286 ук рф злоупотребление должностными полномочиями



Превышение должностных полномочий сотрудником полиции


23 июня 20213,7 тыс. прочитали3,5 мин.12 тыс. просмотров публикацииУникальные посетители страницы3,7 тыс. прочитали до концаЭто 31% от открывших публикацию3,5 минуты — среднее время чтенияНередки случаи, когда граждане сталкиваются с противоправными действиями со стороны сотрудников полиции.

Самыми частыми из них являются превышение и злоупотребление должностным положением.

В данной статье мы рассмотрим законодательную базу УК РФ, ответственность, а также процедуру оформления жалобы.Статья №286 УК РФ устанавливает следующее:Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.Либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.Если незаконные действия со стороны представителя совершены:

  1. С причинением тяжких последствий.
  2. С применением насилия или с угрозой его применения.
  3. С применением оружия или специальных средств.

Предусматривают наказание в виде лишения свободы от трёх до десяти лет, а также запретом заниматься определённой деятельностью и занимать определённые должности срок до трёх лет.

Применение оружие является фактором превышения полномочий в случае, если сотрудник полиции выстрелил из пистолета.

Ситуации, когда сотрудник достал пистолет, но не выстрелил, не относятся к этому пункту.К специальным средствам сотрудника полиции относятся:

  1. Оружие.
  2. Спецтранспорт.
  3. Наручники.
  4. Дубинки.
  5. Газовые баллончики.
  6. Служебные собаки.

Таким образом, уполномоченное лицо несёт ответственность в связи с превышением должностных обязанностей, которое может быть направлено против граждан, юридических лиц, общества или государства в целом. Мотив виновного лица не является фактором при рассмотрении дела в совершении противоправных действий со стороны сотрудников МВД.Предусмотренное наказание для должностных лиц действует в случае, если нарушение законодательства РФ произошло в период исполнения ими должностных обязательств. Если должностное лицо в период совершения противоправных действий находился на больничном, в отпуске или отставке, то в этом случае предусмотрено наказание как для гражданина РФ в соответствии с УК РФ.Превышение должностных полномочий может включать следующие действия:

  1. Неправомерное использование собственных полномочий, например, применение оружия к гражданам, которые являются безоружными и не представляют опасности для окружающих.
  2. Собственная инициатива в действиях без получения соответствующего указа от вышестоящего руководства.
  3. Совершение действий, которые являются неуместными при любых обстоятельствах.
  4. Выполнение полномочий, которые не относятся к занимаемой должности.

Статья №285 УК РФ устанавливает ответственность в случае злоупотребления должностным положением:Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.Если злоупотребление должностным положением повлекло за собой тяжкие последствия, то наказанием является лишение свободы до десяти лет и запрет на возможность заниматься определённой деятельностью и занимать определённые должности.Отличительные особенности превышения и злоупотребления должностным положением:

  1. Действие/бездействие
  2. В мотиве преступления присутствует получение выгоды
  3. Лицо не имеет полномочий, так как они находятся за пределами разрешенных
  4. Мотив не имеет значения
  5. Действие
  6. Лицо действует в рамках служебных полномочий, но использует их при отсутствии необходимости
  7. Превышение
  8. Злоупотребление

Статья №27 ФЗ РФ «О полиции» определяет обязанности сотрудников полиции при исполнении:

  1. Выполнять приказы руководства, если они не противоречат законодательству РФ.
  2. Следовать должностным инструкциям.
  3. Соблюдать конституцию и законодательство РФ.
  1. Не разглашать государственные сведения или информацию, полученную при исполнении служебных обязательств.
  2. При исполнении соблюдать права и обязанности граждан, организаций или объединений.
  3. Оперативно реагировать на обращения граждан для пресечения правонарушений/преступлений и спасения жизни граждан.
  4. Оказывать первую помощь.
  5. Сообщать руководству о возникновении конфликта интересов при исполнении службы.
  6. Сообщать о случаях коррупции по отношению к нему для склонения к правонарушению.

Таким образом, сотрудник должен строго соблюдать регламент правоохранительных органов и законодательство России.Бывают ситуации, когда сотрудник может избежать ответственности в случае превышения полномочий, если он руководствовался безопасностью людей, общества или государства.

Также представитель правоохранительных органов может избежать наказания, если причиной злоупотребления должностным положением послужил приказ от вышестоящего руководства, который производился с нарушениями законодательства РФ, а исполнитель заведомо не знал о косвенных причинах приказа.Для сотрудника, злоупотребившего служебным положением определяется наказание в зависимости от обстоятельств дела:

  1. Лишение свободы периодом до 4-х лет.
  2. Штрафные санкции до 80 тысяч рублей.
  3. Арест периодом до 6-ти месяцев.
  4. Лишение свободы периодом до 10-ти лет, если нарушение имеет тяжкие последствия.
  5. Запрет для трудоустройства в определенные сферы периодом до 5-ти лет.
  6. Принудительные работы периодом до 4-х лет.

Подобные дела рассматривают три государственные структуры:

  1. Прокуратура.
  2. Следственный комитет.
  3. ФСБ.

В первую очередь можно обратиться в следственный комитет с предоставлением заявления. Предоставить заявление можно тремя способами:

  1. При личном посещении.
  2. Заказным письмом с помощью почтового отправления.
  3. Через интернет.

Срок рассмотрения заявления составляет не более десяти дней, после чего следственный комитет должен возбудить уголовное дело или предоставить мотивированный отказ. Если обоснованный отказ не устроил, то для обжалования возможно в одну из трёх инстанций:

  1. Руководство следственного комитета.
  2. Прокуратура.
  3. Суд.

Рекомендуется обращаться в прокуратуру, так как она является более объективной в расследовании и осуществляет надзор и контроль процедуры возбуждения дела в отношении представителей правоохранительных органов.

Для этогонеобходимо предоставить заявлениес указанием отказа или игнорирования жалобы со стороны следственного комитета.В случае, если заявление оформляется пострадавшим, свидетелем превышения полномочий или фигурантом уголовного дела, то необходимо в заявлении указать данные по уголовному делу:

  1. В заявлении нужно указать Ф.И.О. уполномоченных лиц, нарушивших закон, если подобная информация известна. Но, как правило, пострадавшая сторона не располагает полной информацией о сотрудниках полиции.
  2. Документ должен содержать полную и подробную информацию состава преступления, совершённого по отношению к пострадавшему. Указание последствий неправомерных действий сотрудников полиции является обязательным требованием для возбуждения уголовного дела по Статье №286 УК РФ.
  3. Состав преступления.
  4. В отношении кого возбуждено и другое.
  5. Дата возбуждения дела.

Жалоба должна содержать следующую информацию:

  1. Выдвигаемые требования – провести проверку, установить и привлечь нарушителей к уголовной ответственности.
  2. Дата инцидента.
  3. Ф.И.О. прокурора.
  4. Наименование органа обращения, его адрес и контактный телефон.
  5. Дата и подпись заявителя.
  6. Список приложений.
  7. Детальное описание инцидента.
  8. Просьба организации проверки действий сотрудников полиции.
  9. Указание доказательной базы.
  10. Последствия, которые наступили из-за сотрудников полиции, превысивших полномочия.

Заявление должно быть подкреплено доказательной базой, которая поможет доказать факт неправомерных действий.

В качестве доказательной базы может выступать:

  1. Иные медицинские документы – заключения, выписки свидетельства и прочее.
  2. Аудио/видеозаписи и прочее.
  3. Судебно-медицинская экспертиза.
  4. Свидетельские показания.

Прокуратура самостоятельно не возбуждает уголовные дела, но контролирует и направляет процедуру расследования в соответствии с законодательством РФ.Также можно обратиться к юридической помощи, которая поможет правильно обратиться в прокуратуру, а также в консультации и оформлении всех сопутствующих документов.Сотрудники правоохранительных органов несут ответственность в случае превышения и/или злоупотребления должностным положением. При обращении в прокуратуру необходимо составить заявление и предоставить доказательную базу обвинения.Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Статья 286.

Превышение должностных полномочий

1.

Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет. 2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены: а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) с применением оружия или специальных средств; в) с причинением тяжких последствий, — наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

1. В отличие от предусмотренной ст. 285 УК ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за превышение должностных полномочий (ст. 286 УК) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.

2. С объективной стороны превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые: — относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу); — могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц); — совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом; — никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать. В последнем случае превышение должностных полномочий может выражаться, например, в нанесении побоев задержанным или заключенным под стражу лицам, причинение вреда их здоровью.

При решении вопроса о том, совершило ли должностное лицо действия, которые явно выходят за пределы его полномочий, необходимо в первую очередь определить эти пределы, т.е. установить объем предоставленных лицу прав и обязанностей, его должностную компетенцию, которая закрепляется в различных нормативных правовых и иных актах (законе, постановлении, распоряжении, должностной инструкции, приказе, трудовом договоре и т.д.).

Явный (т.е. очевидный, существенный, грубый) выход действий лица за пределы предоставленных полномочий — понятие оценочное и устанавливается применительно к конкретным обстоятельствам дела.

Но о явности следует говорить в тех случаях, когда превышение является очевидным, бесспорным. В п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 16.10.2009 N 19 по этому поводу отмечается, что при рассмотрении уголовного дела о превышении лицом должностных полномочий необходимо выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности этого должностного лица, с приведением их в приговоре, и указывать, превышение каких из этих прав и обязанностей вменяется ему в вину, со ссылкой на конкретные нормы (статью, часть, пункт). Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства — понятие оценочное, оно было рассмотрено применительно к ст.

285 УК. По своей конструкции состав преступления материальный.

Преступление считается оконченным с момента наступления указанных в комментируемой статье последствий. 3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого либо косвенного умысла.

Мотивы преступления могут быть самыми различными (месть, карьеризм, корысть и др.). Они не имеют значения для квалификации преступления.

4. Субъект преступления — специальный — должностное лицо.

5. Часть 2 комментируемой статьи (квалифицированный состав преступления) предусматривает более строгую ответственность за то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления (см. примечание к ст. 285). 6. Часть 3 комментируемой статьи содержит особо квалифицированные составы преступления.
примечание к ст. 285). 6. Часть 3 комментируемой статьи содержит особо квалифицированные составы преступления.

В ней установлена ответственность за деяния, предусмотренные ч.

ч. 1 и 2 комментируемой статьи, при отягчающих обстоятельствах, а именно: — совершение деяния с применением насилия или угрозой его применения (п. «а»). Под применением насилия следует понимать причинение потерпевшему физического вреда. Составом преступления при этом охватывается нанесение побоев, умышленное причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, истязания.

, лица дополнительно квалифицируются по ст. ст. 111 или 105 УК. Под угрозой применения насилия понимается угроза причинить физический вред. Такая угроза должны быть реальной, т.е.

у потерпевшего должны иметься основания опасаться ее фактического осуществления.

Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью охватывается рассматриваемым составом, и дополнительной квалификации по не требуется; — совершение деяния с применением оружия или специальных средств (п.

«б»). Это означает фактическое использование должностным лицом оружия или специальных средств для физического (выстрел, удар прикладом автомата и т.п.) или психического (удар резиновой дубинкой рядом с рукой потерпевшего, выстрел в непосредственной близости, но мимо потерпевшего и иное, если при этом угроза применения оружия воспринимается потерпевшим как реальная) воздействия на потерпевшего. В случае, когда виновный лишь демонстрирует оружие или специальные средства и реальная опасность для жизни или здоровья потерпевшего отсутствует, деяние при наличии соответствующих оснований может быть квалифицировано по п.

«а» ч. 3 ст. 286 УК. Для вменения рассматриваемого квалифицирующего признака необходимо также установить, что оружие и специальные средства были применены должностным лицом в нарушение определенных законодательством оснований, условий и пределов их использования . При определении понятия «оружие» следует руководствоваться Законом об оружии.

Перечень специальных средств установлен различными нормативными правовыми актами (например, Постановлениями Правительства РФ от 30.12.1999 N 1436

«О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной»

(в ред. от 11.02.2003) , от 24.06.1998 N 634

«Об утверждении Перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации»

и др.); ——————————— См., например: ст. ст. 18 — 23 Закона о полиции; ст.

ст. 43 — 47 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ

«О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

(в ред. от 03.12.2011) // СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2759; 1998. N 30. Ст.

3613; 2001. N 11. Ст. 1002; 2003. N 1. Ст. 2; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 50. Ст. 4847; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35.

Ст. 3607; 2005. N 10. Ст. 763; 2006. N 17 (ч. 1). Ст. 1779; 2007. N 7. Ст. 830, 831; N 30. Ст. 3808; N 31.

Ст. 4011; N 45. Ст. 5418; 2009.

N 39. Ст. 4538; 2010. N 27. Ст. 3416; 2011. N 1. Ст. 46; N 7. Ст. 901; N 15. Ст. 2022; N 17.

Ст. 2319; N 49 (ч. 5). Ст. 7056.

СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 221; 2003. N 8. Ст. 755. СЗ РФ. 1998. N 26.

Ст. 3085. — совершение деяния с причинением тяжких последствий (п.

«в»). Понятие тяжких последствий является оценочным и устанавливается с учетом конкретных обстоятельств уголовного дела.

К числу тяжких могут быть отнесены такие последствия, как крупные аварии, длительная остановка транспорта или производственного процесса, иное нарушение деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п. К числу тяжких последствий следует отнести также и причинение тяжкого вреда здоровью человека. При этом дополнительной квалификации по ст.

111 УК не требуется, если ответственность за причиненный вред квалифицировалась бы по ч.

. В остальных случаях необходима дополнительная квалификация деяния. Преступное деяние, предусмотренное ч.

3 комментируемой статьи, квалифицируется по совокупности с ч. 4 ст. 111 УК лишь при доказанности умысла на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего.

Не требует дополнительной квалификации по ст. 109 УК причинение смерти потерпевшему по неосторожности. Если же превышение должностных полномочий было сопряжено с умышленным убийством, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений: по ч. 3 комментируемой статьи и соответствующей части ст.
3 комментируемой статьи и соответствующей части ст.

105 УК. В случаях, когда должностным лицом причиняется вред здоровью потерпевшего средней тяжести или тяжкий, а также в случае, когда причиняется смерть потерпевшему, но указанный вред причинен в условиях превышения пределов необходимой обороны или мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, содеянное охватывается соответственно ст. ст. 108 или 114 УК и дополнительной квалификации по комментируемой статье не требуется (см.

п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 16.10.2009 N 19).

Навигация по записям

Статья 286 УК РФ. Превышение должностных полномочий

1.

Объективная сторона преступления заключается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему законом. Таковыми следует считать действия, резко и очевидно не соответствующие полномочиям лица. 2. Превышение должностных полномочий может выражаться:

  1. совершении действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах совершать не вправе (например, применять насилие к подозреваемому, обвиняемому) (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).
  2. в совершении действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу) или могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия);
  3. единоличном решении или действии, которое должно совершаться коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом (например, вынесение судьей акта, требующего решения в составе коллегии судей);

3.

О содержании последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства см. комментарий к ст. 285 УК. 4. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной. 5. Субъект преступления — должностное лицо.

6. О лице, занимающем государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, главы органа местного самоуправления см. комментарий к ст. 285 УК. 7. Содержание особо квалифицирующих признаков (ч.

3 ст. 286) практически полностью совпадает с содержанием одноименных признаков других составов преступлений. 8. При наличии признаков преступлений, предусмотренных ст. 105 и ч. ч. 3 и 4 ст. 111 УК, совершенных в ходе превышения должностных полномочий, содеянное следует квалифицировать по совокупности со ст.

286. 9. К специальным средствам относятся резиновые палки, наручники, служебные собаки, слезоточивый газ, водометы, бронемашины и т.п.

(п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ

«О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»

).

УК РФ Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями

  1. Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями

1. должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из или личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение и граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.(в ред.

Федеральных законов от 08.12.2003 , от 07.12.2011 )(см.

текст в предыдущей редакции)2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 , от 07.12.2011 )(см.

текст в предыдущей редакции)3. Деяния, предусмотренные или настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, -наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по осуществляющие функции либо выполняющие , функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»), а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.(п.

1 в ред. Федерального от 24.02.2021 N 16-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.3.

Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.4. Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.(в ред. Федерального от 05.05.2014 N 96-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)5. Утратило силу. — Федеральный от 04.05.2011 N 97-ФЗ.(см.

текст в предыдущей редакции) Открыть полный текст документа Ст.

285 УК РФ. Злоупотребление должностными полномочиями

Статья 286.

УК РФ

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет. 2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

  1. в) с причинением тяжких последствий, —
  2. б) с применением оружия или специальных средств;
  3. а) с применением насилия или с угрозой его применения;

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Основной объект преступления — нормальная, т.е.

осуществляемая в соответствии с законодательством, деятельность государственного (муниципального) аппарата власти и управления.

В качестве дополнительного объекта могут выступать конституционные права и свободы человека и гражданина, их здоровье, честь и достоинство, охраняемые законом интересы общества и государства. Объективная сторона преступления характеризуется наличием трех обязательных признаков: 1) деяние — совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий; 2) последствие в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства; 3) причинно-следственная связь между действием и наступившим последствием. При решении вопроса о том, совершило ли должностное лицо действия, которые явно выходят за пределы его полномочий, необходимо в первую очередь определить эти пределы, т.е.

установить объем предоставленных лицу прав и обязанностей, т.е. его должностную компетенцию, которая закрепляется в различных нормативных правовых и иных актах (законе, постановлении, распоряжении, должностной инструкции, приказе, трудовом договоре и т.д.). В п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г.

N 19

«О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»

по этому поводу отмечается, что при рассмотрении уголовного дела о превышении лицом должностных полномочий необходимо выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности этого должностного лица, с приведением их в приговоре и указывать, превышение каких из этих прав и обязанностей вменяется ему в вину, со ссылкой на конкретные нормы (статью, часть, пункт). Явный (т.е. очевидный, существенный, грубый) выход действий лица за пределы предоставленных полномочий — понятие оценочное и устанавливается применительно к конкретным обстоятельствам дела.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19

«О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»

к случаям превышения лицом своих должностных полномочий относит совершение им при исполнении служебных обязанностей действий, которые: — относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу); — могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц); — совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом; — никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

В последнем случае превышение должностных полномочий может выражаться, например, в нанесении побоев задержанным или заключенным под стражу лицам, причинение вреда их здоровью. Превышение должностных полномочий имеет место только в том случае, когда совершаемые лицом неправомерные действия связаны с осуществлением им своей служебной деятельности, когда в отношениях с потерпевшими лицами виновный выступает именно как должностное (официальное), но не частное лицо. В иных случаях лицо может нести ответственность по другим статьям УК РФ, но не за должностное преступление.

Так, например, сотрудник полиции, незаконно применивший вверенное ему оружие в конфликте, который возник на почве личных неприязненных отношений, вне какой-либо связи с возложенными на него служебными обязанностями, несет уголовную ответственность как частное лицо. Превышение полномочий может быть совершено должностным лицом как при осуществлении властных полномочий, так и при осуществлении административно-хозяйственных или организационно-распорядительных функций.

Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства — понятие оценочное, оно было рассмотрено применительно к ст. 285 УК РФ. По своей конструкции состав преступления материальный. Преступление считается оконченным с момента наступления указанных в ст.

286 УК РФ последствий. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого либо косвенного умысла. Виновное лицо осознает, что совершает действия, которые явно для него самого выходят за пределы предоставленных ему полномочий, предвидит наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства и желает наступления этих последствий (прямой умысел), сознательно допускает или относится к их наступлению безразлично (косвенный умысел). Исходя из диспозиции ст. 286 УК РФ, для квалификации содеянного как превышение должностных полномочий мотив преступления значения не имеет.

Субъект преступления специальный — должностное лицо. Следует отметить, что норма об ответственности за превышение должностных полномочий является специальной по отношению к норме о злоупотреблении лицом своими должностными полномочиями, так как представляет собой специальный случай такого злоупотребления. Отличие заключается в том, что при злоупотреблении должностными полномочиями лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а при превышении — совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции.

Если же превышение должностных полномочий образует специальный состав преступления, то ответственность согласно правилу ч.

3 ст. 17 УК РФ наступает только по специальной норме.

Так, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, рассмотрев дело об осуждении лица по п. п. «а», «б» ч. 3 ст. 286 и по ч. 2 ст. 302 УК РФ, исключила из приговора общую норму (п.

п. «а», «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ), указав, что если превышение должностным лицом своих полномочий было выражено в принуждении к даче показаний, соединенном с применением насилия, издевательств или пытки, содеянное надлежит квалифицировать только по ч.

2 ст. 302 УК РФ, поскольку одно действие, предусмотренное общей нормой (ст. 286 УК РФ) и специальной нормой (ст. 302 УК РФ), не может образовывать совокупность преступлений .

Специальными по отношению к ст.

286 УК РФ являются также такие составы преступлений, как ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 137, ч. 2 ст. 138, ч. 3 ст. 139, п. «б» ч. 2 ст.

141, ч. 2 ст. 144, ст. ст. 299 — 302, ст.

305 УК РФ и др. Но и ст. 286 УК РФ в ряде случаев является специальной нормой по отношению к нормам, имеющим общий характер. К примеру, Президиум Верховного Суда РФ исключил из приговора указание на осуждение лица по п. п. «г», «ж» ч. 2 ст. 127 УК РФ, поскольку ответственность за незаконное лишение человека свободы, совершенное должностным лицом, установлена п.

п. «г», «ж» ч. 2 ст. 127 УК РФ, поскольку ответственность за незаконное лишение человека свободы, совершенное должностным лицом, установлена п. п. «а», «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ и дополнительной квалификации по ст.

127 УК РФ не требуется. —— Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001. N 7. С. 15. Часть 2 ст.

286 УК РФ (квалифицированный состав преступления) предусматривает более строгую ответственность за то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления (см. комментарий к примечаниям к ст. 285 УК РФ). Часть 3 ст. 286 УК РФ содержит особо квалифицированные составы преступления, а именно: — п.

«а»: совершение деяния, предусмотренного ч.

ч. 1 или 2 ст. 286 УК РФ, с применением насилия или угрозой его применения. Под применением насилия следует понимать причинение потерпевшему физического вреда. Составом преступления при этом охватывается нанесение побоев, умышленное причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, истязания.

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, убийство лица дополнительно квалифицируются по ст.

ст. 111 или 105 УК РФ. Под угрозой применения насилия понимается угроза причинить физический вред. Такая угроза должны быть реальной, т.е. у потерпевшего должны иметься основания опасаться ее фактического осуществления.

Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью охватывается рассматриваемым составом, и дополнительной квалификации по ст. 119 УК РФ не требуется; — п. «б»: совершение деяния, предусмотренного ч.

ч. 1 или 2 ст. 286 УК РФ, с применением оружия или специальных средств — это фактическое использование должностным лицом оружия или специальных средств для физического (выстрел, удар прикладом автомата и т.п.) или психического (удар резиновой дубинкой рядом с рукой потерпевшего, выстрел в непосредственной близости, но мимо потерпевшего, и иное, если при этом угроза применения оружия воспринимается потерпевшим как реальная) воздействия на потерпевшего. Для вменения рассматриваемого квалифицирующего признака необходимо также установить, что оружие и специальные средства были применены должностным лицом в нарушение определенных законодательством оснований, условий и пределов их использования . При определении понятия «оружие» следует руководствоваться Федеральным законом от 13 декабря 1996 г.

N 150-ФЗ «Об оружии» . Перечень специальных средств установлен различными нормативными правовыми актами (например, Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1999 г.

N 1436

«О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной»

, Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1998 г. N 634

«Об утверждении Перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации»

, Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. N 1584

«Об утверждении Перечня боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также специальных средств, состоящих на вооружении Федеральной службы судебных приставов»

).

К специальным средствам относятся: резиновые палки, наручники, слезоточивый газ, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, водометы и бронемашины, служебные собаки, электрошоковые устройства и другие средства, состоящие на вооружении органов внутренних дел, внутренних войск, федеральных органов государственной охраны, органов Федеральной службы безопасности, органов уголовно-исполнительной системы и др. Специальные технические средства, применяемые в оперативно-розыскной деятельности, в том числе технические средства, предназначенные для негласного получения информации, к специальным средствам не относятся . Применительно к п. «б» ч. 3 ст.

286 УК РФ к специальным средствам относятся лишь такие приспособления и устройства, которыми, как и оружием, может быть причинен вред жизни или здоровью людей, а также объектам материального мира и окружающей среды; —— См., напр.: ст. ст. 18 — 23 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. 2011.

N 7. Ст. 900; ст. ст. 43 — 47 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ

«О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

// СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2759; ст. ст.

25 — 30 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ

«О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»

// СЗ РФ.

1997. N 6. Ст. 711; ст. 14 Федерального закона от 3 апреля 1995 г.

N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» // СЗ РФ.

1995. N 15. Ст. 1269. СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681. СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 221. СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3085. СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 296. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 5 марта 2007 г. N 9-О07-9СС // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 1. — п. «в»: деяния, предусмотренные ч.

2008. N 1. — п. «в»: деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2 ст. 286 УК РФ, с причинением тяжких последствий. Понятие тяжких последствий является оценочным и устанавливается с учетом конкретных обстоятельств уголовного дела.

В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19

«О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»

к числу тяжких рекомендуется относить такие последствия, как: крупные аварии, длительная остановка транспорта или производственного процесса, иное нарушение деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.

. —— Определение Верховного Суда РФ от 30 августа 2002 г.

N 44-О02-98 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 8. С. 10, 11. К числу тяжких последствий следует отнести также и причинение тяжкого вреда здоровью человека. При этом дополнительной квалификации по ст. 111 УК РФ не требуется, если ответственность за причиненный вред квалифицировалась бы по ч. ч. 1 или 2 ст. 111 УК РФ. В остальных случаях необходима дополнительная квалификация деяния.
ч. 1 или 2 ст. 111 УК РФ. В остальных случаях необходима дополнительная квалификация деяния.

Преступное деяние, предусмотренное ч. 3 ст. 286 УК РФ, квалифицируется по совокупности с ч. 4 ст. 111 УК РФ лишь при доказанности умысла на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего.

Не требует дополнительной квалификации по ст. 109 УК РФ причинение смерти потерпевшему по неосторожности. Если же превышение должностных полномочий было сопряжено с убийством, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений по ч.

3 ст. 286 УК РФ и соответствующей части ст. 105 УК РФ. В случаях, когда должностным лицом причиняется вред здоровью потерпевшего средней тяжести или тяжкий, а также в случае, когда причиняется смерть потерпевшему, но указанный вред причинен в условиях превышения пределов необходимой обороны или мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, содеянное охватывается соответственно ст.