какой суффикс в слове котенок

Подробнее

Общее понятие о суффиксе. 3-й класс

Цели.
  • Формирование представления о суффиксе и ознакомление со словообразующей ролью суффикса в русском языке.
  • Формирование умений: образовывать группы однокоренных слов с данными суффиксами; разбирать слова по составу.
  • Развитие орфографической зоркости, совершенствование навыка письма ,воспитание аккуратности, привитие интереса к изучению состава слова.

Оборудование. учебник, тетрадь, плакат (алгоритм разбора слова по составу), карточки с заданием, магнитная доска, магнитики, презентация урока, компьютер.

1. Организационный момент.

Мы за парты тихо сели

И на доску посмотрели.

2. Проверка домашнего задания.

- Вы выполняли домашнее задание упр.36 (стр.125-126). Проверьте, правильно ли вы выделили приставки в словах, сравнив с эталоном на доске: принёс, назвал, пошёл, осмотрел, прописал.

- Вспомните, какую часть слова мы называем приставкой?

( Приставка - это часть слова, которая служит для образования новых слов и стоит перед корнем).

3. Чистописание.

- Пропишите слово лебедь.

- Подберите к нему родственное слово.

(Лебёдушка, лебединая)

- Какими являются эти слова по отношению друг к другу?

(Родственными)

- Отделите основу, выделите корень.

- Кто знает, как называется часть слова, стоящая поле корня, с помощью которой мы образовали родственные слова?

- Прочитаем об этой части слова на плакате.

(Суффикс - это часть слова, которая служит для образования новых слов и стоит после корня)

4. Сообщение темы и цели.

- Сформулируйте тему нашего урока.

(Суффикс - часть слова.)

- Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке?

(Узнать что такое суффикс, где стоит в слове, для чего служит в нашем языке? Будем учиться образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов).

5. Работа над новым материалом.

- Настало время познакомиться с новой морфемой, которая называется суффикс.

Подробнее

Суффикс – значимая часть слова; образование слов с помощью суффиксов. 3-й класс

Цели и задачи урока:

  1. Овладеть словообразовательным анализом, исходя из смысла вторичного (производного) слова.
  2. Уточнить знания о роли суффикса в нашем языке.
  3. Отработать умения образовывать слова с помощью суффикса, разбирать слова по составу.
  4. Воспитывать внимательность и самостоятельность.

Оборудование: Для учителя: компьютер, мультимедийная установка, экран, слайды по теме урока, конверты с суффиксами, карточки для игры «Найди свой кармашек».

I. Организационный момент.

Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть вас, ваши улыбки и надеюсь, что сегодняшний день нам всем принесёт радость общения друг с другом.

II. Сообщение темы урока.

Мы продолжаем путешествие по стране Морфемике. Вспомните, из каких частей могут состоять слова? (Корень, приставка, суффикс, окончание.)

Главный, но не полный.

После корня суффикс есть,

Смысл слов он нам дополнит.

Подробнее

Тема: Части слова. Суффикс и его роль в слове.

Тема. Части слова. Суффикс и его роль в слове.

Тип урока. урок повторения изученного материала.

Цель. Актуализировать знания обучающихся о роли суффиксов в нашей речи; развивать умения разбирать слова по составу. Организовать деятельность по формированию умения находить суффикс и определять его значение.

Задачи: - систематизировать знания детей о суффиксе, как части слова, его основных признаках: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем, значениях суффиксов.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат:

Подробнее

Урок русского языка по теме: Формообразование. Словообразование

Автор(ы): Меняйло Ирина Леонидовна, учитель начальных классов

Цели:
  1. Совершенствовать знания роли значимых частей слова в словообразовании. Их роль в лексическом значении слов.
  2. Отработать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического, толкового, словообразовательного словарей.
  3. Учить высказывать свои мысли в виде творческих сочинений. Использование материала детских сочинений в качестве содержания учебного материала данного урока.
  4. Формировать лингвистическую речь. Активизировать словарный запас детей.
Ход урока:

Учитель: Мы долго ждали этого момента. Показываем урок для гостей и для себя, потому что нам этот урок еще нужно и прожить. А начинали проживать его с вами на предыдущем уроке, упражнение было №84. Откройте, пожалуйста, учебники задание: “С соседом (или соседкой) по парте напишите как можно больше слов с суффиксами, которые придают словам уменьшительно-ласкательное значение. Начните со своих имен”. У нас с вами, конечно же, не было времени разобрать задание. Вот образовалось 7 групп (парами). Я вас ограничивала во времени. Сколько времени я вам давала?

Дети: 5-7 минут.

Учитель: Я вам прибавила до 10 минут. Как сначала мы выполняли это задание?

Итак, группа “Тимурчик и Алиночка”. Вы написали 10 слов с суффиксами: бабушка, домик, зубик, избушка, котенок, зайчик, тетрадочка, портфельчик. Как замечательно, правда. Мы усложнили задание, и дети попытались выделить суффикс, который они выбирали.

Разбор слова зайчик вызвало сомнение. Может этой группе поможет класс? Ребятки, в слове зайчик суффикс –чик или –ик? Давайте, послушаем слово заяц. Нет кого? Зайца. Доволен кем? Зайцем.

Какая основа у этого слова?

Подробнее