Акты проверок внутреннего финансового контроля бюджетного учреждения



Положение о внутреннем финансовом контроле


13 января 2017 г. 11:04 Автор: А. Гусев Журнал «» № 1/2017 Порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть закреплен в его учетной политике. В статье на примере рассмотрены структура и основные разделы положения о внутреннем контроле в организации.

В силу ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 6 Инструкции № 157н учреждения силовых ведомств обязаны организовать у себя внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Внутренний финансовый контроль направлен на создание системы соблюдения законодательства РФ в сфере финансовой деятельности, внутренних процедур составления и исполнения бюджета, повышение качества составления и достоверности бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также на повышение результативности использования средств федерального бюджета.
Внутренний финансовый контроль направлен на создание системы соблюдения законодательства РФ в сфере финансовой деятельности, внутренних процедур составления и исполнения бюджета, повышение качества составления и достоверности бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также на повышение результативности использования средств федерального бюджета.

Порядок осуществления такого контроля должен быть утвержден при формировании учреждением своей учетной политики.

О том, что должно содержать такое положение, поговорим в статье. Еще раз отметим, что порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть закреплен в его учетной политике. При этом учреждение может сформировать свою учетную политику путем издания отдельных нормативных актов.

Порядок организации и проведения финансового контроля может быть оформлен отдельным приказом. Внутренний финансовый контроль может осуществляться следующими путями:

  1. в учреждении создается постоянно действующая комиссия, на которую будет возложено осуществление данного контроля;
  2. в учреждении создается структурное подразделение (отдел внутреннего финансового контроля с подчинением руководителю учреждения) либо вводится должность ревизора (также с непосредственной подчиненностью руководителю учреждения);
  3. осуществление внутреннего финансового контроля возлагается на работников структурных подразделений учреждения (например, на работников финансовых и кадровых служб). В такой ситуации внутренний контроль будет вестись в рамках предварительных и текущих контрольных мероприятий.

Выбор варианта построения контроля зависит от предполагаемого объема работ, финансовых и организационных возможностей учреждения (не всегда есть возможность вводить дополнительные ставки), структурных особенностей учреждения, компетентности специалистов и т.

д. При этом внутренний финансовый контроль должен включать в себя следующие его виды. Вид контроля Описание Предварительный контроль Такой контроль должен осуществляться перед совершением хозяйственных операций.

Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Так, контрольными мероприятиями, относящимися к предварительному контролю, являются анализ соответствия заключаемых договоров утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности, проверка бюджетной, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до ее утверждения или подписания и т.

д. Текущий контроль Данный вид контроля заключается в проведении повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета, составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, оценке эффективности и результативности расходования денежных средств для достижения целей, задач и целевых прогнозных показателей подразделениями учреждения (филиалами и представительствами) Последующий контроль Этот контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, осуществления инвентаризаций и иных необходимых процедур Таким образом, предварительный и текущий контроль будут вестись непосредственно работниками учреждения в рамках осуществления ими своих должностных обязанностей, а последующий контроль может проводиться как отделом контроля (ревизором), так и комиссией по внутреннему контролю.

В идеале необходимо сделать так, чтобы в учреждении осуществлялись все типы контроля:

  1. создать в учреждении отдел финансового контроля (ввести должность ревизора) или комиссию по осуществлению финансового контроля.
  2. установить процедуры согласования определенной документации как с юридическими службами и другими заинтересованными подразделениями, так и с соответствующими заместителями руководителя учреждения;
  3. возложить на работников финансовых и других служб обязанность осуществления текущего контроля за составляемой ими финансовой документацией;

Структурные подразделения учреждения организуют внутренний финансовый контроль на следующих уровнях:

  1. уровень структурного подразделения – регулярные операции и процедуры внутреннего финансового контроля проводятся сотрудниками отдела, сотрудниками, старшими по должности, и начальниками отделов.
  2. уровень сотрудника – контрольные функции исполняются в рамках должностных обязанностей в соответствии с принципами системности, непрерывности, оперативности и массовости;

Выбранный способ осуществления контроля необходимо закрепить в положении о порядке осуществления внутреннего финансового контроля, при этом деятельность отдела внутреннего контроля (ревизора) будет регламентироваться также положением об отделе внутреннего контроля. К сведению Данный документ утверждается приказом руководителя учреждения и является важным правовым актом, определяющим порядок образования, правовое положение, обязанности, организацию работы отдела внутреннего контроля (ревизора). Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

При разработке названных документов необходимо установить права и обязанности проверяющих и сотрудников отделов, которых будут затрагивать проверки. Далее приведем пример положения о внутреннем контроле в учреждении, в котором отсутствует отдел внутреннего контроля. Утверждаю Руководитель учреждения ________________ / И.

И. Иванов / «31» декабря 2016 года 1.

Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством РФ (Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению») и уставом учреждения.
Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством РФ (Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению») и уставом учреждения.

устанавливает единые цели, правила и принципы организации и проведения мероприятий внутреннего финансового контроля в учреждении.

1.2. Целями внутреннего финансового контроля являются подтверждение достоверности бюджетного учета и отчетности учреждения, соблюдение действующего законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Система внутреннего контроля призвана обеспечить:

  1. выполнение планов финансово-хозяйственной деятельности (бюджетной сметы) учреждения;
  2. исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения;
  3. сохранность имущества учреждения.
  4. предотвращение ошибок и искажений;
  5. своевременность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
  6. точность и полноту документации бухгалтерского учета;

1.3. Задачами внутреннего контроля являются:

  1. установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников;
  2. установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бюджетном учете и отчетности требованиям нормативных правовых актов;
  3. соблюдение установленных технологических процессов и операций при осуществлении функциональной деятельности;
  4. анализ системы внутреннего контроля учреждения, позволяющий выявить существенные аспекты, влияющие на ее эффективность.

1.4.

Внутренний контроль в учреждении должен основываться на следующих принципах:

  1. принцип объективности – внутренний контроль осуществляется с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном законодательством РФ, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;
  2. принцип независимости – субъекты внутреннего контроля при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от объектов внутреннего контроля;
  3. принцип ответственности – каждый субъект внутреннего контроля за ненадлежащее выполнение контрольных функций несет ответственность в соответствии с законодательством РФ;
  4. принцип системности – проведение контрольных мероприятий всех сторон деятельности объекта внутреннего контроля и его взаимосвязей в структуре управления.
  5. принцип законности – неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля норм и правил, установленных нормативным законодательством РФ;

1.5.

При осуществлении мероприятий внутреннего контроля лица, его проводящие, могут использовать:

  1. общенаучные методические приемы контроля (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, редукцию, аналогию, моделирование, абстрагирование, эксперимент и др.);
  2. специфические приемы смежных экономических наук (приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики).
  3. эмпирические методические приемы контроля (инвентаризацию, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальную и арифметическую проверки, встречную проверку, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов, служебное расследование, экспертизы различных видов, сканирование, логическую проверку, письменный и устный опросы и др.);

1.6. Внутренний контроль в учреждении могут осуществлять:

  1. сторонние организации или внешние аудиторы, привлекаемые для целей проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
  2. комиссия по внутреннему контролю;

2.

Организация внутреннего финансового контроля 2.1. Внутренний финансовый контроль в учреждении осуществляется в формах предварительного, текущего и последующего контроля. 2.1.1. Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции.

Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Предварительный контроль осуществляют руководитель учреждения, его заместители, и сотрудники юридического отдела. В рамках предварительного контроля проводятся следующие действия:

  1. проверка и визирование проектов договоров (контрактов) специалистами юридической службы и главным бухгалтером;
  2. контроль за составлением финансово-плановых документов (расчетов потребности в финансовых средствах, плана финансово-хозяйственной деятельности и др.). Данные действия осуществляются руководителем, главным бухгалтером;
  3. их визирование, согласование и урегулирование разногласий;
  4. предварительная экспертиза документов (решений), связанных с расходованием финансовых и материальных средств, осуществляемая консультантом по финансам и экономике, главным бухгалтером, руководителями подразделений, комиссией по внутреннему контролю.

2.1.2.

Текущий контроль заключается в проведении повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета, составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, осуществлении мониторингов целевого расходования средств областного (федерального или муниципального) бюджета подведомственными учреждениями, оценке эффективности и результативности расходования средств бюджета для достижения целей, задач и целевых прогнозных показателей подразделениями управления, подведомственными учреждениями. В ходе текущего контроля осуществляются следующие мероприятия:

  1. сверка аналитического учета с синтетическим учетом (оборотная ведомость);
  2. проверка наличия у подотчетных лиц полученных под отчет денежных средств и (или) оправдательных документов;
  3. проверка наличия денежных средств в кассе;
  4. контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;
  5. проверка расходных денежных документов до их оплаты (расчетно-платежных ведомостей, платежных поручений, счетов и т. п.). Фактом контроля является разрешение документов к оплате;
  6. проверка фактического наличия материальных средств.
  7. проверка полноты оприходования полученных в банке наличных денежных средств;

Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе специалистами отделов бухгалтерского учета и отчетности учреждения, экономического отдела, заместителем руководителя учреждения, ответственным за финансово-экономический блок, комиссией по внутреннему контролю. 2.1.3. Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций.

Он осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых процедур. Для проведения последующего контроля в учреждении создается комиссия по внутреннему контролю, состав которой определяется в приложении к данному Положению.

Состав комиссии может меняться. Методами последующего контроля являются:

  1. ;
  2. проверка поступления, наличия и использования денежных средств в учреждении;
  3. документальные проверки (ревизии) завершенных операций финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
  4. внезапная ревизия кассы;

Система контроля состояния бюджетного (бухгалтерского) учета включает в себя проверку:

  1. исполнения приказов и распоряжений руководства;
  2. соблюдения требований законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
  3. предотвращения возможных ошибок и искажений в учете и отчетности;
  4. сохранности финансовых и нефинансовых активов учреждения.
  5. точности и полноты составления документов и регистров бухгалтерского учета;

2.2. Последующий контроль осуществляется путем проведения как плановых, так и внеплановых проверок.

Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной планом проверок, утвержденным руководителем учреждения.

Основными объектами плановой проверки являются:

  1. своевременность и полнота проведения инвентаризаций;
  2. достоверность отчетности.
  3. полнота и правильность документального оформления операций;
  4. соблюдение законодательства РФ, регулирующего порядок ведения бухгалтерского учета, и норм учетной политики;
  5. правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бюджетном учете;

В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.

2.3. Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем. Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде служебных записок на имя руководителя учреждения, которые могут содержать перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок. 2.4. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта, который подписывается всеми членами комиссии и направляется с сопроводительной служебной запиской руководителю учреждения.

Акт проверки должен включать в себя следующие сведения:

  1. анализ соблюдения законодательства РФ, регламентирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
  2. виды, методы и приемы, применяемые в процессе проведения контрольных мероприятий;
  3. описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок.
  4. выводы о результатах проведения контроля;
  5. характер и состояние систем бухгалтерского учета и отчетности;
  6. программу проверки (утверждается руководителем учреждения);

Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля. 2.5. По результатам проведения проверки главный бухгалтер учреждения (или лицо, уполномоченное руководителем учреждения) разрабатывает план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения.

По истечении установленного срока главный бухгалтер незамедлительно информирует руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин неисполнения.

3. Субъекты внутреннего контроля 3.1.

В систему субъектов внутреннего контроля входят:

  1. сторонние организации или внешние аудиторы, привлекаемые для целей проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
  2. руководитель учреждения и его заместители;
  3. руководители и работники учреждения на всех уровнях;
  4. комиссия по внутреннему контролю;

3.2. Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

4. Права и обязанности субъектов контроля 4.1.
В ходе осуществления внутреннего финансового контроля субъекты контроля имеют право:

  1. на доступ к документам, базам данных и регистрам, непосредственно связанным с вопросами проведения контрольного мероприятия;
  2. на расширение круга направлений (вопросов) проверки в случае необходимости такого расширения при выполнении основного задания.
  3. на получение информации по вопросам, включенным в программу контрольного мероприятия;
  4. на получение от должностных лиц учреждения письменных объяснений по вопросам, входящим в программу контрольного мероприятия;
  5. на беспрепятственный допуск (с соблюдением установленного порядка) во все служебные помещения субъекта внутреннего контроля;

4.2. Субъекты контроля обязаны:

  1. соблюдать конфиденциальность полученной информации в связи с исполнением должностных обязанностей;
  2. соблюдать при осуществлении своей деятельности требования законодательства РФ;
  3. обеспечивать сохранность и возврат полученных в объекте внутреннего контроля оригиналов документов;
  4. обладать необходимыми профессиональными знаниями и навыками;
  5. оформлять материалы проверки в соответствии с установленными требованиями.
  6. исполнять обязанности, предусмотренные должностными инструкциями и положением о структурном подразделении;

5.

Ответственность 5.1. Субъекты внутреннего контроля в рамках своей компетенции и в соответствии со своими функциональными обязанностями несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во вверенных им сферах деятельности. 5.2. Ответственность за организацию и функционирование системы внутреннего контроля возлагается на заместителя руководителя учреждения, ответственного за финансово-экономический блок.
5.2. Ответственность за организацию и функционирование системы внутреннего контроля возлагается на заместителя руководителя учреждения, ответственного за финансово-экономический блок. 5.3. Лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ.

6. Оценка состояния системы финансового контроля 6.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля в учреждении осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых руководителем учреждения. 6.2. Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляются комиссией по внутреннему контролю.

В рамках указанных полномочий комиссия по внутреннему контролю представляет руководителю учреждения результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля и (в случае необходимости) разработанные совместно с главным бухгалтером предложения по их совершенствованию. 7. Заключительные положения 7.1.

Все изменения и дополнения к настоящему Положению утверждаются руководителем учреждения. 7.2. Если в результате изменения действующего законодательства РФ отдельные статьи настоящего Положения вступят с ним в противоречие, эти статьи утрачивают силу и преимущественную силу имеют положения действующего законодательства РФ. Приложение 1 к Положению о внутреннем финансовом контроле Комиссия по внутреннему контролю Председатель комиссии: Руководитель отдела бухгалтерского учета – главный бухгалтер Е.

В. Семенова Члены комиссии: Заместитель главного бухгалтера Л.

Ю. Сидорова Ведущий Н. А. Фролова Юрист Т. В. Попова Приложение 2 к Положению о внутреннем финансовом контроле План проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности № п/п Наименование проверяемого вопроса (объекта проверки) Проверяемый период Срок проведения Ответственное лицо 1 Проверка сохранности денежных средств и бланков строгой отчетности Месяц Ежемесячно в последний рабочий день месяца Председатель комиссии по внутреннему контролю 2 Проверка правильности расчетов с бюджетом, налоговыми органами, внебюджетными фондами и контрагентами Месяц Ежемесячно в последний рабочий день месяца Председатель комиссии по внутреннему контролю 3 Соблюдение установленного порядка выдачи авансов под отчет Квартал Ежеквартально в последний рабочий день месяца Председатель комиссии по внутреннему контролю 4 Проверка наличия актов сверки с поставщиками и подрядчиками Полугодие Раз в полугодие по состоянию на 1 января и 1 июля Председатель комиссии по внутреннему контролю 5 Инвентаризация активов Год Ежегодно перед составлением годовых отчетных форм Председатель комиссии по внутреннему контролю [1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Как организовать внутренний финансовый контроль

Требование организовать внутренний контроль хозяйственной деятельности сформулировано в ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и в п.

6 Инструкции № 157н. Финансовый контроль позволяет учреждениям эффективно использовать бюджетные средства, вести достоверный бухгалтерский учет и представлять в контролирующие органы корректную отчетность.

Оценить потребности В первую очередь нужно оценить предстоящий объем работ и денежные ресурсы, необходимые для организации внутреннего финансового контроля. Важно определить и количество задействованных сотрудников: один человек на все учреждение, ответственные работники в ключевых отделах (кадровая служба, экономический отдел, бухгалтерия), комиссия из компетентных сотрудников или даже выделенный отдел с полным спектром обязанностей и штатным расписанием.

Важно определить и количество задействованных сотрудников: один человек на все учреждение, ответственные работники в ключевых отделах (кадровая служба, экономический отдел, бухгалтерия), комиссия из компетентных сотрудников или даже выделенный отдел с полным спектром обязанностей и штатным расписанием. Многое в принятии решения зависит от масштаба учреждения и объемов хозяйственной деятельности. Можно проводить несколько видов контроля:

  • Последующий контроль подразумевает анализ документации, инвентаризацию, подготовку отчетов и иные контрольные мероприятия.
  • С помощью текущего контроля учреждение отслеживает, как реализуются операции, насколько эффективно тратятся выделенные средства, анализирует качество ведения бюджетного учета, подготовки отчетности и пр.
  • Предварительный контроль позволяет оценить правомерность и экономическую целесообразность планируемых операций. На этом этапе проверяют договоры, соотносят будущие затраты с планом финансово-хозяйственной деятельности и пр.

Первые два вида проходят внутри подразделений, этот контроль ложится на плечи работников согласно их трудовым функциям, а вот для последующего контроля должны быть выделены отдельные сотрудники — ревизионная группа или комиссия.

Оформить документы Следующий шаг в организации внутреннего контроля — разработка и утверждение нормативных актов, которые определят порядок работы ревизионного отдела/группы, обозначат обязанности ответственных сотрудников. Если эти функции возложены на одного сотрудника, можно составить общее положение и внести дополнения в должностные инструкции. Если контролирующие функции будут выполнять специалисты из разных подразделений, то в положения об этих отделах нужно внести соответствующие изменения, равно как и в должностные инструкции сотрудников.

Если контроль будет вести отдельная группа/отдел, потребуется еще и положение об отделе внутреннего контроля.

В любом случае новые документы должны быть утверждены приказом руководителя учреждения и обязательно прописаны в учетной политике. Обеспечивать стабильную работу системы контроля за финансами — обязанность главы учреждения.

Не реже одного раза в год под его руководством должны проходить оценка и пересмотр системы внутреннего контроля. Составить план мероприятий После подготовительных работ и определения ответственных наступает этап разработки плана мероприятий.

Их удобно сгруппировать по направлениям, например:

  1. банковские операции;
  2. дебиторская и кредиторская задолженности;
  3. товарно-материальные ценности (в том числе ГСМ, запчасти, основные средства и пр.);
  4. фонд оплаты труда (в том числе премиальные выплаты, материальная помощь, компенсации);
  5. бухгалтерский учет и отчетность.
  6. денежные средства и бланки строгой отчетности;

По каждому из направлений разрабатываются и указываются формы и сроки проведения всех видов контроля, а также исполнители. План формируется на весь календарный год.

Именно он станет отправной точкой для программы проверки, по которой будет действовать ревизионная комиссия. Провести проверку Последующий контроль учреждение может реализовать через проверки — плановые и внеплановые. Для плановых проверок учреждение устанавливает периодичность самостоятельно, но не реже, чем это требует бюджетное (бухгалтерское) законодательство (п.

20 Инструкции № 157н, п. 1.5 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49). На что смотрят в ходе плановой проверки:

  1. соответствуют ли бухгалтерский учет и учетная политика требованиям актуального законодательства РФ;
  2. насколько полно и достоверно составлена бухгалтерская отчетность.
  3. насколько корректно отражены факты хозяйственной деятельности в учете;
  4. насколько полно и правильно оформлены операции;
  5. своевременно ли проводится инвентаризация;

Потребность во внеплановой проверке возникает, когда появляется сигнал о нарушениях. В зависимости от сложности вопроса контрольная проверка может быть сплошной или выборочной.

Сплошная проводится, если нарушения отмечены в сфере кассовых и банковских операций, оплаты труда, подотчетных средств и пр. Это трудоемкий процесс, он подразумевает детальное изучение всей совокупности первичной бухгалтерской документации и/или отчетной документации.

Выборочная проверка позволяет получить данные, основываясь на анализе небольшого числа документов. Сложность составляет сама выборка. Для анализа ревизионная комиссия должна выделить несколько групп элементов (счета-фактуры, договоры, реестры, акты, выполненных работ и пр.) с определенным временным интервалом за произвольный период времени.

Главное требование — выборка должна быть репрезентативной.

Что проверяет ревизионная комиссия:

  1. правомерность хозяйственных операций, соответствие действующему законодательству, государственным нормативным актам и внутренним документам учреждения.
  2. подлинность документов, представленных структурными подразделениями, и их корректное отражение в общем учете;
  3. соответствие бухгалтерского учета и отчетности;
  4. подлинность документов, качество их оформления, отражение первичных форм в бухгалтерском учете;
  5. соответствие данных в первичных документах и бухучете;

Оформить результаты Результаты разных видов контроля следует оформлять по-разному.

Для описания недочетов, выявленных во время предварительного и/или текущего контроля, достаточно служебной записки на имя руководителя учреждения. В нее можно включить рекомендации, как устранить нарушения и не допускать их впоследствии. Если контроль осуществляют сами сотрудники, то в положении о внутреннем контроле стоит указать периодичность, с которой должна проводиться проверка по каждому из отделов.

А вот результаты последующего контроля комиссия фиксирует в отдельном акте и направляет его руководителю учреждения вместе с сопроводительной запиской. Документы должны подписать все члены комиссии.

В акте проверки обязательно должны быть зафиксированы:

  1. использованные приемы и методы сбора и анализа информации;
  2. выводы о проведении контроля, перечень выявленных нарушений;
  3. данные о соответствии финансово-хозяйственной деятельности учреждения требованиям текущего законодательства РФ;
  4. состояние участков бухгалтерского учета и отчетности (нефинансовых активов, безналичиных и наличных денежных средств, расчетов по авансам и пр.);
  5. согласованная с руководителем программа проверки;
  6. перечень мер для устранения нарушений с указанием сроков и ответственных сотрудников, а также рекомендации, как не допускать подобных ошибок в будущем.

Виновники нарушений должны в срок, определенный положением о внутреннем контроле, представить в письменном виде свои объяснения руководителю. Основываясь на акте ревизионной комиссии, бухгалтер разрабатывает план мероприятий, который позволит устранить недочеты, с указанием сроков и ответственных лиц, а затем и отчитывается перед руководством учреждения о реализации плана.

Очень важно выстроить четкую, понятную и прозрачную систему внутреннего финансового контроля.

Она состоит из множества элементов, затрагивает деятельность многих сотрудников и эффективна, только если работают все ее составляющие в комплексе.

Для отображения формы необходимо включить JavaScript в вашем браузере и обновить страницу. 8 552 Подписываясь, вы соглашаетесь на и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур.

Смотрите 4 полезных видеоурока, проходите онлайн-тесты и получите электронный сертификат Контур.Школы. Приглашаем бухгалтеров и главных бухгалтеров организаций бюджетной сферы Бесплатно Кравченко Е.

П. Вебинар, 14 мая, 10:00 мск Беляева М.

В. Вебинар, 18 мая, 10:00 мск Жукунова А. Л. Запись вебинара Статьи по теме

Внутренний финансовый контроль в бюджетном учреждении: образец 2021 года

27.06.2019 6685 Внутренний финансовый контроль должен быть в каждом бюджетном учреждении. Образец 2021 года нужен, чтобы проверять операции, которые влияют на финансовое положение, финансовый результат или движение денежных средств.

Внутренний финансовый контроль в бюджетном учреждении — образец на 2021 год Инструкцией по применению Единого плана счетов (утверждена приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н ) предусмотрено, что порядок организации и осуществления внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть утвержден локальным актом (разработано соответствующее положение о нем). Однако в нормативных документах этому вопросу почти не уделено внимания, поэтому учреждению нужно самостоятельно решить, как разработать такой документ и что в нем должно содержаться.

Создайте организационно-штатную структуру системы контроля, чтобы все сотрудники учреждения участвовали при внутренних проверках. Например, введите штатную единицу ревизора, внутреннего аудитора, перераспределите контрольные функции, создайте комиссию по проведению проверок или службу внутреннего контроля.

Также важно прописать, кому подчиняется новое подразделение, с какими службами взаимодействует.

Остановимся подробнее на некоторых важных аспектах, которые должны быть включены в положение о службе внутреннего контроля.

Порядок внутреннего финансового контроля разработайте самостоятельно.

Оформите его отдельным Положением о внутреннем контроле, приложением к учетной политике или как раздел единого ее текста. Если выбрали первый вариант, в тексте учетной политике дайте отсылку на утвержденное Положение. Подсказка от для коммерческих компаний Организация обязана организовать внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

Как именно это сделать, в законодательстве не разъясняется.

На практике для этого обычно создают службу внутреннего контроля организации или назначают ответственного сотрудника. Функции и задачи пропишите в должностных инструкциях сотрудников, которые отвечают за внутренний контроль, и в . Задачи и функции службы, которой поручен внутренний контроль в бюджетном учреждении Основные задачи службы финансового контроля: · обеспечение руководителя достоверной информацией и подготовка предложений по совершенствованию деятельности различных подразделений учреждения по результатам контроля; · оперативные рекомендации органам управления по устранению выявляемых в процессе внутреннего аудита недостатков, контроль за их устранением.

Функции службы внутреннего финансового контроля можно сформулировать следующим образом: · осуществление финансового контроля (ежеквартально и по итогам отчетного года) путем проведения соответствующих проверок по разработанным направлениям согласно ежегодно утверждаемому руководителем плану; · проведение экспертизы заключаемых учреждением хозяйственных договоров на предмет их соответствия требованиям законодательства; · оказание методической помощи работникам при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, консультирование по вопросам финансового, налогового, бухгалтерского и иного законодательства; · оказание помощи руководству в разработке технических заданий, плана ФХД, смет доходов и расходов по предпринимательской и приносящей доход деятельности, оценке предложений внешних аудиторских организаций. Права и обязанности Служба внутриведомственного финансового контроля осуществляет внутренний контроль в бюджетном учреждении и имеет право: · получать документы учреждения (приказы, распоряжения руководителя, решения органов управления, справки, расчеты, заверенные копии необходимых документов и другую документацию), устные и письменные объяснения от должностных и ответственных лиц учреждения по вопросам, возникающим в ходе осуществления внутреннего аудита; · привлекать соответствующих специалистов подведомственных учреждений для оказания содействия в проведении финансового контроля.

Далее перечислим обязанности службы, которые следует закрепить в положении о службе внутреннего финансового контроля: · соблюдать при осуществлении финансового контроля требования положения о службе внутреннего контроля в бюджетном учреждении и иных актов законодательства; · составлять отчеты в соответствии с установленными требованиями; · проверять достоверность показателей финансовой и статистической отчетности; · соблюдать конфиденциальность информации, полученной при осуществлении финансового контроля; · в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о причинении учреждению убытков его должностными лицами и другими работниками, незамедлительно сообщать об этом руководителю учреждения и делать соответствующую запись в аудиторском отчете; · участвовать в проведении инвентаризации активов и контроле за своевременностью ее осуществления в установленном законодательством порядке. Полномочия специалистов службы Как правило, контрольные функции возлагаются на аудиторов, финансовых контролеров. Квалификационные требования к профессиональной подготовке сотрудников службы финансового контроля, их права и обязанности регламентируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г.

№ 79ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

или рядом других нормативных документов. Их полномочия также должны быть закреплены приказом (распоряжением) руководителя о создании службы либо отдельным положением о службе внутреннего контроля. Внутренние контролеры могут проверять: · выполнение плана финансово-хозяйственной деятельности и сметы доходов и расходов по предпринимательской и приносящей доход деятельности учреждения; · выполнение госзадания на оказание государственных услуг; · соблюдение принципов ведомственного управления; · состояние бухгалтерского учета и отчетности; · правильность исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей; · соблюдение законодательства при ведении финансово-хозяйственной деятельности; · процедуры размещения заказов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ для государственных нужд; · состояние активов.

Руководителем службы финансового контроля могут быть определены иные направления проверок в соответствии с законодательством исходя из профиля подведомственного учреждения. При этом сотрудники данного отдела будут нести ответственность за: · искажение результатов проведенных ими проверок; · несоблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну учреждения, которая была предоставлена им или стала известна в связи с выполнением ими служебных обязательств; · обеспечение сохранности и возврата полученных документов. Служба финансового контроля отвечает за оценку принятых мер по устранению нарушений, обнаруженных в ходе проверок, и по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности учреждений.

Основными условиями независимости службы финансового контроля являются назначение и освобождение руководителя этой службы и ее сотрудников от занимаемых должностей, установление им размеров заработной платы и других выплат по решению руководителя службы внутриведомственного финансового контроля. Следует предусмотреть, что данная служба подчиняется непосредственно руководителю учреждения.

Внутренний контроль в бюджетном учреждении — программа проверки Ежегодно руководитель учреждения утверждает план проведения проверок.

Его формирует и представляет служба финансового контроля. Непосредственно при направлении сотрудников на проверку утверждается специальная программа проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

В ней нужно отразить важные ключевые моменты.

Подлежащие проверке сегменты Программа проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения может включать рассмотрение: · своевременности и целесообразности проведения процедур размещения заказов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ для государственных нужд; · рабочего плана счетов бухгалтерского учета учреждения; · правил бухгалтерского учета и представления в бухгалтерской отчетности объектов учета, которые не установлены стандартами и инструкциями; · порядка бухгалтерского учета, в случае когда нормативные акты допускают альтернативный порядок бухгалтерского учета, и формирования показателей отчетности; · перечня дополнительных аналитических показателей об имуществе и обязательствах на забалансовых счетах; · корреспонденции счетов бухгалтерского учета для отражения хозяйственных операций дополнительно к перечню, установленному инструкцией по бухгалтерскому учету; · методики бухгалтерского учета отдельных объектов учета; · форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы. Источники информации при проведении проверки При проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения источниками информации могут быть: · учредительные и иные документы, определяющие организационно-правовую форму проверяемого объекта, функции учреждения; · государственные задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) за счет выделенных субсидий; · протоколы конкурсных и аукционных комиссий, котировочные заявки и другие документы по размещению заказов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ для государственных нужд; · уведомления о выделенных денежных средствах, план финансово-хозяйственной деятельности, смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности; · регистры бухгалтерского учета учреждения, первичные и иные бухгалтерские, учетные и расчетно-платежные документы; · выписки казначейства; · бухгалтерская, налоговая и иная отчетность; · штатное расписание, приказы руководителя по личному составу и другие документы, являющиеся основанием для оплаты труда; · государственные контракты и другие договоры, соглашения на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, предусматривающие расходование средств; · материалы по выбору поставщиков товаров, работ, услуг путем проведения конкурсов, аукционов либо запросов котировок; · реестр государственных контрактов; · материалы (результаты) инвентаризаций; · материалы предыдущих проверок учреждения, проведенных органами государственного финансового контроля; · правовая, экономическая и статистическая информация, относящаяся к деятельности учреждения; · другие документы. Проводимые процедуры Контролеры могут проверить: · соответствие деятельности учреждения нормативным правовым актам, а также учредительным документам; · правильность организации бухгалтерского учета и составления плана финансово-хозяйственной деятельности; · исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности, законность использования средств; · наличие, законность использования и состояние нефинансовых активов, финансовых активов, дебиторской и кредиторской задолженности; · исполнение процедур размещения заказов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ для государственных (муниципальных) нужд, а также исполнение участниками-победителями договорных условий.

Проверка реализации целей учреждения Еще один элемент, на котором основан внутренний контроль в бюджетном учреждении — проверка реализации целей учреждения. Требования, установленные учетной политикой учреждения, обязательны для всех структурных подразделений бюджетного учреждения (в том числе выделенных на отдельный баланс) и сотрудников.

При наличии в учреждении филиалов, структурных подразделений, осуществляющих самостоятельный учет хозяйственной деятельности, в учетной политике отражаются особенности ведения ими бухгалтерского учета.

Служба внутреннего контроля может проводить проверку реализации целей, ради которых были созданы данные учреждения. Остановимся на основных нюансах этой специфической проверки подробнее.

В этом случае проверка может включать рассмотрение: · документов головного учреждения в части организации производственного (учебного, научного и т. п.) процесса; · требований к качеству государственных услуг, оказываемых структурными учреждениями; · лицензий, разрешений и иных документов по обеспечению соответствующих видов деятельности; · обеспеченности основного персонала материально-техническим оборудованием; · санитарных и иных норм, установленных для обеспечения производственного процесса в соответствующих отраслях. Также проверяются: · учредительные документы учреждения; · наличие положения о бюджетном учреждении (устава), его регистрацию в соответствующих организациях; · не ведет ли учреждение деятельность, не предусмотренную учредительными документами; · соответствуют ли договоры, служебные контракты, должностные регламенты и иные аналогичные документы должностных лиц нормам действующего законодательства; · наличие документов, подтверждающих выделение в доверительное управление имущества; · есть ли все необходимые разрешительные документы (лицензии, подтверждения об аттестации, аккредитации) на деятельность, которую ведет учреждение.

Все ли требования выполняются в полном объеме. Проверяются документы руководителя, главного бухгалтера учреждения, материально ответственных лиц, а также сотрудников, принятых на работу в течение проверяемого периода. Результаты контрольных мероприятий отражаются в таблице 5 Пояснительной записки (ф.