Какое максимальное наказание за злоупотребление полномочиями



Какое максимальное наказание за злоупотребление полномочиями

Уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями

В 23 главе Уголовного кодекса содержится весь перечень норм, регулирующих предусмотренные меры наказания за правонарушения в области деятельности коммерческих и других некоммерческих организаций. Основная их цель: защищать права компаний, акционеров, служащих и владельцев учреждений от неправомерных поступков лиц, которые используют наделенные им полномочия во вред организации или законным интересам других граждан. Одним из таких правонарушений является злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ). В 2021 году в общем перечне всех регистрируемых преступлений и применяемых к ним мер наказания в РФ злоупотребление служебными полномочиями заняло очень малый процент.

Однако данный факт не исключает высокую опасность данного вида правонарушений для общества, поскольку злоупотребление полномочиями нарушает нормальную работу коммерческих либо других организаций, а также нарушает права простых граждан.

Злоупотребление полномочиями – использование уполномоченным лицом, которое занимает управленческое положение в коммерческом или другом учреждении, своих прав во вред данной организации для получения собственной выгоды или выгоды для некоторых других лиц; или же намеренное причинение данным лицом существенного ущерба иным гражданам, предприятиям или же другим законным интересам государства. Основной объект данного правонарушения – нормальное функционирование коммерческих либо других объединений.

Другой дополнительный объект злоупотребления полномочиями — законные права, интересы граждан, общества в целом и государства.

Статья 50 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что под коммерческими организациями подразумеваются учреждения разных форм собственности, главная цель которых — извлечение прибыли.

Как правило, коммерческими организациями выступают всевозможные хозяйственные товарищества, кооперативы, муниципальные и государственные объединения. Иные организации (в статье 201 УК РФ) – некоммерческие учреждения, у деятельности которых главной целью не является получение дохода и его распределение.

К ним относятся общественные учреждения (партии, спортивные общества, профсоюзы и т.д.), религиозные объединения, волонтерские и подобные фонды. Также под некоммерческими организациями подразумеваются образовательные организации (ВУЗ, школа, интернат, гимназия, лицей), культурные объединения и структуры здравоохранения. Объективную сторону злоупотребления служебными полномочиями можно охарактеризовать следующими обязательными составляющими:

  • Его действия принесли существенный вред не только организации в целом, но и правам других лиц, организаций, общества, государства;
  • Гражданин использует свои полномочия в ущерб организации;
  • Между неправомерным использованием полномочий и повлекшими за ними последствиями существует тесная причинная связь.

При этом под объективной стороной злоупотребления полномочиями может подразумеваться как действие, так и бездействие.

Судебная практика показала следующие распространенные примеры неправомерных действий уполномоченного лица:

  1. оформление кредита на крайне невыгодных для учреждения условиях;
  2. подписание договора или приказа для нерационального распределения имущества компании;
  3. продажа производимой продукции подставным организациям по слишком заниженной стоимости;
  4. неправомерное израсходование денег предприятия;
  5. попустительство выполнения правонарушений.

В акционерных обществах наблюдаются такие нарушения уполномоченными лицами:

  1. неправильно подсчитывают количество голосов во время голосования;
  2. завышают или понижают норму оплаты труда;
  3. создают ложные протоколы заседаний акционеров.
  4. скрывают бухгалтерскую документацию от других участников предпринимательской деятельности;
  5. действуют не в согласии с решением, принятым собранием акционеров;
  6. они совершают действия, которыми должны заниматься другие предназначенные для этого работники;
  7. не выплачивают дивиденды;
  8. незаконно делят прибыль между акционерами;

Что же подразумевается под злоупотреблением прав уполномоченных лиц в виде бездействия? В таком случае данный гражданин может пренебрегать обязанностью предпринимать необходимые действия на благо предприятия: отказываться добиваться возмещения причиненного ущерба, игнорировать нарушителей дисциплины, отказываться подписывать необходимые приказы. Субъективную сторону злоупотребления властью должностными лицами характеризует преднамеренная форма вины с прямым или же с косвенным умыслом.

Данный гражданин прекрасно понимает, что своими неправомерными действиями он причиняет ущерб предприятию, где он занимает управленческую должность. Он в состоянии предусмотреть наступление негативных последствий (существенный вред), однако хочет этого, намеренно их допускает или же проявляет в этом вопросе безразличие. Обязательная характерная черта субъективной стороны состава данного преступления – это цель должностного лица – получить какую-либо выгоду непосредственно для себя (или для других), причинить ущерб иным гражданам.

201 статья УК РФ состоит из двух частей. В первом пункте сказано, что должностным лицам, «причинившим существенный вред» (цитата из статьи 201) организации, государству или другим людям грозит лишение свободы до 4 лет, а минимальное наказание — взыскание штрафа в размере до 200 тысяч рублей.

Во втором пункте регламентируются меры наказания для неправомерных действий лица, которые повлекли за собой «тяжкие последствия».

В таком случае минимальным наказанием является наложение штрафа в размере 1 млн рублей, а максимальное наказание — лишение свободы на 10 лет. В статье 201 Уголовного кодекса РФ указано максимальное наказание за злоупотребление полномочиями — лишение свободы и содержание под стражей сроком до 10 лет.
В статье 201 Уголовного кодекса РФ указано максимальное наказание за злоупотребление полномочиями — лишение свободы и содержание под стражей сроком до 10 лет.

Существуют некоторые сложности в понимании этих двух пунктов 201 статьи, поскольку в ней нет чекой формулировки терминов «существенный вред» и «тяжкие последствия», по которым определяется наказание нарушителю. Разъяснения для понимания сути состава преступления можно найти в комментариях к Уголовному кодексу РФ. Существенный вред является оценочным понятием.

Под ним подразумевается причинение ущерба в крупном размере: снижение рентабельности предприятия с последовавшим сокращением производственных мощностей и рабочих мест, потеря пострадавшими жилья или работы. К тяжким последствиям злоупотребления полномочиями можно отнести серьезные аварии, продолжительную остановку транспорта, нанесение материального вреда в особо крупных размерах, дезорганизация работы коммунальных служб, государственных учреждений, промышленных предприятий, летальный исход или серьезные телесные повреждения, нанесенные потерпевшему.

В этот перечень также входит вред, причиненный репутации предприятия или организации.

Для того, чтобы признать вред существенным или тяжким, следует брать во внимание конкретную степень негативного влияния злоупотребления полномочиями на обычную работу предприятия, учесть размер и характер нанесенного ей ущерба, изучить упущенные возможности, количество пострадавших и степень тяжести материального, физического, морального вреда, нанесенного им.

Примечательно, что если ущерб был нанесен только лишь интересам коммерческой компании, то, согласно статье 201 УК РФ, должностное лицо могут привлечь к уголовной ответственности исключительно по заявлению данного учреждения.

Если же ущерб был нанесен правам иных организаций, интересам граждан, государства или общества, то данное лицо будет привлечено к уголовной ответственности на общих основаниях. При этом основанием для возбуждения дела является рапорт представителя правоохранительных органов о составе преступления или же заявление любого другого лица (физического или юридического).
При этом основанием для возбуждения дела является рапорт представителя правоохранительных органов о составе преступления или же заявление любого другого лица (физического или юридического).

Согласно статье 201 УК РФ, субъектом злоупотребления своими полномочиями может стать любой человек, который занимает управленческую должность (как единоличный исполнительный орган, так и члены совета директоров, а также лица, которые временно их заменяют). Однако других лиц также могут по этой статье привлечь к уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями в качестве соучастников преступления.

Именно поэтому по статье 201 УК РФ привлекать к уголовной ответственности могут не только лишь руководство компаний. С другой стороны, суд не станет признавать лицами, занимающими управленческую должность в коммерческой или другой компании, сотрудников, которые занимаются исключительно техническими или профессиональными вопросами (к примеру, специалист определенной отрасли, секретарь, бухгалтер). Лица, которые выполняют функции, не связанные с управлением компании, по статье 201 УК РФ не несут уголовной ответственности.

Бесплатная юридическая консультация в регионах: 8-800-555-81-37 Свежие статьиРубрики Мы ВКонтакте ©2021 Уголовный эксперт

Статья 285.

Злоупотребление должностными полномочиями

См. комментарии к статье 285 УК РФ О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий см.

Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г.

N 19 от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 1 статьи 285 внесены изменения 1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет. от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 2 статьи 285 внесены изменения 2.

То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, — наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Пункт 1 изменен с 7 марта 2021 г. — от 24 февраля 2021 г. N 16-ФЗ Примечания.

1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»), а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. от 5 мая 2014 г. N 96-ФЗ в пункт 4 примечаний к статье 285 внесены изменения 4.

Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

5. . См. текст < глава 30.> Статья 285.1.

>> Содержание

Статьи 201, 285, 286 УК РФ: злоупотребление должностными полномочиями и служебным положением

Каждый знает, что использование своего служебного положения в личных целях запрещено законом.

Поэтому при совершении таких противозаконных действий, человек может получить соответствующее наказание. В некоторых отягощенных случаях, при нанесении вреда гражданину или организации в результате своих действий, возможна даже уголовная ответственность.

О наказании по статьям 201, 285, 286 УК РФ: злоупотребление должностными полномочиями, можно почитать немного ниже. Злоупотребление должностными полномочиями — это преступление средней тяжести, но в случае некоторых квалифицирующих обстоятельств, оно может стать тяжким преступлением.

В соответствии с действующим законом, злоупотреблением должностными полномочиями считается использование полномочий вопреки интересам организации.

Ситуация отягощается, если такое деяние было совершено из личной заинтересованности, и в результате повлекло серьезное нарушение прав, законных интересов граждан либо охраняемых действующим законом интересов государства и общества. Многочисленные признаки состава преступления могут оказывать существенное влияние на меру наказания. Поэтому в каждой ситуации рассматриваются признаки, относящиеся к составу данного преступления.

Объектом злоупотребления должностными полномочиями чаще всего является нормальная деятельность определенного человека в лице государственных органов, государственных учреждений, органов местного самоуправления и так далее. Учитывая то, что злоупотребление должностными полномочиями обычно приводит к нарушению прав и законных интересов организаций, граждан, то вместе с основным объектом также говориться и о дополнительных объектах преступления, которые участвовали в нем. Объективная сторона такого нарушения закона включает в себя три признака:

  • Использование должностным лицом служебного положения вопреки интересам службы.
  • Последствия от действий в виде нарушения прав или интересов граждан, охраняемых законом.
  • Причинную связь между последствием и деянием.

Согласно установленному уголовному законодательству злоупотребление и превышение должностных полномочий квалифицируются как преступления непосредственно должностных лиц.

Однако такие преступления могут совершать гражданские служащие, а также другие представители власти. Отличие злоупотребления должностными полномочиями от превышения полномочий можно легко объяснить по действующему уголовному кодексу РФ.

По статье 285 злоупотребление описывается использованием своих служебных полномочий должностным лицом, когда это деяние было совершено из корыстной либо личной заинтересованности, а также повлекло серьезное нарушение прав и законных интересов общества. В случае превышения должностных полномочий, в отличие от злоупотребления, совершаемые действия не находятся в компетенции нарушителя. В соответствии с п. 19 Постановления Пленума ВС РФ N 19, превышение своих должностных полномочий выражается, например, в совершении действий, которые:

  1. никто не имеет право совершать;
  2. относятся к возможностям другого должностного лица;
  3. могут быть совершены при наличии определенных обстоятельств, которые указаны в законе (например использование служебного оружия по отношению к несовершеннолетнему, когда его действия не предоставляли опасности для окружающих);
  4. совершаются одним должностным лицом, а должны быть совершены исключительно коллегиально.

Злоупотребление служебным положением УК РФ превращается из простого нарушения установленных законодателем норм в серьезное преступление, которое предусматривает наказание по Уголовному кодексу, при следующих обстоятельствах:

  • Если виновное лицо имело соответствующие полномочия, то есть могло отдавать распоряжения, предусматривающие обязательное исполнение.
  • Если полномочия были использованы не в интересах того, ради чего лицо ими наделялось.

    По соответствующим нормативным актам и законам всегда можно определить интересы, ради которых лицо получило полномочия, поэтому при их использовании также можно определить, насколько правильно они были применены.

  • Когда нарушение было напрямую связано с личными интересами лица.

    Это означает, что человек воспользовался своим служебным положением для улучшения положения знакомых лиц либо для личного обогащения.

Соблазн улучшить свои жизненные условия с помощью наделенной властью есть практически у каждого, пока существует государственный аппарат. Однако мириться с этим совершенно невозможно, поэтому для борьбы с такой неблагоприятной практикой есть соответствующая статья в уголовном законе. Применение наказания на практике показало, что оно серьезно помогает сдерживать коррупцию.

Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями в 2021 году рассматривается крайне редко. При нарушении своих служебных полномочий, в результате которых был нанесен существенный вред, должностное лицо может наказываться лишением свободы до десяти лет с абсолютным лишением права занимать разные должности либо заниматься определенной деятельностью на время до трех лет.

В случаях, когда у должностного лица отсутствует корыстный мотив либо личная заинтересованность, то злоупотребление должностными полномочиями может быть переквалифицировано в дисциплинарный проступок. Обязательным условием для таких действий является несущественное нарушение прав и интересов граждан либо организаций, охраняемых законом.

Действующий закон Российской Федерации многогранен, поэтому одна неверная трактовка и незначительное превышение служебных полномочий переходит к части злоупотреблений должностными полномочиями. Чтобы разобраться точно со своими нарушениями и степенью заслуженного наказания, рекомендуется обратиться за квалифицированной помощью к профессиональному адвокату по уголовным делам.

Чтобы разобраться точно со своими нарушениями и степенью заслуженного наказания, рекомендуется обратиться за квалифицированной помощью к профессиональному адвокату по уголовным делам. Такой шаг сможет дать обвиняемому возможность для получения минимального наказания, предусмотренного законодательство.

Вам помогут организовать рассмотрение дела, учитывая все обстоятельства, а также правильно обозначить причиненный ущерб. Бесплатная юридическая консультация в регионах: 8-800-555-81-37 Свежие статьиРубрики Мы ВКонтакте ©2021 Уголовный эксперт

Статья 285 УК РФ. Злоупотребление должностными полномочиями


1.

Использование служебных полномочий предполагает совершение деяния по реализации определенных прав и обязанностей должностного лица, установленных законом, указом или иным нормативным актом. Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы понимается совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, входящие в круг его должностных полномочий, при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически ; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица) (п.

15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19

«О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»

). Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.

2. Под нарушением прав граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией РФ (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан; права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением). 3. Судебная практика признает следующие основные разновидности причинения вреда, затрагивающего интересы граждан, организаций и государства:

  1. причиненный интересам правосудия (сокрытие и непостановка на учет преступлений и непринятие мер к их расследованию).
  2. имущественный (материальный ущерб, упущенная выгода, разрушения, повреждения и т.п.);
  3. организационный (приостановка деятельности предприятия, организации, дезорганизация деятельности того или иного звена государственного аппарата, срыв общественных мероприятий, спортивного соревнования и т.п.);
  4. физический (телесные повреждения, смерть);

4.

При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного физического, морального или имущественного вреда и т.п.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной. Обязательным ее признаком является мотив — корыстная или иная личная заинтересованность.

Корыстная заинтересованность предполагает стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврат имущества, погашение долга, оплата услуг, уплата налогов). Личная заинтересованность заключается в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность. 6. Субъект преступления специальный — должностное лицо.

Признаки должностного лица указаны в примечании к комментируемой статье.

Им предусматриваются три категории должностных лиц:

  1. 1) представители власти;
  2. 3) лица, находящиеся на службе в тех же органах и выполняющие административно-хозяйственные функции.
  3. 2) лица, выполняющие организационно-распорядительные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ;

Указанные функции могут выполняться на постоянной основе, временно или по специальному полномочию. 7. Понятие представителя власти дано в примечании к ст.

318 УК. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ

«О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»

разъясняется, что к исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными функциями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности (п. 3). Не признаются представителями власти технические работники и работники, не относящиеся к оперативному составу (заведующие канцеляриями, юристы, работники хозяйственных служб), хотя они могут быть должностными лицами по другим указанным в законе признакам (при наличии, например, организационно-распорядительных функций). Представителями власти являются военнослужащие внутренних войск при исполнении возложенных на них обязанностей боевой службы по оказанию содействия органам внутренних дел РФ в охране общественного порядка (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.

N 6

«О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»

), обеспечении общественной безопасности и правового режима чрезвычайного положения, охране важных государственных объектов и специальных грузов, охране исправительных учреждений, конвоировании осужденных и лиц, заключенных под стражу, работники ведомственной и вневедомственной охраны, контролеры исправительных учреждений и следственных изоляторов (Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16 января 1986 г.

N 4

«О квалификации преступлений по службе, совершенных контролерами исправительно-трудовых учреждений и следственных изоляторов»

).

К представителям власти относятся судьи, прокуроры, их помощники, следователи, руководители, аудиторы и инспекторы Счетной палаты РФ. 8. Представителями власти признаются также лица, выполняющие функции временно или по специальному полномочию, например присяжные заседатели в судах. Выполнение функций представителя власти по специальному полномочию может быть возложено на лицо законом, нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом.

Эти функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой.

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

9. Если лицо, назначенное на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом или иными нормативными правовыми актами к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости), из корыстной или иной личной заинтересованности использовало служебные полномочия вопреки интересам службы либо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то такие действия следует квалифицировать соответственно как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий.

9. Если лицо, назначенное на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом или иными нормативными правовыми актами к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости), из корыстной или иной личной заинтересованности использовало служебные полномочия вопреки интересам службы либо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то такие действия следует квалифицировать соответственно как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий. 10. В Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные функции, могут являться начальниками по служебному положению и (или) воинскому званию. Начальниками по служебному положению признаются лица, которым военнослужащие подчинены по службе.

Начальники по воинскому званию определены в ст.

36 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495. 11. Организационно-распорядительные функции заключаются в управлении людьми. Ими обладают руководители различных уровней (начальники управлений, отделов, комитетов, их заместители и т.д.) — все, у кого есть в подчинении люди.

Для указанных функций характерны обязанности по подбору и расстановке кадров, принятию на работу, дача заданий для выполнения той или иной работы, контроль за ее выполнением, принятие дисциплинарных мер в виде поощрения и наказания и т.п. 12. К указанным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Административно-хозяйственные функции состоят в управлении (распоряжении) материальными ресурсами (финансами, имуществом и т.п.). Эти функции характерны для первых руководителей того или иного самостоятельного органа, их заместителей или руководителей финансово-хозяйственных служб — начальника финансового отдела, главного бухгалтера, начальника снабжения и т.д.

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием). 13. Определенные категории должностей могут сочетать как управленческие, так и профессиональные функции (например, у медицинских работников, преподавателей).

Использование последних не образует должностного преступления. 14. Под лицами, занимающими государственные должности РФ, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, федеральные министры, Генеральный прокурор РФ, Председатель Центрального банка РФ, Председатель Счетной палаты РФ, судьи, Чрезвычайный и Полномочный посол РФ и др. Лицами, занимающими государственные должности субъектов РФ, являются лица, должности которых установлены конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов: президенты республик, губернаторы, руководители законодательной и исполнительной власти (председатели законодательных собраний (парламентов), правительств и т.д.), депутаты, члены правительств и др.

Главами органов местного самоуправления являются главы муниципальных образований — высшие должностные лица муниципального образования, наделенные уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

15. К тяжким последствиям могут быть отнесены тяжкое телесное повреждение, смерть, крупный материальный ущерб, крупные аварии, длительная остановка производственного процесса и др.

Злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ)

→ → → Ст. 285 (Злоупотребление должностными полномочиями) Злоупотребление должностными полномочиями – одно из самых распространённых должностных преступлений, направленных на подрыв авторитета государства, нарушение нормальной работы органов госвласти.

Виновный в совершении данного преступления использует предоставленные ему в силу должностного положения полномочия во зло, вопреки интересам службы. Количество зарегистрированных преступлений, предусмотренных , снижается год от года: так, по данным , в 2012 году было выявлено чуть более 4 тысяч подобных деяний, а в 2018 году – более 2,2 тысяч. Но это вовсе не говорит о том, что данных преступлений совершается меньше.

Злоупотребление должностными полномочиями стало носить более завуалированные формы, поэтому его достаточно сложно обнаружить. Итак, рассмотрим состав простого злоупотребления должностными полномочиями, предусмотренный ч.1 ст.285 УК РФ.

  • Субъективная сторона: прямой или косвенный умысел. Мотив – корыстная или иная личная заинтересованность, например, желание выслужиться перед начальством, добиться высоких показателей по службе и т.п.
  • Субъект: должностное лицо, наделенное полномочиями представителя власти, либо выполняющее административные, организационные, распорядительные функции в органах власти, государственных и муниципальных учреждениях и других организациях с государственным участием.
  • Объективная сторона: использование должностным субъектом своих полномочий вопреки интересам службы, если это деяние повлекло существенное нарушение правомочий и интересов граждан, организаций, либо интересов общества и государства. То есть формально субъект не превышает свои должностные полномочия, однако его действия идут вразрез с интересами службы. Злоупотребление может совершаться путем активных действий либо путем бездействия.
  • Объект: нормальная деятельность органов госвласти и местного самоуправления, а также государственных и муниципальных учреждений. В качестве дополнительного объекта могут рассматриваться права и свободы людей, а также экономические интересы государства.

При наличии всех перечисленных признаков можно говорить о злоупотреблении должностными полномочиями. Рассматриваемая статья содержит признаки, наличие которых влечёт более суровое наказание. Назовем их:

  1. субъектом преступления является лицо, занимающее государственную должность РФ, должность субъекта РФ, либо являющееся главой органа местного самоуправления;
  2. деяние повлекло за собой тяжкие последствия (например, это могут быть производственные аварии, длительное нарушение работы предприятия, причинение значительного материального ущерба и т.д.).
  1. до 5 лет запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  2. от 4 до 5 месяцев ареста;
  3. до 4 лет принудительных работ;
  4. до 80 тысяч рублей штрафа (или в размере заработка виновного лица за период до полугода);
  5. до 4 лет пребывания в колонии.

«Какое наказание чаще всего получают субъекты за злоупотребление должностными полномочиями?

По данным , подавляющее большинство осужденных штрафуются, также достаточно часто граждане лишаются права занимать определенные должности. Лишение свободы применяется, но редко (в основном, суды назначают не более 1 года лишения свободы)».

При наличии отягчающих обстоятельств наказание, естественно, ужесточается.

Так, если субъект занимал государственную должность РФ, то максимальная санкция – до 7 лет лишения свободы с запретом занимать определенные должности в течение 3 лет.

Если деяние повлекло тяжкие последствия, то наказание – только помещение в колонию на срок до 10 дет с запретом занимать определенные должности в течение 3 лет. Однако негативным последствием возбуждения дела по ст.285 УК РФ будет также и потеря занимаемой должности.

«Темное пятно» в виде судимости по данной статье фактически закроет доступ гражданину к службе в государственных и муниципальных органах власти. Отметим, что на практике злоупотребление должностными полномочиями часто сочетается с другими преступлениями – служебным подлогом, получением взятки и т.д., что напрямую влияет на итоговый приговор. Приведем пару реальных примеров.

Экс-начальник УМВД РФ по Томской области – Игорь Митрофанов – был осужден за взяточничество в особо крупном размере, злоупотребление должностными полномочиями, а также за мошенничество при получении выплат. По версии следствия, Митрофанов сознательно игнорировал противозаконные действия своего подчиненного, вымогавшего взятку у лица, подозреваемого в незаконной банковской деятельности. Кроме того, бывший правоохранитель получал различные имущественные преференции от делового партнера своих родственников в обмен на общее покровительство.

Было также установлено, что Митрофанов предоставил ложные данные в центр финансового обеспечения, из-за чего переплата по его пенсии за год составила более 200 тысяч рублей.

Суд признал экс-начальника виновным в совершении вменяемых ему преступлений: Митрофанов получил 8 лет колонии условно, штраф в размере 6 млн 475 тысяч рублей, а также запрет занимать должности в МВД РФ в течение 5 лет. Бывший замглавы отдела МВД РФ по району Лефортова – Анзор Шулая – был признан виновным в злоупотреблении должностными полномочиями, служебном подлоге, в мошенничестве в особо крупном размере и присвоении (растрате) в особо крупном размере.

Судя по материалам дела, правоохранитель возвратил похищенные драгоценности общей стоимостью более 350 млн рублей, являющиеся доказательством, ювелирному магазину в обмен на определенное «вознаграждение». Кроме того, Шулая занимался подделкой документов по уголовным делам с целью частичного присвоения ценных вещественных доказательств.

В итоге суд назначил Шулая 8 лет колонии общего режима, лишил звания майора юстиции и запретил осуществлять организационно-распорядительную деятельностью в течение 3 лет. Безусловно, адвокат по ст.285 УК РФ необходим, причем не любой, а имеющий богатый опыт работы по данной статье. Объясняется это тем, что достаточно часто правоохранительные органы, расследующие преступление, могут оказывать давление на подозреваемого или обвиняемого, заставляя его «попутно» признаваться в других преступлениях.

Именно поэтому должен вступить в дело как можно раньше, в идеале – на стадии доследственной проверки. В этом случае существует шанс, что уголовное дело не будет возбуждено.

  1. освобождения от уголовной ответственности при вменении ч. 1 ст. 285 УК РФ, если преступление совершено впервые (с назначением судебного штрафа, за примирением сторон, в связи с деятельным раскаянием);
  2. назначения только основного наказания без применения дополнительного;
  3. переквалификации деяния на другую статью Кодекса, предусматривающую более мягкое наказание (например, на «халатность»);
  4. переквалификации деяния с частей 2-3 на часть 1 ст.285 УК РФ, предусматривающую более мягкое наказание;
  5. вынесения оправдательного приговора.
  6. назначения наиболее мягкого наказания из возможных;
  7. назначения наказания ниже низшего предела;
  8. прекращения уголовного дела (уголовного преследования);

Что делать, если приговор уже вынесен? В этом случае обращение к адвокату также не будет лишним, поскольку специалист может обжаловать судебный акт, добившись назначения более мягкого наказания. Если у Вас остались вопросы, либо Вы желаете заручиться поддержкой защитника по – обращайтесь в АК «Судебный адвокат».

Своевременная помощь специалиста позволит выработать позицию защиты и избежать ошибок, которые могут привести к трагическим уголовно-правовым последствиям.