меньше делать замечаний в адрес ребенка (только в крайних случаях), быть во всем примером. Также в этом случае лучше не заставлять подростка участвовать в каких-либо соревнованиях и работах, учитывающих скорость.
  3. Детям подросткового возраста свойственна конфликтность, выражаемая как вызов обществу, упрямство. Для них мнение ровесников имеет большое значение и выше мнения взрослых. Самый лучший вариант выхода из этих ситуаций – попытаться понять их и причину такого поведения, учитывать их мнение, предоставить больше подконтрольной самостоятельности, сотрудничество.
  4. Одиночество, замкнутость, сильная ранимость, вспыльчивость и раздражительность. С помощью индивидуальных бесед помочь ребенку избавиться от этих эмоционально-психологических проблем, объяснить, как их сгладить и преодолеть. В коллективе стараться хвалить подростка и подчеркивать его положительные качества.
  5. Ложь, обман. При обнаружении факта обмана обсудить с ребенком ситуацию и объяснить дальнейшие негативные последствия для него и для других. Главное, чтобы он понял, что ложь ведет к потере доверия окружающих людей.
  6. Воровство, кража чужих вещей. При выявлении подобного поступка педагогу следует поговорить с подростком, попытаться его убедить в необходимости возврата вещи владельцу с извинениями. Чтобы его поддержать, можно отправиться вместе с ним, но только в роли молчаливого сопровождающего. Если в классе знают о случившемся, то необходимо с детьми обсудить этот неприятный поступок. При этом следует выслушать мнение каждого и совместно сделать вывод. Дети должны понять, что такие действия противоправны.
  7. Проявление школьного «буллинга» — социального явления, выраженного в агрессивном настрое с преднамеренным преследованием, жестокостью, оскорблениями и унижениями других детей в присутствии сверстников. Важно помнить, что педагог, заметив такое явление, не должен акцентировать на этом внимание и выносить на всеобщее рассмотрение. Это может настроить зачинщиков еще более агрессивно против своей жертвы, что, в свою очередь, заставит пострадавшего испытывать еще большую неуверенность в себе и стыд. Особое внимание необходимо уделять развитию способностей к творчеству, умственным преобразованиям и креативному мышлению. В основу воспитания также должно входить развитие эмпатии – чувства сопереживания эмоциональному состоянию другого человека.
  1. Покупаем дом в Подмосковье Рынок загородной недвижимости развивается очень динамично.

    Желающих купить дом в Московской области все больше – это выгодное и доступное вложение средств. К тому же, именно сейчас аналитики отмечают некоторое снижение цен, а это значит, что недорогие дома в […]

  2. Размер пенсии по инвалидности 1 группы в 2018 году Если говорить о состоянии человеческого организма с позиции его здоровья, то самая серьёзная – это, конечно же, первая группа инвалидности.

    К этой категории относятся граждане с тяжёлой дисфункцией жизненно важных органов и систем […]

  3. Эссе на тему легче создавать законы чем следовать им наполеон бонапарт Правоведение «Легче создавать законы, чем следовать им».

    (Наполеон Бонапарт) Автор данного высказывания хотел сказать, что люди обладающие властью и создающие законы, которым должен подчиняться народ, зачастую сами не […]

  4. Здравствуйте!

    Подскажите, пожалуйста, что нужно, чтобы встать в реестр сельхозпроизводителей? Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, что нужно, чтобы встать в реестр сельхозпроизводителей? Рассмотрев Ваше обращение о включении в реестр сельхозпроизводителей, Министерство агропромышленного […]

  5. ВНЖ в Италии по единому налогу Глава аппарата министерства финансов Италии Фабрицио Пагани сообщил, что в рамках недавно введенной единой схемы налогообложения, предназначенной для привлечения в страну инвесторов и состоятельных людей, в Италию переселилось около 150 богатых эмигрантов.

    […]

  6. 7 вакансий Семейная пара в Киеве Обслуживающий персонал (семейная пара) , 15000 грн Полная занятость, готовы взять студента. Условия работы: В домашнее хозяйство в Бориспольском р-не требуются работники и семейная пара, которые… Обслуживающий персонал (семейная пара) , 27000 грн Полная […]
  7. Форум Челябинских Автомобилистов ОСАГО, в разы дешевле!

    Dana 07 сен 2012 MrFirst 07 сен 2012 svat 07 сен 2012 Dana,еще раз. ОСАГО не может стоить дешевле или дороже.

    Тарифы по ОСАГО устанавливаются ЗАКОНОМ. Дак что это лохотрон ? Все понимают , что не может стоить дешевли , ты копни […]

  8. Справочная информация о Зюзинском районном суде г. Москвы Зюзинский районный суд г.

    Москвы 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 20/30, к. 4 — отдел гражданского судопроизводства (канцелярия): — отдел уголовного судопроизводства (канцелярия): Понедельник-четверг с 9.00 до 17.45 […]

Этика педагога как форма взаимодействия школьного сообщества

Отдел образования Бурлинского района Выступление на тему: «» (районный семинар учителей русского языка и литературы – 31.03.2017г.) Подготовила учитель Березовского КШД Сембиева Г. Т. Тема: «» Цель: познакомить с основными понятиями этики, проанализировать педагогические ситуации, активизировать взаимодействие школьного сообщества.

План: Трансляция видео «Этика для всех» (Приложение 1) Тренинг: участники становятся в круг, один из участников должен выйти из него, у остальных нет цели задерживать коллегу.

Вывод: каждый выходит из ситуации по своему усмотрению: кто-то использует силу, кто-то хитрость, а кто-то мирно решает проблемы. Работа в группах. Участникам раздается ресурс с Правилами педагогической этики (Приложение 2), после прочтения и группового обсуждения они приходят к выводу, что невыполнимых требований нет, поэтому соблюдать их не так и трудно.

Работа в группах. Группам раздается педагогические ситуации (Приложение 3). После обсуждения группа предлагает свои решения. Вывод: по сути в каждой школе ситуации повторяются, но решение не должно противоречить закону и принципам морали.

Просмотр видеоролика «Учитель – больше, чем профессия» (Приложение 4).

Приложение 2 Приказом и.о. Министра образования и науки РК от 8 января 2016 года № 9 утверждены правила педагогической этики, сообщает Zakon.kz.Так, основными принципами педагогической этики являются: 1) добросовестность педагога — предполагает его ответственность за результат обучения и воспитания, умение осуществлять коррективы в своей деятельности, развитую способность к критике и рефлексии, открытость для любых мнении учеников, родителей, коллег; 2) честность — предполагает открытость его оценочной деятельности, прозрачность создаваемой им образовательной среды. Честность запрещает педагогу нарушать права ученика, его родителей (законных представителей), коллег; 3) уважение чести и достоинства личности — педагог уважает честь и достоинство ученика, родителя, людей, которые становятся объектами его профессионального внимания, тактичен в общении с ними.

Он искренне желает развития ребенка, проявляет готовность всегда прийти ему на помощь, деликатность в оценке успехов (неуспехов) обучающегося. Не допускается применение методов физического, морального и психического насилия по отношению к участникам образовательного процесса; 4) уважение общечеловеческих ценностей: признавая приоритет общечеловеческих ценностей, педагог с уважением относится к особенностям, ценностям и достоинству каждой национальной культуры.

Педагог воспитывает культуру межнациональных отношений, пробуждает у обучающихся уважение прав и достоинства всех наций и всех людей вне зависимости от возраста, пола, языка, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и имущественного положения или любых иных обстоятельств. Педагог способствует созданию климата доверия и уважения в школьном коллективе.

5) профессиональная солидарность: педагог заботится о престиже профессии, уважает честь и достоинство коллег, не допускает действий, наносящих ущерб авторитету учительства.

Не допускается в какой бы то ни было форме злоупотреблять доверием своих коллег, мешать им выполнять профессиональные обязанности, наносить им какой-либо ущерб. Педагог оказывает содействие коллегам в повышении уровня теоретического и методического мастерства, в развитии творческих способностей, приходит на помощь к коллегам, попавшим в беду. Профессиональная солидарность не может служить оправданием неправды и несправедливости.

6) непрерывность профессионального развития.

Педагог совершенствует свое профессиональное мастерство, интеллектуальный, творческий и общенаучный уровень.

Также указывается, что в своей деятельности педагогические работники: — способствует воспитанию обучающихся и воспитанников в духе высокой нравственности, уважения к родителям, этнокультурным ценностям, бережного отношения к окружающему миру; — не допускают совершения действий, способных дискредитировать высокое звание педагогического работника Республики Казахстан; — добросовестно и качественно исполняют свои служебные обязанности: — непрерывно совершенствуют свое профессиональное мастерство, активно занимаются самообразованием и самосовершенствованием; — неукоснительно соблюдают трудовую дисциплину; — бережно относятся к имуществу организации образования и не используют его в личных целях; — принимают меры по предупреждению коррупции, своим личным поведением подают пример честности, беспристрастности и справедливости; — не допускают использования служебной информации в корыстных и иных личных целях; — личным примером способствуют созданию устойчивой и позитивной морально-психологической обстановки в коллективе; -) придерживаются делового стиля в одежде в период исполнения своих служебных обязанностей. В отношениях с участниками образовательного процесса педагогические работники: — уважают нравы, честь и достоинство человека независимо от возраста, пола, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и имущественного положения или любых иных обстоятельств; — не допускают фактов финансовых и иных вымогательств по отношению к участниками образовательного процесса, прилагают усилия по пресечению таких действий со стороны своих коллег; — своими действиями не дают повода для обоснованной критики со стороны общества, использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей профессиональной деятельности; — оказывают профессиональную поддержку участниками образовательного процесса. В отношениях с коллегами педагогические работники должны соблюдать общепринятые морально-этические нормы, быть вежливыми и корректными; не ставить публично под сомнение профессиональную квалификацию другого педагога.

Приложение 3 Педагогические ситуации с ответами Раздел IIПедагогическая ситуация № 1.Ученик не доволен своей отметкой и в качестве протеста влезает во время урока на стол. В классе раздался звонкий жуткий смех детей, что очевидно, повлекло за собой срыв рабочей обстановки. Урок было невозможно продолжить.Как купировать скандал?

Какими путями можно было избежать такой ситуации? Как вернуть рабочую обстановку на урок, если всё же такой случай уже произошел? Педагогическая ситуация №2. Девочка Маша, ученица 7 «В» класса, постоянно отвлекалась на занятиях со своей подругой.

Учительница это заметила, и, прервав отвечающего ученика, попросила Машу немедленно продолжить ответ.

Девочка совсем не растерялась, очень обстоятельно изложила материал урока, притом, в дополнение, используя в ответе сведения из дополнительной литературы.

Но учительница только ещё сильнее раздражилась и поставила «3», объясняя это тем, что Маша разговаривала на уроке. Оцените, пожалуйста, действия учительницы.

Педагогическая ситуация № 3.Трое учащихся девятого класса не однократно были замечены в нетрезвом состоянии в одном из развлекательных мест села. Об этом обстоятельстве стало известно педагогам, однако, факт никем из них не проверен и не подтверждён, хотя, по словам родителей некоторых учеников, он имел место. Указанные родители не хотят выступать источником информации, не желая портить отношения с родителями подростков.

Педагоги решили просто не принимать никакого решения и не предавать ситуации значения.

Правильно ли они поступили? Педагогическая ситуация № 5.«Костя вышел в коридор, тряхнул авторучкой, почему-то переставшей писать, и вдруг на новенькой, свежеокрашенной стене появились чернильные пятна.

Наталья Александровна, видевшая это, подошла и сказала, что придется самому вымыть стену.Костя стал ожесточенно тереть пятна. Скоро они исчезли, но свежевымытая полоса отчетливо выделялась на стене. Тогда он решил промыть всю стену коридора.

За этим занятием его застала классная руководительница.— Решил помочь тете Маше?Костя утвердительно махнул головой. Обманывать он привык, репутация врунишки шла за ним с III класса. Хотелось сначала сказать правду, но как-то такполучилось…Учительница, уже знавшая причину Костиного усердия, промолчала.А вот на классном собрании громко заявила:— Мы от всей души должны поблагодарить Костю за помощь тете Маше, которую он добровольно оказалей вчера.Костя видел одобрительные взгляды товарищей.

Нопо выражению лица учительницы понял, что она знает больше, чем он предполагал. Сам не зная почему,мальчик вдруг встал.— Я совсем не хотел помочь…— и рассказал, какбыло дело.— Я всегда.

Костя, считала, что ты — честный человек,— заметила учительница.— А с этой минуты буду верить тебе еще больше. И все ребята будут тебя уважать, если будешь поступать так же честно, как сегодня.Возвращаясь к себе домой, мальчик думал: что бы еще такое сделать, чтобы честно признаться потом ребятам и пережить ту счастливую минуту всеобщего уважения к нему, которое он испытал?» Оцените действия учительницы. Педагогическая ситуация № 4.Ученик 7 класса систематически не выполнял домашние задания, даже не пытался притронуться к тетрадям.

Учитель регулярно, каждый день ставил ему двойки в дневник и в журнал. Однажды учитель сказал:

«Саша, у тебя сплошные двойки и сегодня, появится ещё одна, и так будет до тех пор, пока не выполнишь домашнее задание»

.

На что ученик ответил: «Ну и ставьте!» Приложенные файлы

  1. Размер файла: 24 kB Загрузок: 0

Запись опубликована автором в рубрике .

Норкин «уделал» хейтеров «безвкусным» анекдотом про Вовочку и авторучку

30 апреля 2022 16:45 &nbsp / &nbsp Обновлено: 30 апреля 2022 17:42 1206 Nation News &nbsp/&nbsp Nation News Москва, 30 апреля. Телеведущий Андрей Норкин под занавес ток-шоу «Место встречи» на телеканале НТВ решил рассказать такой анекдот, чтобы его критикам «неповадно было».Гости и эксперты обсуждали интерьеры жилья россиян: безвкусны они в общей массе или же самобытны. Соведущий Норкина Иван Трушкин заявил, что все дурновкусие исходит от попыток скопировать чужое.

Подводя черту под рассуждениями о дурновкусии, Андрей Норкин признался, что у него тоже есть хейтеры, которые обвиняют его в отсутствии чувства юмора. «Я обещал вас шокировать дурным вкусом. Меня часто обвиняют в дурновкусии, поэтому я решил, что следует какой-то анекдот дурного вкуса подогнать, чтобы всем было неповадно», — предупредил Норкин собравшихся.

Аудитория приготовилась. Юмореска вышла длиннее обычных коротких шуток телеведущего. «Вовочка сидит в школе, идет урок, а он играет авторучкой, щелкает все время. Учительница смотрела-смотрела, а потом крикнула: — Вовочка, ты мешаешь нам заниматься!

— Марьиванна, а я вот просто думаю. Ручка — она женского рода, стержень — мужского, а детей у них нет, ха-ха-ха. Учительница выгнала Вовочку: — Ну-ка, вон из класса, завтра в школу с отцом!» — начал Норкин.

Prt Scr youtube.com &nbsp/&nbsp НТВПервая часть анекдота уже была скабрезной по меркам программы, однако развязка истории была только впереди. «Вовочка приходит домой, говорит: — Батя, тебя завтра в школу.

— А что такое? — Ну, я сказал, что ручка — женского рода, стержень — мужского, а детей у них почему-то нет.

— Ну-ка, дай-ка сюда. Отец разбирает ручку, достает пружину и говорит: — Ну, правильно, там же спираль стоит!» — аудиторию сотряс взрыв хохота, а Норкин эффектной развязкой «уделал» завистников. Анекдоты от Норкина — добрая традиция программы «Место встречи» на НТВ.